|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
25.04.2007 12:22:15
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
100 лет со дня рождения В. П. Соловьева-Седого (*/+)
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=343
<...>Русское национальное начало мы слышим во всей музыке Соловьёва-Седого. Оно и определило её всемирное признание. Великий музыкант — один из самых советских и самых русских композиторов. Как и классики русской музыки, он исходил в своих творческих исканиях из русского фольклора. Потому и стал одним из основоположников советской музыкальной культуры, её классиком. Любил музыку Петра Ильича Чайковского и северную музыку Яна Сибелиуса и Эдварда Грига за её глубоко национальное звучание.
Уже в шестидесятые годы ХХ века Соловьёва-Седого тревожило проникновение в советский духовный мир массовой западной культуры.
Пророческими были его беспокойные размышления в те годы: «За рубежом сейчас много пишут и говорят о массовой культуре, о том, что народу чужда и недоступна подлинная культура: Рафаэль и Бетховен, Шекспир и Петрарка, что народу нужны битлы, комиксы, дайджесты, вестерны, то есть весь тот суррогат искусства, который легко усваивается, легко одурманивает и легко оболванивает. Варварские попытки пересказать «Гамлета» на пяти страничках карманного формата или «Одиссею» — на трёх, давать рисунки с кроткими, как пулемётная лента диалогами вместо романа, повести или рассказа, джазовые вопли вместо музыки, хриплый шепоток вместо песни, грубый рисунок вместо живописи — всё это проявления знаменитой и зловещей массовой культуры» (1965).
Как будто о сегодняшней России сказано, а ведь этим словам композитора более сорока лет.
Теперь, когда массовая культура Запада поработила духовную жизнь России, иначе относишься к предостережениям великого художника. Тогда казалось, что сказанное верно, но к нам оно прямого отношения не имеет. Но именно тогда композитор бил тревогу:
«Я за широкое народное творчество, потому что уверен: народ — превосходный наставник не только в области языка, но и в области музыки. Но я решительно против музыкальных подделок, против того слезливого надрыва, который часто передаётся шепотком в микрофоны на некоторых танцевальных площадках и в концертных эстрадах. Я против опошления песни, против нарушения того единства её поэтического и музыкального образа, народных корней, национальной самобытности…
…В лексиконе Эллочки было тридцать слов. У многих авторов песенных текстов не больше, а в музыкальном арсенале ещё меньше — поётся всё на одной ноте. Но людоедка Эллочка имела, по крайне мере, то преимущество, что она не требовала трибуны…
…Я не против гитары, не против самодеятельности, не против менестрелей и бардов. Но я решительно против того, чтобы нашей молодёжи навязывали косноязычность, блатной лексикон, хриплый шепоток, музыкальный примитив» (1965).
Сегодня, во времена всевластия шоу-бизнеса, весьма значимы для нас утверждения гениального композитора-песенника:
«Всё большее место стала занимать некая универсальная, унифицированная не только лексика, но и музыка…
…Мода, как гонконгский грипп, пронесётся ураганом и уйдёт в небытие. Гораздо сложнее, опаснее, хуже, когда люди пытаются сокрушить основы нашей национальной культуры, корчевать народные истоки и в особенности навязывать чужие интонации и чуждые нравы…
…Нельзя ни при каких условиях нельзя механически переносить особенности французских шансонов, латиноамериканских песен, негритянских спиричуэлсов на нашу русскую почву» (1971).
Что касается моды, то её сегодня заказывают для России на Западе. Заказывают моду на умственное и нравственное распутство, на бездуховность. Из моды делают политику: чем меньше русского, национального в человеке, тем лучше для его хозяев — легче им управлять. Чем более бессмысленна песня, которую делают модной, тем более послушны её потребители. Она для них как наркотик: подменяет реальный мир виртуальным. Главным становится — не думать, не переживать.
На эту, ещё мало кому зримую опасность в советское время одним из первых в тогда несокрушимом СССР обратил внимание Соловьёв-Седой. Великие художники предчувствуют беду много раньше, чем общество.
<...>
==========Десакрализаторам - бой!=======