От Мак
К Овсов
Дата 14.12.2003 23:53:58
Рубрики Россия-СССР; История; Образы будущего; Модернизация;

Кургинян и Ко бросают народ и прячутся в подземном Атомграде

Сюжет я понял так: аналитик Ламас, очень похожий на Кургиняна, вместе со знакомым олигархом покупают подземный атомный завод и расположенный рядом полк стратегических ракет и прячутся там с единомышленниками. Вместо того, чтобы попытаться тащить народ из ямы за эти немалые деньги. А тем временем народ дичает все больше, страна распадается. Непонятно, кому понадобятся задуманные автором результаты творческих усилий, наработанные в этом подземелье.

От Овсов
К Мак (14.12.2003 23:53:58)
Дата 19.12.2003 21:11:12

Этот проект – только на случай, когда все усилия спасти страну потерпят крах

Будучи прототипом одного из персонажей «Плутишкиной Сказки» и потому хорошо зная содержание книги и то, что за ним стоит, должен сказать следующее:
«Плутишкина Сказка», конечно, во многом построена на реальных событиях, но все же не является строго документальной повестью и не надо путать ее с реальностью.
Ломас – Аналитик в книге – является образом собирательным, в жизни это три разных человека. Высказанная в книге идея отступления в Атомную Крепость в реальности принадлежит не Кургиняну, а тому, кто выведен в книге под именем инженера Каспара. Кургинян, скорее всего, даже не видел саму эту книгу и не знает об этом проекте. Хотя проект действительно родился после того, как Кургинян рассказал, какова жизнь в одной уже совершенно деградировавшей зоне и напомнил историю Темных Веков.
Должен также заметить, что не всякий бизнесмен в РФ, даже крупный, – олигарх. Но если бы, скажем, какой-нибудь Ходорковский решил выделить деньги под такой проект, нацеленный на спасение Культуры посреди нарастающего всеобщего расчеловечивания – то почему это плохо? Не это плохо, а то, что нашими общими «усилиями» ситуация ныне такова, что люди невольно начинают задумываться, что же делать, когда все усилия спасти страну потерпят крах из-за всеобщего нежелания что-то делать. Ведь этот проект – только на случай, когда все усилия спасти страну потерпят крах, в книге об этом говорится однозначно.
Но готовить базу для реализации такого проекта все же необходимо загодя – потом уже будет поздно. Кургинян же (как и все остальные) этим в жизни отнюдь не занимается, он как раз стремится сделать все, что может, для того, чтобы дело не дошло до описанного в книге, но, к сожалению, слишком много тех, кто толкает ситуацию к описанной в книге катастрофе – в том числе и своим бездействием.
Интересно, кстати, как мыслится вытаскивание Кургиняном народа из ямы с помощью пары миллиардов долларов, если одно только спасение инфраструктуры требует уже триллионных затрат, а народ, к сожалению, не демонстрирует особого желания самому прилагать какие-либо усилия для вылезания из ямы. «Как спасать тех, кто сам не хочет спасаться?» – этот вопрос не случайно задается в книге.
В книге нигде не сказано, что Ломас покупает завод и дивизию РВСН. Там просто договариваются с директором о совместной реализации проекта, а ракетчики упомянуты лишь как расположенные рядом силы, которые тоже можно пригласить в Проект, когда все окончательно рухнет. Это же условие оказания помощи выдвигает в книге и командир армейской бригады. На деньги же «олигарха» осуществляется только новое жилищное строительство и транспортировка грузов. (Читать надо внимательнее. Книга написана, на мой взгляд, довольно сухо – и потому там практически нет случайных моментов, которые ничего не значат.)
Условия описанного в книге Проекта вообще таковы, что для него нельзя покупать людей – там, куда они отступят, деньги не будут иметь никакой цены. Неужели уже и такую простую вещь надо объяснять людям, пользующимся Интернетом?
Поскольку это уже не первый адресованный автору крик «Вы хотите сбежать, бросив нас всех!», я просто приведу отрывки из двух моих писем человеку, который поначалу прочел книгу так же невнимательно, как Мак:

1. «9-я Часть была написана В.О. для осмысления темы того, как устроена Власть и что, соответственно, можно предпринять для изменения ситуации. И совершенно автора не волновали литературные качества – ему надо было изложить определенные мысли, высказанные от имени КНС, и то, что он узнал от одного из тех, кто выведен в роли Аналитика. И было выяснено, что для того, чтобы взять власть и радикально изменить ситуацию, нужны те самые людские ресурсы, о которых говорит в 9-й Аналитик. Люди, много людей, которых в организованном виде тогда не имелось. И то, что их не имеется и по сей день, и стало причиной написания 10-й части.
Судя по тому, как ты воспринял 10-ю, ты не понял, что это такое и зачем оно сказано. Хотя это вписано прямо в заглавие: «Поезд. Предупреждение». Это было написано в 2001-м именно в качестве предупреждения: ребята, если вы так и будете сидеть, ни хрена не делая, и только уповать на то, что само рассосется, - вот чем все это кончится! Коллапсом систем жизнеобеспечения (это уже тогда называли Проблема-2003 – исчерпание ресурса систем жизнеобеспечения), и как результат – распадом общества и страны. Что мы сегодня, в 2003-м, и начинаем наблюдать. А В.Н. полагал, что это еще лет через 20…
Ты написал, что 10-я перечеркивает все предыдущее. Это не она перечеркивает, а то, о чем она, то самое, что происходит вокруг в реальности: отношение большинства к ситуации. Да, можно написать еще одну «5-ю» о счастливом конце, но автор не случайно привел в 10-й слова Кара-Мурзы: «Я, конечно, надеюсь на счастливый исход, но, к сожалению, не вижу для него никаких предпосылок». Если их видишь ты – немедленно нас порадуй, будем очень признательны. Для счастливого исхода нужно некоторое минимальное количество (думаю, для начала тысяч 50) хорошо организованных людей, готовых действовать и, если надо, то и головы сложить ради Дела. Но нет этой критической массы. Потому что масса критикующих – это еще не критическая масса.
Что такое КПРФ – тоже ясно, не та организация.
В 10-й мельком говорится о том, что Аналитик и Каспар со своими товарищами до последнего пытаются спасти ситуацию, но все их усилия разбиваются о нежелание большинства думать и действовать. Это не расшифровывается описаниями действий, имевших место в жизни, потому что 10-я не об этом, а о том, чем все кончится, если такие действия ни к чему не приведут. И все равно говорится о том, что, отступая, в столице оставляют оперативную группу, состоящую из спасателей и грамотных управленцев – на случай, если все же хоть что-то можно будет сделать. Почему-то этот момент многие не замечают. Эти многие видят в описанном «бегство», «уход», хотя в книге прямо сказано, что это – отступление. Кстати, все, кто воспринимает 10-ю как бегство или уход, относятся к тем, кто лишь критически наблюдает за происходящим, не участвуя ни в каких действиях, нацеленных на изменение положения дел. Все, кто в таких действиях участвуют, восприняли написанное именно так, как оно и было замыслено В.О.: отступление.
Отступление в военном деле считается едва ли не более сложным видом действий, чем наступление. Среди прочего и по причинам психологическим – отступать приходится не от хорошей жизни. Кто из «наблюдателей», толкующих об уходе, бегстве, подумал о том, каково отступать тем, кто был воспитан в духе кубинского «Hemos nacido para vencer» – «Мы рождены, чтобы побеждать», в понятиях Служения и Долга – и оказался в условиях поражения, вызванного самым грандиозным за всю историю человечества Предательством – и не только верхушки, но и большинства населения? Многие в начале 90-х просто кончали с собой, но другие приняли бой и в этих условиях, используя любую возможность для Сопротивления. И отступать им пришлось потому, что их слишком мало. А каково это… Каспар ведь не случайно вспоминает строки Симонова:
Опять мы отходим, товарищ,
Опять проиграли мы бой,
Багровое солнце позора
Заходит за нашей спиной…
Кто из «наблюдателей» хоть на миг попробовал, каково это?…
Ты еще написал об ударе по пустым воротам после того, как был сбит герцогский самолет. То есть надо было пользоваться вакуумом власти и брать власть? Но ведь в 9-й части ясно сказано о том, что самое трудное – не взять власть, а реализовать ее. Для этого нужны люди, много людей, готовых действовать и если надо, то жертвовать собой. А их нет. Или ты знаешь, где они сидят в ожидании «пустых ворот»? Тогда в чем дело? Возглавляй их - и вперед! Если доживете до того дня, когда «ворота опустеют».
Потому что как бы выглядело на практике то, что ты хотел бы увидеть в 10-й после бегства «власти»? Да, можно войти в Цитадель и сказать: «Самозванцев нам не надо, президентом буду я!» А дальше? Описанная в 10-й группа, отступающая в эшелонах – это тысяч 5, причем многие из них – отнюдь не «силовики» и не управленцы. Этого недостаточно даже для того, чтобы навести порядок и наладить жизнь в одной Москве – той, описанной в 10-й Москве, где уже нет ни тепла, ни света, ни подвоза продовольствия. Где большинство «Каждый сам за себя!» А что уж говорить о стране…
Говорят, большевики в Октябре 1917-го «просто подобрали власть, которая валялась в грязи». Да. Но ведь были большевики! Многотысячная, разветвленная по стране структура с накаленным ядром и железной дисциплиной, с Красной Гвардией, с Советами. И население не было разложившимся до нынешнего уровня. И то все было более чем не просто. А сегодня нет ничего из этого – и ты предлагаешь брать власть, не имея никаких сил для ее удержания.
И еще. Если бы автор описал в 10-й, как герои книги приходят в опустевшую Цитадель, берут власть и налаживают жизнь – вот это как раз и перечеркнуло бы все самое главное, о чем эта книга. Потому что это и было бы то самое «само рассосалось», когда народ получает все желанное, не ударив для этого пальцем о палец, от «других», от «доброго дяди». Но не зря написано в книге, и не один раз, – чего стоит дарованная победа? Предыдущие поколения подарили нам Страну и Победу, – и с какой легкостью большинство предало это дарованное, а не завоеванное собственным потом и кровью! Нет, ребята, хрен вам, а не хэппи-энд, если сами вы пальцем о палец ударить не желаете!
Да, можно сказать, что «надо создать организацию». 9-я Часть как раз об этом. Но это требует людей и времени. Людей еще нет, а времени – уже нет. Мы в цейтноте.
10-я была закончена сразу после событий 11 сентября в Штатах. И кончалась она тогда не совсем так, как сейчас. После Клуба кое-что было переосмыслено и дополнено тем, что и стало окончательным финалом. И ключевыми словами 10-й является не только второе слово заглавия, но и финальные строки: «Предопределения – нет. До тех пор, пока человек жив и остается Человеком, никто не может лишить его не только свободы Мысли, но и свободы Воли. И если есть Воля – ничто не предопределено». В этом суть 10-й, как обращения к читателям, а не в том, что «Амба, Василий Иванович, отступать надо!» - хотя и от этого, к сожалению, не отмахнешься. Ведь почему – отступление? Именно потому, что у абсолютного большинства нет этой самой Воли.
Ты пишешь, что в Темные века кто-то двигал цивилизацию и вне стен монастырей. Но появление монастырей и было концом Темных веков. А Темными их потому и назвали, что это было время Тьмы, время регресса, когда как раз и не было никакого продвижения цивилизации. Что осталось в их истории – кроме войн и грабежей? Никаких открытий, никаких памятников культуры.
Отступление в 10-й – просто развернутое изложение размышлений К-на после посещения им одной особо деградировавшей зоны, когда он понял, что в такой зоне невозможно будет выжить, сохранив Культуру, и вспомнил о Темных веках и катакомбном христианстве. Что останется, если вся страна превратится в такую зону? Голая борьба за выживание. Регресс, как уже говорилось, останавливают не революциями (это невозможно, это поздно), а контррегрессивными мерами, т.е. созданием очагов нового, здорового жизненного уклада с последующим распространением этого уклада вовне. Т.е. как и в военном деле, отступление проводится для перегруппировки сил, накопления ресурсов и последующего перехода в контрнаступление. Это настолько очевидно, что развивать эту банальность в 10-й не стали. Вообще, если ты заметил, все части книги имеют открытый финал, а 10-я особенно. Ничто в книге не заканчивается совсем и навсегда – как и в жизни».

2. «Продолжаю размышлять над твоими словами по поводу Сказки.
В.Н., прочитав 10-ю часть, сказал, что нельзя было бы ехать на поезде, потому что все рельсы уже были бы сданы в металлолом. На это я ответил вопросом: почему он полагает, что в ситуации всеобщего коллапса пункты по сбору металлолома будут продолжать работать, как ни в чем не бывало? На это он не ответил – все понял.
У тебя примерно такое же мнение о власти. Если верхушка на стадии всеобщего коллапса (т.е. в том числе и развала структуры власти сверху донизу) сделает ноги, то достаточно просто занять ее место, чтобы стать новой властью? Если бы! Эта фаза уже была описана весной в одном из интервью К-М, да и не только там, исторических прецедентов достаточно. Власть – это не столько навязанная сверху сила, сколько готовность ей повиноваться внизу. И при грозящей нам катастрофе властью станут те, кто сможет обеспечить людей хлебом, теплом и водой. При этом неизбежен развал страны на регионы, которые быстро станут иностранными протекторатами, а то и просто присоединенными территориями. Описанная в 10-й группа одна обеспечить хлеб, тепло и воду в масштабах страны не сможет, ее и для одной столицы маловато. Нет у нее тех структур, что были у большевиков в Октябре 1917-го. И за два дня их не создать.
Так что на деле, займи эта группа опустевшую Цитадель и объяви себя властью – кто об этом узнает на местах при бездействии систем связи? А если и узнают, то будет, как в фильме «26 Бакинских комиссаров», где в ответ на страстную речь одного из комиссаров из зала отвечают: «А хлеб дашь?» И, услышав «нет», голосуют отнюдь не за комиссара. И приходит английский десант, а потом и турки.
Нужны люди, много организованных людей, которых сегодня нет. Верхушечный переворот может быть успешным лишь тогда, когда сохраняется аппарат управления, а это ведь тоже люди, да еще сегодня они такого сорта, что в случае коллапса отнюдь не будут умирать от голода возле эшелона с продовольствием, а продадут его и сделают ноги. Вроде бы, в 9-й части эта проблема разбиралась достаточно подробно.
И, ко всему прочему, соседние страны отнюдь не станут смотреть на происходящее в Гросланде в телевизор, они просто пошлют войска, и это будет логично с их стороны. Какими силами описанная группа могла бы дать им отпор? В 1918 ситуация была много лучше, и то пришлось пойти на Брестский мир – не было сил удерживать всю территорию. А в книге имеется всего одна бригада…
А еще я поговорил с парой тех, кто, как и я, является прототипами активных персонажей Сказки на тему того, чем стал бы в книге хэппи-энд с приходом описанной группы к власти при бездействии остального населения. Ответ был одинаковый у обоих: это и было бы той самой мерзкой халявой, о которой мечтает население, не желающее ударить пальцем о палец даже ради собственного спасения. Так вот не будет ему этой халявы! Ни в книге, ни в жизни».

Чтобы было понятнее, о чем идет речь, прилагаю взятую у автора электронную версию упомянутой 9-й Части (кстати, в ней прототип Аналитика – не Кургинян).

Кстати, Озеров просил передать, что его не удивляет, что находятся люди, которые неверно трактуют авторский замысел даже тогда, когда все, вроде бы, сказано с достаточной ясностью. Не зря же Фред Чизхолм сформулировал свой 3-й Закон: «Любую цель люди понимают иначе, чем человек, ее указующий», и добавил Следствие №1: «Даже если ваши разъяснения исключают неверное толкование, вас все равно неправильно поймут».

Д.О.

От Овсов
К Овсов (19.12.2003 21:11:12)
Дата 19.12.2003 21:49:04

В копилке 9 глава романа - Орден (про предшествующие события)

https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Ovsov/SK9.rar

Из предыдущих глав читатель уже понял бы, что:
Гроссланд - Россия
Даган - Дагестан
Нисланд - Приднестровье
Герцог - Ельцин
Другие места и персонажи тоже вполне узнаваемы.

От Семен
К Мак (14.12.2003 23:53:58)
Дата 15.12.2003 13:15:26

Кургинян не причем, партизанская база нужна

Аналитик Ломас (а не Ламас), собарательный образ аналитика, в который В.Озеров (автор сказки) включил некоторые яркие черты Кургиняна. Может и от Кара-Мурзы там что-то есть. Поэтому не надо шить дело Кургиняну, которого Вы так не любите.
Подумайте, разве можно будет вести работу среди одичавшего населения, управляемого дикими режимами, не имея за спиной укрепленной базы, куда можно отступать в случае провала одной из групп. Куда вы семью свою отправите, чтобы страх за нее не мешал вам делать свою работу. Да и творческие разработки действительно лучше делать не опасаясь, что зайдет шпана и ограбит вас или покалечит. Тщательнее надо быть, если хочется обвинениями кидаться.