Квартирный ответ
Когда и почему теперь можно не платить коммунальщикам
Ираида Семенова
Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) 23.10.2003
Сегодня в дополнительном выпуске "РГ" публикуется документ, который
коснется каждого жильца. Этот выпуск так и называется - все о вашем доме,
или новые правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Наши
подписчики узнают, почему и за что теперь можно не платить коммунальщикам.
Впервые широкой аудитории сообщаются нормы и правила содержания жилого дома.
Раньше Госстрой их высылал в коммунальные отделы местных администраций в
виде служебных рекомендаций. Теперь же они впервые обретают статус
обязательного исполнения. На их основе-то и будут теперь перезаключаться с
жильцами договора найма.
компетентно
Похоже, глава строительного ведомства Николай Кошман все-таки выполнил свое
обещание и предоставил людям инструмент, с помощью которого они смогут
наконец-то отстоять свои права. Жильцы теперь станут платить за квартиру
ровно столько, сколько на самом деле предоставляется услуг. Во всяком случае
нам предоставлена возможность на основании этих правил и норм подсчитать,
что и на какую сумму нас "нагревает" эксплуатирующая дом контора.
Рассказывает первый заместитель главы Госстроя России Сергей Круглик:
- Люди не специалисты. Большинство из нас понятия не имеет, из чего
формируются цены на жилищно-коммунальные услуги. Публикуемый "РГ" документ
как раз и оговаривает, как и из чего складывается сумма счета, которую
ежемесячно оплачивают жильцы.
К примеру, отвечает на вопрос: как должен вывозиться мусор? Или сколько раз
нужно проводить влажную уборку подъезда? Каким образом дворник должен
чистить мусоропровод? При этом в документе указаны нормы, которые были
заложены на основании среднестатистических измерений. Ведь в каждом регионе
своя процедура, свои циклы замеров объемов того же мусора. Жилой дом -
достаточно сложный инженерный объект, много фрагментов, из которых
складывается его эксплуатация. В то же время сегодня большинство квартир
приватизированы, находятся в частной собственности. Практикуются новые формы
управления, такие, как товарищества собственников жилья. Нормы и правила в
первую очередь разработаны для них. Для того, чтобы они смогли оценить,
какова стоимость эксплуатации, понять, что такое управление домом и как все
это взаимосвязано с предоставлением качественных коммунальных услуг. В
общем, правила и нормы - это те базовые нормативы, от которых "пляшут" цены.
Вообще такой документ существовал во все времена. В советские времена он
был, пожалуй, самым грозным документом для коммунальных контор. Попробуй
начальнику ЖЭКа их проигнорировать - слетит с кресла. Однако обычные
граждане даже не подозревали об их существовании. Эти нормы и правила носили
статус внутренних, служебных циркуляров. В девяностых годах они прибрели
статус рекомендаций. Их можно было выполнять, а можно - отправить в корзину.
На этот рекомендательный характер, чего греха таить, и сориентированы
большинство ЖЭКов и ДЭЗов. Между тем выяснилось, что без нормирования услуг
ничего путного не выходит. Мусорные контейнеры неделями не вычищаются,
подъезды не то что не подметаются, вообще не ремонтируются. При этом на все
возмущения жильцов домоуправители отвечают, что денег на это нет. Будет ли
теперь по-другому?
Новые нормы и правила, как пояснил Сергей Круглик, позволяют управляющей
домом компании заключать правильный договор с эксплуатирующей конторой. Эти
нормы - большое подспорье и для контролирующих органов. Сегодня практически
во всех регионах появились жилищные инспекции, службы дирекции единого
заказчика. Теперь и у них появились новые критерии надзора за состоянием
домов и деятельностью ЖЭКов и ДЭЗов.
Заместитель главы Госстроя считает, что жильцам не стоит опасаться, что с
появлением новых норм эксплуатации возрастут коммунальные услуги. Люди,
которые не получают положенное, могут обратиться в суд, в эксплуатирующую
дом организацию и востребовать положенные услуги, за которые они платят.
Либо обратиться с требованием, снизить расценку за не предоставление этих
услуг.
Итак, каковы основные положения документа?
Требуйте уборщицу раз в пять дней
подъезд
Во-первых, предприимчивым жителям придется разобрать свои ящики с картошкой,
которые они предпочитают размещать в укромных уголках подъезда. По новым
правилам сооружение кладовых в подъезде запрещается. За это домоуправление
запросто сможет наказать жильца. Но и жилец может взыскать с эксплуатирующей
конторы. Ведь уборщица лестницу в подъезде должна "обметать" и мыть не реже,
чем через пять дней. А вот, все что находится в подъезде, - стены,
отопительные приборы, перила, окна - подвергать мокрой уборке не реже одного
раза в месяц. Штукатуры и маляры и другие ремонтники должны появляться в
подъезде с периодичностью три-пять лет. При этом входная дверь в
многоэтажных домах должна быть с автоматическими замками. Интересно, во
многих ли подъездах соблюдаются даже эти перечисленные правила?
В общем, похоже, что с появлением этого документа наступает горячая пора для
судебных инстанций. Они просто будут завалены исками жильцов и
домоуправлений. (Образцы заявлений публикуются в специальном выпуске).
Сантехника больше суток не ждут
квартира
Считается, что в отношениях с эксплуатирующей дом конторой жильцы всегда в
проигрыше. Во всяком случае, до сих пор только они и пытались отстоять свои
права. Теперь же и ЖЭКи запросто смогут приструнить нанимателей и
собственников квартир. Хотя бы за то, что балконы и лоджии захламлены.
Громоздкие вещи размещать на них запрещается. Чтобы не ссориться с
домоуправлением, жильцам теперь придется срочно вывозить с балконов свои
старые холодильники.
Вообще же слов "запрещается" в документе довольно много. Скажем, даже
собственники приватизированных квартир не смогут заниматься их
переоборудованием без санкции эксплуатирующих контор. Похоже, без санкции
ЖЭКа теперь даже металлическую дверь не установишь. Домоуправление и
пожарники сначала должны будут выяснить, не мешает ли новое "устройство
дверного проема" другим жильцам. Спросить с жильцов за то, что не утеплили
свои окна и двери. Однако радует, что жильцы теперь могут не тратить
напрасно свои эмоции. Если случилось в доме ЧП - засорились мусоропровод,
канализация или прорвало трубы, "аварийка" должна выехать на место
происшествия немедленно, а если потек кран - сантехник отремонтирует его не
позже суток. Приступить к компании к отстаиванию своих прав жильцы смогут и
в том случае, если батареи не прогревают вашу квартиру до 18 градусов тепла,
а горячая вода поступает к кранам и смесителям ниже 60 градусов.
Зимний график дворников рассчитан по часам
двор
Безусловно, дом должен иметь свое лицо. У него должен быть номер, а на
фасаде указана и улица, на которой он расположился. ЖЭК должен позаботиться
и о номерах подъездов и квартир. Но это еще не все. На виду у всего двора
должен стоять стенд с адресами и телефонами местных органов самоуправления,
пожарных, милиции, скорой помощи, газовиков, санитаров и главное -
коммунальной аварийки. При этом, лучше убрать со двора и самовольно
построенные гаражи и сараи - им там не место. В общем, и двор должен
содержаться в чистоте, К примеру, после снегопада дворник должен очистить
его от сугробов уже через три часа. Кстати, мусор должен вывозиться
ежедневно. При этом контейнеры с отходами периодически подвергаются
дезинфекции.
Петербургский <Водоканал> готовит <коммунальный переворот>
Специалисты ГУП <Водоканал Санкт-Петербурга> разрабатывают принципиально
новую концепцию водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, в основе
которой лежит простая и ясная цель - <поставить весь город на счётчик>. При
этом всю полноту ответственности за качество воды из крана в квартирах
петербуржцев <Водоканал> готов мужественно взять на себя.
Без преувеличения революционный документ, зреющий в недрах <Водоканала>,
планируется представить на рассмотрение городского правительства уже в
начале следующего года. А новая <водяная> эра для большинства горожан
начнется в апреле 2004 года.
На днях директор Центра по работе с абонентами ГУП <Водоканал
Санкт-Петербурга> Альберт Хапин провёл предварительную беседу с членами
Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга...
<Долой пьяных сантехников!>
Как пояснил на встрече Альберт Хапин, <Водоканал> намерен возложить
непосредственно на себя ответственность за качество предоставляемых
населению услуг - т.е. стать <услугодателем> и перейти на прямые договоры с
горожанами. До сих пор эту роль выполняют преимущественно сантехники РЖА -
ответственность <Водоканала> заканчивается <на входе> в дом. В настоящее
время <Водоканал> связывают <договорные узы> только с соответствующей
жилищной организацией (районным жилищным агентством, ЖСК или товариществом
собственников жилья).
А далее действия жилищных организаций уже никакими узами не сковываются -
примерно в 90% случаев у них нет юридической ответственности перед
населением в виде индивидуального договора.
Сегодня, по словам Альберта Хапина, все усилия предприятия по повышению
качества водоснабжения и водоотведения сводят на нет жилищные службы,
отвечающие за состояние подвалов и внутридомовых сетей. Комментировать это
состояние излишне: несмотря на постоянное усовершенствование методов и
системы очистки воды, из кранов многих квартир по-прежнему течёт ржавая,
мутная вода. А нередко не течёт вообще ничего...
В связи с этим <Водоканал> и принял решение <войти в каждый дом> -
разобраться с проблемами на внутридомовых сетях. Специалисты предприятия
разработали программу повсеместной установки приборов учёта воды. После
такой установки <Водоканал> и намерен заключить прямые договоры с
потребителями. Массовая установка счётчиков воды позволит перейти
преимущественно на фактическую оплату водопотребления (сейчас же в
большинстве домов расчёт идет по нормам на человека). Планируется, что
массовая установка приборов учёта начнется уже с апреля следующего года.
Сегодня, утверждает директор Центра по работе с абонентами, у <Водоканала>
нет нормативной базы для установления прямых договоров с гражданами. Ее еще
предстоит обеспечить в Гражданском кодексе и документах Госстроя России.
Между тем, по словам председателя Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга
Марины Акимовой, в Москве коммунальные службы уже пошли на прямые договоры с
населением - их существующая нормативная база, по-видимому, не смущает.
<Долой подушную оплату!>
Как утверждает Альберт Хапин, переход на оплату за потребленную воду по
счётчику для большинства горожан обернётся снижением стоимости услуг (уже
первые установленные приборы показали экономию в оплате на 50%).
С другой стороны, он упростит порядок расчетов. Это позволит уйти от
унизительной и бесперспективной системы <подушной> оплаты за
водопотребление, когда приходилось доказывать, что, несмотря на прописку, вы
здесь не живете или отсутствовали несколько месяцев ввиду дачного сезона. И
заставит всерьез раскошелиться граждан, в квартирах которых прописан один
человек, а живет целый аул.
Немаловажен и психологический фактор: теперь люди смогут тратить не только
по потребности, но и по возможности своего семейного бюджета. То есть,
появляется определенная защищенность от завышенных норм.
В силу очевидных причин революционные преобразования <Водоканала> не
затронут лишь коммунальные квартиры.
<Мы заинтересованы в достоверной информации об объемах потребления в
зависимости от категории потребителей>, - сказал Альберт Хапин. К тому же
<постановка на счётчик> неизбежно приведет к кратному сокращению
водопотребления, а значит и значительному снижению нагрузок на водоочистные
сооружения, подчеркнул он.
Другим сопутствующим моментом реализации программы водоучёта является
неизбежность замены внутридомовых сетей. <Ставить счётчики на трухлявые
трубы - они выйдут из строя через месяц>, - поясняет Альберт Хапин. Поэтому,
по его словам, на уровне города должна появиться программа замены
<внутрянки>.
Кто будет обслуживать внутридомовые сети, это уже дело третье. Важно, что
обслуживающая организация будет иметь дело с юридическим лицом -
<Водоканалом>. И мы будем избавлены от <плача Ярославны> в исполнении главы
Комитета по содержанию жилищного фонда: как плохо им живется; и работают они
ровно на столько, на сколько их финансируют; и наказывать он нерадивых
сантехников и техников не может в силу их незаменимости...
<Революция требует жертв...>
По словам Альберта Хапина, разработчики программы предлагают три источника
ее финансирования: федеральный и городской бюджет, а также внебюджетные
средства. О процентах участия и <цене вопроса> руководство <Водоканала>
говорить отказывается, ссылаясь почему-то на коммерческую тайну.
Под внебюджетным источником понимаются средства самого населения. И к этому
источнику, отмечает директор Центра по работе с абонентами, требуется
индивидуальный подход.
Так, граждан предлагается разделить на три категории. Потребителям, которые
имеют право на льготы и компенсации при оплате коммунальных услуг, первичная
установка индивидуальных приборов учёта обойдётся бесплатно. Тем, кому
единовременная оплата установки счетчиков не под силу, будет предоставляться
рассрочка платежа. Причем форму рассрочки также предлагается разнообразить.
Ну, а тем, кто в состоянии сразу оплатить счётчики <по полной программе>,
<Водоканал> возражать не будет...
Альберт Хапин обращает внимание и на то, что, по законам рынка, в связи с
массовостью установки приборов затраты на их установку снизятся. Пока что
процедура установки водомеров измеряется суммой в 100 долларов на один
счётчик (стоимость самого прибора, аксессуаров к нему, врезки, установки,
поверки и т.д.), а их в квартире должно быть не менее двух.
Также представитель <Водоканала> отметил, что водомеры после установки
становятся собственностью владельца помещения. Последующая замена - за его
счет. Заметим, что эксплуатация счетчика свыше 5 лет, по мнению
специалистов, не целесообразна.
Теоретически установка счётчиков носит добровольный характер. Практически -
будет действовать экономический <стимулятор>: если вы не пожелали
устанавливать водомеры, расчёт с вами будет производиться по <остаточному
принципу>. А именно: из показаний общедомового прибора учёта будут вычтены
все показания по индивидуальным квартирным счётчикам. Оставшаяся сумма, за
вычетом нормативных потерь и расходов на общедомовые хозяйственные нужды
(например, мытьё лестниц, если у вас такое заведено), делится между
<отказниками>. Доказать, что на вас перекладываются сверхнормативные потери,
будет крайне сложно. Легче поставить счётчик...
Этот механизм экономического стимулирования уже был достаточно успешно
использован в прибалтийских странах.
По данным Комитета по содержанию жилищного фонда, в настоящее время из 12
101 домов государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга только 43 жилых
дома полностью оборудованы квартирными счётчиками. Всего же в городе
установлено 23 584 индивидуальных водомера. Требуется же установить на два
порядка больше...
<Есть у революции начало...>
Напомним, что в недрах ГУП <Водоканал Санкт-Петербурга> разрабатывается
несколько программ кардинального улучшения работы предприятия. В частности,
концепция перехода к 2006 году на принципиально новую систему очистки
подаваемой воды - с применением ультрафиолета. Уже в текущем году на новую
систему очистки будет переведена главная водопроводная станция. Планируется,
что в 2004 году удастся перевести Волховскую станцию, в 2005 году - Южную и
Северную. Нововведение позволит отказаться от необходимости хлорирования
воды, что сопровождается проблемами как для здоровья потребителей, так и в
ходе доставки и хранения опасного хлора.
Руководство <Водоканала> надеется, что его инициативу (переход на оплату по
квартирным счётчикам и прямые договоры с населением) поддержат и другие
<коммунальные> предприятия, прежде всего энергетики - ГУП <ТЭК> и ОАО
<Ленэнерго>, общие интересы с которыми у <Водоканала> <завязаны> на горячем
водоснабжении.
Напомним, что на заседании городского правительства в конце марта текущего
года была рассмотрена программа установки приборов учета потребления
тепловых, энергетических и водных ресурсов в жилых домах и бюджетных
организациях города. Документ, в частности, предусматривает внедрение систем
<погодного регулирования>, что позволит снизить затраты на отопление и
избежать <перетопов>.
По данным городского Комитета по энергетике и инженерному обеспечению,
установка приборов учета тепловой энергии позволила в прошлом году на
четверть сократить расходы бюджетных организаций на оплату тепла. Экономия
за год составила до 100 миллионов рублей - вот вам и источник финансирования
энергосберегающих программ, которым пользуется весь мир.