От alex~1
К Геннадий
Дата 20.10.2003 12:07:26
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки;

Re: О качествах...

>Вы вообще-то знаете, что написали 24 страницы? С моей, впрочем помощью. Потому позвольте, буду отвечать по частям. Тем более, кое-что требует уточнений, а то возникают неясности.

Согласен.

>Вы все-таки пожалуйста определите. Я не настолькознаком с его писаниями, да и, емнип, он не дает собственно определения. Так вы уж будьте добры: истинно руский – это…

Попробую, хотя это будет непросто.
Итак. В моем понимании термина, истинно русский характер описывается с помощью следующих основных качеств (не претендую сразу на создание "полного списка"):

1) Склонность к статическим (не подверженным изменениям) абсолютам, неумение и нежелание выделять и учитывать оттенки.
2) Верность (вплоть до анекдотического упрямства) текущему статическому абсолюту. В качестве иллюстрации: (не придумал, было на самом деле). Бывший друг моего брата (оба закончили МВТУ), после окончания отслуживший в армии офицером, утверждал, что при движении колонны машин задняя всегда движется быстрее, чем передняя. Формулы, которые он мог написать и сам, его не убеждали. Аргумент: ты в армии не служил, ты не знаешь. Убедить его не удалось - не потому, что он дурак (он совсем не дурак), а по причине истинной верности некоему странному тезису, который неизвестно почему запал ему в голову. Это так, и все.
3) Периодическая революционная смена абсолютов - одного на другой, обычно с проклятиями абсолюту предыдущему - как будто это абсолют требовал ему такого поклонения, а не сам истинно русский и другие истинно русские.
4) Колоссальная гибкость, сообразительность и полная беспринципность при нахождении в "границах" текущего абсолюта. Раз канон соблюден, в остальном можно не мелочиться.
5) Очень сильное подчинение авторитетам. Мнение авторитета как решающий аргумент. Полное закрывание глаз на недостатки авторитета и абсолютизация его достоинств, подражательность.
6) Очень высокий уровень рефлексии ("самокопания")
7) Достаточно сильные элементы фатализма, если решение проблемы не проглядывается и есть возможность "отвалить" в сторону.
8) Упорство и сообразительность при достижении цели, если цель и методы ее достижения понятны и задача ее достижения четко поставлена. Реализм и полное (но временное) отбрасывание дурацких мифов на этой стадии.
9) Готовность включиться в иерархию для достижения цели.
10) Признание колеективного способа решения задач более эффективным, нежели способ индивидуальный, но без потери индивидуальности в коллективе.
10) Естественность зависимости размера "получаемой доли" от места в иерархии, а не от "текущего" реального вклада.
11) Естественность положения, чтобы стабильно вносящий больший вклад в общее дело стабильно занимал более высокое место в иерархии. Инерционность оценки (долгий учет прошлых заслуг, но медленное их признание).
12) Естественность положения, что уровень уважения и "ценности" определяется местом в иерархии.
13) Крайнее неприятие "оправдавшегося предвидения" тех, кто способен видеть дальше и при этом преследует свои собственные интересы, а не интересы самого оценивающего. Ситуация совершенно не меняется даже в отсутствие конфликта интересов.
14) Явная склонность подгонять то, что есть, под то, что должно быть.

>Ведь это у Вас – в ироничном смысле, так?

Нет, так сказать нельзя. Н. Михалков, например,
для меня истинно русский. Никакой иронии.

>(Отмечу, что я м.б. понял бы Вас лучше, если бы Вы выделили «истинно русских» хотя б кавычками, как это, например, делает Витте в своих Воспоминаниях)

Это, пожалуй, приведет к упрощению. Или к трактовке "истинно русских" как однозначно "плохих людей" ("темен", "злобен", "глуп"). Это совсем не так.

>
>Абсолютно уверен в обратном.

Здесь мы ничего друг другу не докажем. Впрочем, позиции сторон достаточно ясны.

>Растлевает обычно не партийная принадлежность и не способ управления, а безнаказанность и вседозволенность.

Не только. Цели и/или методы их достижения могут в принципе растлить и без всякой безнаказонности со вседозволенностью.

>Гм… А как прикажете понимать Ваши высказывания, которые по смыслу очень похожи на высказывания тех, кто «за подачки так обсирал свою страну, свой народ», а пафосом еще и в чем-то их превосходят?

Это Вам показалось с разгона. Надо мои высказывания понимать именно так, как они высказаны. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне не зависит от мотивов, которым руководствовался каждый участник борьбы. И он не становится меньше, если признавать очевидное, а именно, упорство и непреклонность Сталина и наличие в критический момент заградотрядов сзади. Просто для максимального напряжения воли и сил требуются стимулы, в том числе кнут и пряник. Но только кнутом и пряником слякоть на героизм не подвигнешь.

>Возможно, Вы еще молоды и не помните , как все это происходилов 1985-91.

Помню, помню.

> Горбачев пришел со славой Сталину, а ушел, заявляя, что первой и уже тогда осознаваемой его целью было – окончательно убить Сталина. В широком смысле.

А вот этого не помню - ни того, ни другого. Или вы под "Сталиным" понимаете "коммунизм"/"советский проект"?
Но это не правильно. Для многих (если не для большинства) коммунистов - и не только для них - Сталин - это тот, кто уничтожил коммунистические идеалы и стал на путь традиционного русского "империализма".

>А речи ТЕХ и Ваши, повторяю, очень похожи – насчет русских и их «менталитета».

Ну что же, ТЕ говорили не совсем безо всякого основания, так что пересечения возможны.

> И в таких лозунгах, согласно Гитлеру, важно не то, какой смысл вкладывает собеседник в их обсуждение, а то, насколько часто эти лозунги повторяются.

Я не выступаю в газетах и по TV. :)

> А если человеку достаточно беспрерывно внушать: ты свинья! – он и захрюкает, общеизвестно. На этом (в том чсиле) и строилось разрушение СССР.

Опять не так. Все было совсем наоборот. "Людям" все время говорили: ты такой крутой, да такой умный, да такой герой - жаль только, тебя душат тупые бюрократы сверху и объедают ленивые нахлебники снизу. А будет свобода - получишь сразу все, что имеют такие же, как ты, белые люди в нормальных странах.

>Насколько я понял Вас ПОКА, вы – истинно советский человек, который видит (и разоблачает) неконструктивность подхода истинно русских. И те, и другие не любят Чубайса, скажем, или Солженицына, но предварительно предпочитают отметелить друг друга.

Если упрощать, то дело выглядит так.
Для меня объективно истинно русские больший враг, чем нормальный либерал (ублюдки вроде Чубайса не в счет). Это не зависит от симпатий и антипатий. Либерализм (при всех его недостатках) я рассматриваю как естественный этап, необходимый для освобождения от ряда серьезнейших недостатков и приобретения целого ряда достоинств.
Но!
Я совершенно не вижу, каким образом в современной России может победить классический либерализм. Тупое провозглашение либеральных ценностей не могло привести ни к чему иному, кроме того, что мы видим сейчас. Это абсолютно не либерализм, это "чубайсовщина". Так случается часто - если без мозгов и предпосылок проталкивать одно, получишь совсем другое.
Вследствие этого, для меня большим врагом, чем "истинно русские", являются либералы (даже настоящие, а не чубайсы с немцовыми), активно действующие в рамках нынешнего режима. Их действия - хотят они этого или не хотят, понимают они это или не понимают - объективно играют на руку фашистам.
Действия "истинно-русских" сами по себе к фашизму не ведут. Мне они не нравятся потому, что они вообще ни к чему не ведут, тем самым на практике не препятствуя реальным силам двигать дело к фашизму. Третий "истинно русский путь" - это абсолютная бесплодность и нежизнеспособность. Лозунг "за Веру, Царя и Отечество" просто пережил себя. Времена меняются, а истинно русские в это не верят. Они верят в абсолюты и спасение после смерти. А причиной бесполезности вышеупомянутого лозунга видят козни марксистов, либералов и евреев. Это выморочное направление, простые крики "Чур меня, чур" (вариант - "Изыди, Сатана!"). Толку-то. И эти, простите, импотенты (которые, не спорю, еще 200 лет назад были, без шуток, добры молодцы), все норовят проклясть то, что реально дает возможность развиваться и решать возникающие реальные проблемы.

Давайте стараться смотреть на вещи здраво. По возможности без очернения и идеализации. Оба отклонения сейчас очень опасны.

С уважением

От Геннадий
К alex~1 (20.10.2003 12:07:26)
Дата 25.10.2003 22:30:12

О Наполеоне

>Да не было у Наполеона шансов решить ту задачу, за которую он взялся - склонить русское дворянство к континентальной блокаде Англии.

Наполеон вовсе не хотел (и не стремился) к чему-то склонять русское дворянство. Ему нужно было заставить Александра переменить вектор русской политики – от враждебной себе и дружественной Англии – до наоборот. А континентальная блокада несла России не только убытки. В общем, это вопрос действиетльно сложный.

>Насчет всей Европы - явный перебор. Ни Наполеон, ни Европа в целом не собиралась навязывать России своих ценности и даже захватывать ее территорию.

А кто говорит, что собирались? Да и не было тогда понятия «Европа в целом» (в смысле общности и осознанности интересов). Сомневаюсь, что и сейчас есть. Я о другом: Наполеон для похода в Россию мобилизовал ресурсы и войска всей Европы. Это бесспорно

>При чем здесь российский социальный проект того времени, основой которого была фанатичная религиозность народа и крепостное право?

Вы как будто не замечаете, что Вам пишут и снова повторяете те же полуобъяснения. У башкир и калмыков не было крепостного права. Как и на Севере России. В Прибалтике не было фанатической религиозности, по крайней мере, православной. Почему крепостные и православные пошли защищать Россию от Наполеона – мы уже поняли. А почему пошли кавказцы, рижане и эстляндцы, кочевые зауральцы?
Еще: религиозность не была фанатичной, надобно поискать другое слово. Фанатизм в данном контексте предполагает нетерпимость к иным религиям, а этого в массе народа не было, разве – у сектантов типа староверов.
>Разве я сказал, что дело в одном православии? Я сказал, что священная война требует сакральных принципов. Для русского народа (не русского дворянства, включая сюда ханов и мурз, и не евреев) это было православие. Если этим принципом была защита своей старны, то любая оборонительная война автоматически попадает в разряд "священных". Оборону русских в XV вв. против крымских татар никто не называет священной войной.

Главным для всех поднявшихся против Наполеона было стремление защитить существующий порядок (свою жизнь в широком понимании, как жизнь физическую, как быт) от вторжения силы, способной этот порядок сокрушить. Империя обеспечивала на всей своей территории мир и порядок, и тот, кто ценил мир и порядок, ощущал верность империи и во многих случаях – искреннее желание ее защитить. Защита отечества - это было главное, а в русском народе это еще значительно усугублялось православием, а в русском крестьянстве – еще и надеждой на освобождение, а в евреях – еще и нежеланием возвращаться под Польшу (нахлебались), а в кочевниках – удалью, желанием повоевать и т.д. – от крупного к более мелкому, от общего к частному.

Потому не любая оборонительная может быть названа Отечественной войной – а только когда чужая сила угрожает существованию государства, в котором обеспечено и твое существование. Потому и вонйа Отечественная, а не Православная, религиозная и тп.

>>>Я уверен, что крестьянство вело бы себя точно так же, если бы Наполеон в "зоне оккупации" отсменил бв крепостное право.
>>А у него просто не было (даже если бы и было желание, а этого мы утверждать не можем) - возможности. Не было у него в зоне оккупации населения в количестве, достаточном для проведения таких реформ. Не осталось, разбежались. На восток и по лесам.
>Геннадий, не надо таких упрощений.

А это не упрощение. Голая логика: чтобы проводить реформы – нужно иметь населелние, готовое принять реформы. И именно из твоих рук, т.е. признать Наполеона легитимным правителем. А таковым его очень мало где в России признавали.
Второе, нужно иметь на местах хорошо укорененную прочную администрацию. Этого тоже не было. Администрация даже снабжение армии не могла как следует наладить – падеж конского состава у Наполеона начался чуть не от самой границы.

>>Опять штамп, подкрепленный неизменно \цитируемым при подобных рассуждениях Пушкиным. Не стоит сводить историю к "сакральностям" и "пассионарностям". Примитивные объяснения ничего не объясняют. Надо вдумчивее.

>Надо. Но почему штамп-то? Я историю не свожу к сакральностям. Я говорю о сакральном только потому,что об этом заговорил мой оппонент - вот и все.

Так у Вас то же самое, что у него – просто изменен знак плюс-минус.
Теперь почему штамп. П.что попытка объяснить расхожей цитатой сложный комплекс противоречий. На самом деле внешняя торговля в России и близко не играла такой роли, как в Англии. Там это было действительно вопросом жизни и смерти. А тут? Весь баланс внешней торговли России в те времена был ок. +10 млн.руб. Значительную часть положительного сальдо обеспечивала Англия. Примем даже, что не значительную, а ВСЮ. Т.обр, от континентальной блокады Россия в целом теряет 10 млн. золотых рублей в год. Т.обр., потеря дружбы Англии лишает нас 10 млн.\ год.
Бюджет России был ок. 300 миллионов.
Бюджет во многом формировался за счет дополнительных налогов, а обеспечивался ассигнациями. В основном такие колоссальные расходы Россия должна была нести, п.что воевала с Наполеоном. Бумажных денег было выпущено в 1805-07 ок. 120 млн.руб. По 40 млн. руб. в год. Только в одном 1815 выпустили на 200 млн. Их стоимость тогда была не более четверти. Т.обр., минус 150 млн. Не больше ли, чем потери от международной торговли?

Благодаря континентальной блокаде в Европе (и в России) развилось сахарная промышленность. М.б. падение цен на хлеб заставило бы скорее освободить крестьян? А на лесопромышленную продукцию, пеньку и холст – самим строить корабли? А на чугун – учиться варить стали и делать пушки?

Это Пушкин нам ответит?

От alex~1
К Геннадий (25.10.2003 22:30:12)
Дата 26.10.2003 12:56:31

Ответ сразу на все Ваши сообщения.

Геннадий,

я потратил довольно много времени, выдергивая цитаты из Ключевского
по поводу Петра - и итогов Северной войны, и процветания промышленности,
и роста инициативы в армии и народе. Они очень сильно против Вас, но я понял, что я это делаю зря.

Понимаете, ни я Вам, ни Вы мне ничего не докажете. Просто мы из одного и
того же делаем разные выводы. Например. И Вы, и я, и Наполеон, и все современники,
и все историки - все знали и знают, что отец Александра I - Павел -
был убит русским гвардейским дворянством с ведома Александра и за английские
деньги за то, что Павел склонялся к союзу с Наполеоном против извечного
противника - Англии. Вы сказали, что торговля с Англией - ерунда и не стоила
ее защита войны с Наполеоном. Вы привели цифры. Я могу Вам сказать,
что начхать хотело русское дворянство на выпуск бумажных денег на войну.
Русское дворянство существовало за счет крепостных и торговало с Англией
зерном, пенькой и пр. напрямую, минуя всякие русские деньги. По фигу
было русскому крепостнику, сколько стоит рубль - он не платил зарплату
своим крепостным. Ему было важно, сколько стоит в Англии русский хлеб. Вырученные деньги русский дворянин и держал в Англии, и тратил, в основном, в Англии.
А сколько бы не был размер продукта, произвеленного в России, русский
дворянин, говоривший и одевашийся по-французски, чтобы его, не дай бог,
не спутали с русским быдлом, купить в России то, что он покупал в Англии,
не мог - это в России просто не производилось. Вы этого не признаете, и обсуждать
этот вопрос мы будем до второго пришествия.

Впрочем, я увлекся.

Давайте так. Я внимательно ознакомился с Вашими аргументами. Я Вам говорю о
продажности как о черте национального характера, а Вы в качестве контраргумента
приводите факт, что у французов был такой Талейран. Очень хорошо.

Вы меня переспорили. Я не вижу, как убедительно для Вас опровергнуть Ваши положения о
Петре I как русском патриоте, одинаковости и неотличимости всех национальных характеров
и нелепости воззрений всех тех, кто видит колоссальную разницу в отношениях между
социальными слоями в Англии, с одной стороны, и Франции или России, с другой. Для Вас ничего
на значат громадное число свидетельств, что русское послепетровское дворянство в массе
относилось к народу как к быдлу - ну и ладно.

Вы взяли верх, так как я не знаю, что Вам на это сказать. На одни цитаты Вы приведете другие.

Единственное, что могу сказать - Вы меня абсолютно не убедили. Я не увидел ни одного аргумента,
который имел бы в моих глазах вес по этим вопросам. Понимаете, человек так устроен, что
нельзя опровергнуть спорными соображениями, которые можно трактовать как угодно, некую целостную
картину, существующую в сознании (впрочем, я неправ. Это сделать можно - применительно в русским
интеллигентам. Но я не интеллигент). У меня эта картина сложилась на основании чтения большого числа
художественных, истрических, научных книг и примерно 20-летнего (если не принимать во внимание
детство золотое) опыта жизненных наблюдний. Я вижу, что националоьный характер чеченов
отличается от национального характера эстонцев. Из этого я делаю вывод, что национальный
характер существует. Я взял уровень продажности как черту национального характера. Вы сказали,
что "Англосаксы в этом «отличаются» ровно столько же, сколько и другие народы.", да еще и
свели разговор на преступность. Я вам уже говорил, что преступность здесь не при чем. Продажность
может и не быть преступлением, т.е. нарушением закона. Польский шляхтич, продавая свою страну
кому угодно за наличные, никакого преступления не совершал. У ангосаксов есть коррупция, но
Англию Наполеону, Гитлеру или Бушу продавать никому и в голову не пришло. Это не соответствует
национальному характеру англосаксов. А национальному характеру поляков - соответствует.

В мою картину ложится все, что я читал и слышал по этому вопросу. Ложится Шекспир, Теккерей,
Диккенс, Джером, Конан Дойль, Дефо, Смолетт, Пушкин, Толстой, Лермонтов, Достоевский, Чехов,
Гоголь, Островский, Набоков, Шолохов, Бунин. В это картину ложатся мемуары (которые я читал)
политиков, дипломатов и генералов. Этой картине не противоречат Ключевский, Карамзин,
Покровский и школьный курс истории. В эту картину ложатся, как это ни смешно, даже Солоневич с
Бушковым (отдельные явные загибы не в счет). Мне понятно, почему именно в таком виде произошла
Революция и Гражданская война, понятен именно такой ход их действий. Мне понятно, почему Сталину
пришлось применять заградотряды. Мне понятно то, что пишет Астафьев. Мне понятно, что говорит
В. Быков. Мне понятно поведение "русской элиты", совковое холопство, массовая поддержка Ельцина с Путиным,
массовый интерес к мексиканским сериалам и писаниям Д. Донцовой. Мне понятно как готовность целовать
американцев в жопу, так и нынешнее озлобление против них. Мне понятны поведение на улице шоферов,
пешеходов и гаишников и удивление (скажем так) по этому поводу анличан. Мне понятна наглость
Путина с его сообщением по поводу "рекордного урожая" и подлая готовность россиянского общества
проглотить это, не поморщившись, и даже изобразив на роже спокойную гордость сиим подвигом. Все это
естественнейшим образом дополняет и поддерживает одно другое, все это прекрасно, как элементы паззла,
укладывается в некую общую картину.

А Вы хотите сказать, что все это не так, что глобальный паззл складывается
случайным образом, причем ссылаетесь на то, что если взять какой-то фрагмент по отдельности,
то он может уложиться и в другую картину. Может. Но вместе они не создадут другой цельной картины.

Поэтому наш спор бесполезен.

С уважением к Вашей позиции (которую я сам бы рад поддержать, да не получается).


От Геннадий
К alex~1 (26.10.2003 12:56:31)
Дата 03.11.2003 00:28:46

Re: Ответ сразу...


Я с удовольствием вижу в Вас человека, не упорствующего в ошибках, но и не отступающего от принципов.
Я вовсе не ставил целью Вас в чем-то убедить. Как показывает практика, это практически невозможно. Я был недоволен Вашими высказываниями о нац. характере русских (скажем так, общо), которые по своему тону и содержанию (и пожалуй по воздействию на читающего) очень нампомнили мне высказывания людей, с трудом переносящих жизнь в «этой» стране. Я и выразил это недовольство. Теперь сьторонний человек, прочитавший нашу дискуссию, безрачлично, на чью сторону станет, по крайней мере поймет, что эти сложные проблемы несводимы к примитивным объяснениям.
В юриспруденции и журналистике есть такое правило: выслушивать противную сторону, становиться на чужую точку зрения. Очень помогает против одностороннего (оно же черно-белое) толкования истории.

Теперь несколько слов по ходу дела

>Понимаете, ни я Вам, ни Вы мне ничего не докажете. Просто мы из одного и того же делаем разные выводы. Например. И Вы, и я, и Наполеон, и все современники, и все историки - все знали и знают, что отец Александра I - Павел - был убит русским гвардейским дворянством с ведома Александра и за английские деньги за то, что Павел склонялся к союзу с Наполеоном против извечного противника - Англии.

Ваша повторяющаяся ошибка в том, что Вы пытаетесь представить как общепринятую и не требующую доказательств истину лишь ОДНУ из версий. В данном случае – версию английского посла. Да, Европа узнала «как все было на самом деле» от Жеребкиной, его любовницы и сестры Зубовых – потому, что та оказалась в Германии сразу после убийства, да и потому, что реальные заговорщики вовсе не склонны были распространяться. В отличие от Вильсона, который требовал деньги от своего правительства «на подкуп заговорщиков», а реально тратил их, похоже, все больше на свою любовницу. Он выступил сместителем царей! – какова слава для дипломата.

Я конечно, вовсе не хочу утверждать, что деньги английского посла не использовались в заговоре. Но они не были главнам. И конечно, никаким не мотивом. Просто послу благодаря любовнице удалось выйти на круг реальных заговорщиков, который устроился без него, и устроился бы, даже не существуй вовсе такой страны, как Англия.

Мы знаем «головку» заговора: Пален, Зубовы, Бенигсен. Без ЭТИХ людей заговора бы просто не было. А без английского посла и его денег – был бы тот же самый заговор. Потому что главным мотивом убийства Павла было все-таки не урезание внешней торговли (это служило источником недовольства и брожения в широких помещицких массах), а нестабильность, которую лучше всего выразил сам Павел: в России шляхтич лишь тот, с кем я говорю, и лишь до тех пор, пока я с ним говорю (что послужило реальным и главным мотивом для верхушки высшего общества, которая собственно и совершила заговор). Пален имел власть в России и столице самую большую (после государя), но никогда не мог быть уверенным, что назавтра ему не придется отправиться в простой кибитке по дороге в Тобольск. Напротив, по опыту обращения Павла с его братьями по классу он мог быть уверенным, что рано или поздно его ждет такая судьба. И он решил не дожидаться.

Поймите, что главный доход та верхушка (несколько сотен) дворян и их семей, которые действительно серьезно тратились в Париже и в Лондоне (в первом конечно много больше), основной доход они получали не от торговли хлебом, а от службы. Павле за короткое царствование роздал 500 тысяч душ. А завтра (в силу своего характера) мог бы и забрать. Так вот главным интересом для тех, чьими трудами и устремлениями устроился заговор, было – чтобы забрать не смог.

Т.е. обобщая, заговор составился не потому, что Павле лишил дворянство возможности торговать с Англией, а потому что мог лишить (и лишал) возможности торговать и вообще хоязйствовать, имений вообще. А по большому счету и живота.
Есть неплохая книга «Дворцовые перевороты в России 1725-1825», Феникс, Ростов-на-Дону, 1998.


>Вы сказали, что торговля с Англией - ерунда и не стоила ее защита войны с Наполеоном. Вы привели цифры.

Цифры не свидетельствуют, что «была ерунда». И я не говорил ничего подобного. Несколько золотых миллионов – это СОВСЕМ не ерунда! Я просто привел Вам, как сейчас бы сказали, экономическое обоснование того, что защита английской торговли путем войн с Наполеоном была делом БОЛЕЕ УБЫТОЧНЫМ, чем отказ от этой торговли.

>Я могу Вам сказать, что начхать хотело русское дворянство на выпуск бумажных денег на войну. Русское дворянство существовало за счет крепостных и торговало с Англией зерном, пенькой и пр.

пока все верно

>напрямую, минуя всякие русские деньги. По фигу было русскому крепостнику, сколько стоит рубль - он не платил зарплату своим крепостным. Ему было важно, сколько стоит в Англии русский хлеб

А вот это неверно. Торговали не напрямую. И важно было ему, не сколько стоит хлеб в Англии, а сколько он стоит в С-Петербурге, Риге или Одессе. Потому что русский помещик продавал продукт английскому (преимущественно) купцу именно там. А купцу было действительно важно, насколько дороже хлеб стоит в Лондоне, п.что он с этой разницы жил.

>Вырученные деньги русский дворянин и держал в Англии, и тратил, в основном, в Англии.

Вы извините, но у Вас странное представление о тогдашних временах. Вы как мне представляется, экстраполируете на них современные понятия и современную ситуацию. Не держали они денег в Англии. И денег русских при этом миновать не могли. И тратили в основном в России – для России и позже, а в те времена подавно, международная торговля играла очень незначительную роль. Смысл и выгоду для России (и ее дворянства) английской торговли имхо лучше всего показал Соловьев: фрнацузские корабкли приходят в Петербург за товаром с полными трюмами СВОЕГО товара. А английские – пустыми, только с мешками золота в трюмах. Вот выгода. Россия (и ее дворянство в первую очередь) получала от Англии чистое золото – навар, положительный баланс. Точно так, как сама Англия получала это золото (положительный баланс) с Ямайски и Вест-Индии, а позже и Ост-Индии.

А тратились эти деньги (та часть, которая уходила из России), преимущественно не в Англии, а в других странах, в первую очередь – во Франции. Лионские шелка и бархаты, вина, деликатесы, предметы роскоши. Это действительно стоило дорого, и с Францией у России не всегда баланс выходил положительным. А из Англии помещики (которые поумнее) везли-таки больше полезные вещи, а не чтобы от быдла отличаться – сеялки там или иные машины.

>А сколько бы не был размер продукта, произвеленного в России, русский дворянин, говоривший и одевашийся по-французски, чтобы его, не дай бог, не спутали с русским быдлом,

Быдло – польское слово. В России тогда и понятия такого не было, чтобы назвать крепостных скотом. Со злости разве. А так назывались – люди, людская.

Говорили и одевались по-французски не столько для того, чтобы с простолюдинами не спутали, сколько для того, чтобы не отличаться от прочих европейцев. Со времен Короля-Солнца вся Европа говорила и одевалась по-французски. Про Фридриха Великого говорили, что при его дворе немецкий язык оставлен только для солдат и лошадей. С придворными (и они между собой) этот король говорил по-французски. В этом походил на помянутых Вами сестриц, которые повторяли: ах, Франция… Значит ли это, что тоже был «продажен» по отношению к Франции? ведь чехвостил ее и в хвост, и в гриву?

>купить в России то, что он покупал в Англии, не мог - это в России просто не производилось. Вы этого не признаете, и обсуждать этот вопрос мы будем до второго пришествия.

Это Вы опять на наполеоновское время переносите более позднюю ситуацию. ТОГДА это такой роли не играло. ПОТОМ – когда у помещиков появились громадные выкупные деньги – стало играть. Капиталы потекли за границу, но не в силу врожденной вредоносности помещика-крепостника. А в силу неразумной фритридерской политики Александра II. Но это уже в сторону несколько..

>Давайте так. Я внимательно ознакомился с Вашими аргументами. Я Вам говорю о продажности как о черте национального характера, а Вы в качестве контраргумента приводите факт, что у французов был такой Талейран. Очень хорошо.

Разве ж только он! А был еще Фуше, а потом, при Луи-Филиппе, при Наполеоне III, а потом еще в Бельгии был король, про которого писали: единственный способ таки человечкам не попасть в тюрьму – это самим устроиться в качестве государя. Так что о неподукупности европейцев лучше не будем.

А вот действительно интересный вопрос: в России взяточничество (и шире - злоупотребления) были очень широко распространены в низшем чиновничестве. Например, в полиции, получавшей мизерное жалованье. Зато в высших кругах, вплоть до последнего царстовавния, это было событием из ряда вон. А в Европе наоборот. И они о своих продажных предпочитают помалкивать, мол было, а поминать некорректно. А мы (Вы персонально) всегда готовы на эту тему разоблачиться.


>Вы меня переспорили. Я не вижу, как убедительно для Вас опровергнуть Ваши положения о Петре I как русском патриоте, одинаковости и неотличимости всех национальных характеров

Нет никакой одинаковости и неотличимости всех национальных характеров. Но эти отличия не есть раз и навсегда данными. Они изменяются (в т.ч. каждый день ина наших глазах – сравните совесткого человека с теперешним хотя бы) под влиянием многих сложных факторов, и попытки упростить не приводят к пониманию. Зато оченьт часто приводят к тому, что разные подленькие людишки оправдывают свои подлости якобы изначальной и необоримой подлорстью национального характера – как король в сказке Шварца – своей дурной наследственностью. Разве ж Вы этого хотите?


>Для Вас ничегона значат громадное число свидетельств, что русское послепетровское дворянство в массе относилось к народу как к быдлу - ну и ладно.

Гы, а допетровское дворянство, значить, относилось яко ко братьям во Христе?

>Вы взяли верх, так как я не знаю, что Вам на это сказать. На одни цитаты Вы приведете другие.

Вот уж в этом можете нисколько не сомневаться

>Единственное, что могу сказать - Вы меня абсолютно не убедили. Я не увидел ни одного аргумента, оторый имел бы в моих глазах вес по этим вопросам. Понимаете, человек так устроен, что нельзя опровергнуть спорными соображениями, которые можно трактовать как угодно, некую целостную картину, существующую в сознании (впрочем, я неправ. Это сделать можно - применительно в русским интеллигентам. Но я не интеллигент). У меня эта картина сложилась на основании чтения большого числа художественных, истрических, научных книг и примерно 20-летнего (если не принимать во внимание детство золотое) опыта жизненных наблюдний. Я вижу, что националоьный характер чеченов отличается от национального характера эстонцев.

Ясно, что отличаются. А давайте проведем мысленный эксперимент: годовлаый эстонец попадает в чеченскую семью, в Чечню. Белобрысый, сероглазый. Каким он вырастет?

А потом можно и посложнее: берем компактную группу чеченцев в Эстонии. Или шире - кавказцев в европе, европейцев на востоке. Группа русских в Европе или Америке и группа кавказцев там же. Связанные каким-то общим, часто увы преступным интересом. Несомненно, что то, что вы называете национальным характером, у этих групп будет отличаться – как друг от друга, так и от наций, оставшихся дома. А вот от кого будет отличаться сильнее – от своего оставшегося вдали этноса или от соседней инородной группы? Это не вопрос, только повод к размышлению.

>У ангосаксов есть коррупция, но Англию Наполеону, Гитлеру или Бушу продавать никому и в голову не пришло. Это не соответствует национальному характеру англосаксов. А национальному характеру поляков - соответствует.

Да как же это не пришло? С Вудро Вильсона начиная только тем и занимаются. Причем не в переносном смысле. До 1МВ был английский капитал в США – после стал американский в ВБ. Последняя скупка совершалась на наших глазах – когда в лопающиеся английские банки вливались американские и международные (но тоже «сделанные» американцами) деньги, а нам объясняли, что выход из кризиса объясняется талантливым менеджментом железной лееди. Тперь ситуация такая, «арию Блэра» слыхали: шестерка Буша – вот навек моя печать. В глаза об этом все готовы мне кричать… Тока сами они об этом не кричат, и никакого преступления не видят. Как и поляки.

>Поэтому наш спор бесполезен.

Спор НЕ бесполезен. Впрочем, я уже не думаю, что мы спорим. Примем, что мы вместе пытаемся выяснить истину. Обсуждение позиций и обнародование информации в любом случае будет полезно, не нам, так другим.
А в пересмотре позиции нет ничего плохого. На самом деле это нужно делать почаще. Типа проверять, верной ли дорогой идем, товарищи, не заблукали ли? Вот наши предки молились на ночь, подводили итоги дня и тем самым пересматривали свою позицию.

С уважением

От alex~1
К Геннадий (03.11.2003 00:28:46)
Дата 03.11.2003 14:52:12

Re: Ответ сразу...


>Я с удовольствием вижу в Вас человека, не упорствующего в ошибках, но и не отступающего от принципов.
>Я вовсе не ставил целью Вас в чем-то убедить. Как показывает практика, это практически невозможно. Я был недоволен Вашими высказываниями о нац. характере русских (скажем так, общо), которые по своему тону и содержанию (и пожалуй по воздействию на читающего) очень нампомнили мне высказывания людей, с трудом переносящих жизнь в «этой» стране. Я и выразил это недовольство. Теперь сьторонний человек, прочитавший нашу дискуссию, безрачлично, на чью сторону станет, по крайней мере поймет, что эти сложные проблемы несводимы к примитивным объяснениям.

Да, хорошо, что недоразумение разрешилось.


>Ваша повторяющаяся ошибка в том, что Вы пытаетесь представить как общепринятую и не требующую доказательств истину лишь ОДНУ из версий. В данном случае – версию английского посла.

>Я конечно, вовсе не хочу утверждать, что деньги английского посла не использовались в заговоре. Но они не были главнам. И конечно, никаким не мотивом. Просто послу благодаря любовнице удалось выйти на круг реальных заговорщиков, который устроился без него, и устроился бы, даже не существуй вовсе такой страны, как Англия.

>Мы знаем «головку» заговора: Пален, Зубовы, Бенигсен. Без ЭТИХ людей заговора бы просто не было. А без английского посла и его денег – был бы тот же самый заговор.

Более чем странное утверждение. С таким же успехом я могу сказать,
что с английским послом и его деньгами нашлись бы другие исполнители,
помимо Пален и Ко. :)

Наивно считать, что центром развития подобного сюжета была фигура английского посла, которому лестно было представить себя "делателем царей". Кстати, в описанном вами варианте Александр I, конечно, не выставил бы себя на позор всей Европы (почитайте, например, ответ Наполеона Александру по поводу ареста в Швейцарии герцога Энгиенского) из-за какого-то Палена. То, что Александр молчаливо согласился с таким развитием событий, говорит о более глубоких мотивах, чем боязнь зарвавшегося Пелена топравиться в Тобольск.

Потому что главным мотивом убийства Павла было все-таки не урезание внешней торговли (это служило источником недовольства и брожения в широких помещицких массах), а нестабильность, которую лучше всего выразил сам Павел: в России шляхтич лишь тот, с кем я говорю, и лишь до тех пор, пока я с ним говорю (что послужило реальным и главным мотивом для верхушки высшего общества, которая собственно и совершила заговор). Пален имел власть в России и столице самую большую (после государя), но никогда не мог быть уверенным, что назавтра ему не придется отправиться в простой кибитке по дороге в Тобольск. Напротив, по опыту обращения Павла с его братьями по классу он мог быть уверенным, что рано или поздно его ждет такая судьба. И он решил не дожидаться.

Странно, что Пален так плохо представлял себе Александра I - уж тот-то на всю катушку показал декабристам "шляхетские вольности". А Пелена с Зубовым и Бенигсеном не тронул. Слаба Ваша версия, хотя, безусловно, имеет право на существование.

>Поймите, что главный доход та верхушка (несколько сотен) дворян и их семей, которые действительно серьезно тратились в Париже и в Лондоне (в первом конечно много больше), основной доход они получали не от торговли хлебом, а от службы. Павле за короткое царствование роздал 500 тысяч душ.

А души-то им зачем сами по себе? По-моему, именно для того, чтобы выращивать хлеб для продажи за границу. Из душ доход нужно было еще получить.

>А завтра (в силу своего характера) мог бы и забрать. Так вот главным интересом для тех, чьими трудами и устремлениями устроился заговор, было – чтобы забрать не смог.

Честно говоря, не в курсе, мог или нет. Надо бы (мне) на эту теиу что-то почитать. Полными шляхтичами дворян сделана Екатерина, и я не помню,
менял ли что-то Павел в законодателльстве по этому поводу.

>Т.е. обобщая, заговор составился не потому, что Павле лишил дворянство возможности торговать с Англией, а потому что мог лишить (и лишал) возможности торговать и вообще хоязйствовать, имений вообще. А по большому счету и живота.

Думаю, что Вы совершенно недооцениваете зависимость русского дворянства от большой европейской политики того времени.

>Есть неплохая книга «Дворцовые перевороты в России 1725-1825», Феникс, Ростов-на-Дону, 1998.

Спасибо, при возможности посмотрю.

>>Вы сказали, что торговля с Англией - ерунда и не стоила ее защита войны с Наполеоном. Вы привели цифры.
>
>Цифры не свидетельствуют, что «была ерунда». И я не говорил ничего подобного. Несколько золотых миллионов – это СОВСЕМ не ерунда! Я просто привел Вам, как сейчас бы сказали, экономическое обоснование того, что защита английской торговли путем войн с Наполеоном была делом БОЛЕЕ УБЫТОЧНЫМ, чем отказ от этой торговли.

Для страны в целом - да. Для дворянства - нет.

>>Я могу Вам сказать, что начхать хотело русское дворянство на выпуск бумажных денег на войну. Русское дворянство существовало за счет крепостных и торговало с Англией зерном, пенькой и пр.
>
>пока все верно

>>напрямую, минуя всякие русские деньги. По фигу было русскому крепостнику, сколько стоит рубль - он не платил зарплату своим крепостным. Ему было важно, сколько стоит в Англии русский хлеб
>
>А вот это неверно. Торговали не напрямую. И важно было ему, не сколько стоит хлеб в Англии, а сколько он стоит в С-Петербурге, Риге или Одессе. Потому что русский помещик продавал продукт английскому (преимущественно) купцу именно там. А купцу было действительно важно, насколько дороже хлеб стоит в Лондоне, п.что он с этой разницы жил.

Ну и что? Цены в Одессе были в рублях или фунтах? Если в фунтах, то какая разница, сколько бумажных денег напечатало русское государство для войны? Более того, Англии тоже война с Наполеоном обходилась безумно дорого, что не могло не сказываться на торговле в том числе с Россией.
Если в рублях, то цены на хлеб выросли бы за счет инфляции рубля, и все.

>>Вырученные деньги русский дворянин и держал в Англии, и тратил, в основном, в Англии.
>
>Вы извините, но у Вас странное представление о тогдашних временах. Вы как мне представляется, экстраполируете на них современные понятия и современную ситуацию. Не держали они денег в Англии.

Вы не правы. Не только, конечно, в Англии. Я попробую найти ссылки на цифры, сколько денег было вывезено именно в Англию (насколько я помню,
вслед за Англией шла Голландия, но не уверен). Поищу.

И денег русских при этом миновать не могли. И тратили в основном в России – для России и позже, а в те времена подавно, международная торговля играла очень незначительную роль. Смысл и выгоду для России (и ее дворянства) английской торговли имхо лучше всего показал Соловьев: фрнацузские корабкли приходят в Петербург за товаром с полными трюмами СВОЕГО товара. А английские – пустыми, только с мешками золота в трюмах. Вот выгода. Россия (и ее дворянство в первую очередь) получала от Англии чистое золото – навар, положительный баланс. Точно так, как сама Англия получала это золото (положительный баланс) с Ямайски и Вест-Индии, а позже и Ост-Индии.

Так Вы усиливаете, правда, с другой стороны, мою позицию по поводу крайней заинтересованности дворянства в торговле именно с Англией. Я видел в ней получение товаров, недоступных в России, а Вы меня поправили: все гораздо важнее - оттуда шло золото в обмен на хлеб, выращенный крепостными. А уж потом это золото менялось на французские товары. Поправка принимается. :)

>А тратились эти деньги (та часть, которая уходила из России), преимущественно не в Англии, а в других странах, в первую очередь – во Франции. Лионские шелка и бархаты, вина, деликатесы, предметы роскоши. Это действительно стоило дорого, и с Францией у России не всегда баланс выходил положительным.

Да, я согласился.

>А из Англии помещики (которые поумнее) везли-таки больше полезные вещи, а не чтобы от быдла отличаться – сеялки там или иные машины.

Чтобы больше хлеба выращивать, получать английское золото и покупать на него французские вина и лионские шелка, чтобы, не дай бог, не спутали с русским быдлом.

>
>Быдло – польское слово. В России тогда и понятия такого не было, чтобы назвать крепостных скотом. Со злости разве. А так назывались – люди, людская.

Не в словах дело, а в отношении. Я в то время, конечно, не жил. Приходится верить на слово писателям. Гоголю, например.

>Говорили и одевались по-французски не столько для того, чтобы с простолюдинами не спутали, сколько для того, чтобы не отличаться от прочих европейцев. Со времен Короля-Солнца вся Европа говорила и одевалась по-французски. Про Фридриха Великого говорили, что при его дворе немецкий язык оставлен только для солдат и лошадей. С придворными (и они между собой) этот король говорил по-французски.

С той же целью - отличаться от вшивых немецких мужиков и купцов. Кроме того, я не слышал, чтобы в Нидердандах, Испании, Англии или Австрии в это время дворянство говорило по-французски и одевалось по-французски.


>В этом походил на помянутых Вами сестриц, которые повторяли: ах, Франция… Значит ли это, что тоже был «продажен» по отношению к Франции? ведь чехвостил ее и в хвост, и в гриву?

Когда Франция хотела прекратить поток английских судов с зололтом в обмен на хлеб и даже возникла вероятность, что Наполеон может уничтожить крепостное право, как он это проделал на некоторых окупированных территориях - тогда, конечно, патриотизм дворянства взыграл не на шутку.

>>купить в России то, что он покупал в Англии, не мог - это в России просто не производилось. Вы этого не признаете, и обсуждать этот вопрос мы будем до второго пришествия.
>
>Это Вы опять на наполеоновское время переносите более позднюю ситуацию. ТОГДА это такой роли не играло. ПОТОМ – когда у помещиков появились громадные выкупные деньги – стало играть. Капиталы потекли за границу, но не в силу врожденной вредоносности помещика-крепостника. А в силу неразумной фритридерской политики Александра II. Но это уже в сторону несколько..

Да, это отдельный разговор. Но ссылки о вывозе капитала еще до реформы 1861 г. я попробую найти.


>А вот действительно интересный вопрос: в России взяточничество (и шире - злоупотребления) были очень широко распространены в низшем чиновничестве. Например, в полиции, получавшей мизерное жалованье. Зато в высших кругах, вплоть до последнего царстовавния, это было событием из ряда вон.

Ну как же - из ряда вон? Зачем Палену и Co же нужно было деньги брать у англичан, о чем неминуемо узнала бы Европа, если Павла решили убить из святых принципов - за шляхетскую вольность?

>А в Европе наоборот. И они о своих продажных предпочитают помалкивать, мол было, а поминать некорректно. А мы (Вы персонально) всегда готовы на эту тему разоблачиться.

Вообще-то продажность проявляется - именно проявляется - тогда, когда за "товар" предлагают соответствующую цену. Поэтому купить графа Орлова трудно - и не потому, что он непродажный, а потому что стоит очень дорого. :) Но мы же о национальном характере. Можно взять
английский, русский и польский "средний класс".

>Нет никакой одинаковости и неотличимости всех национальных характеров. Но эти отличия не есть раз и навсегда данными. Они изменяются (в т.ч. каждый день ина наших глазах – сравните совесткого человека с теперешним хотя бы) под влиянием многих сложных факторов, и попытки упростить не приводят к пониманию.

Конечно. Но инерция очень велика.

>Зато оченьт часто приводят к тому, что разные подленькие людишки оправдывают свои подлости якобы изначальной и необоримой подлорстью национального характера – как король в сказке Шварца – своей дурной наследственностью. Разве ж Вы этого хотите?

Я таких оправданий не принимаю. :)

>>Для Вас ничегона значат громадное число свидетельств, что русское послепетровское дворянство в массе относилось к народу как к быдлу - ну и ладно.
>
>Гы, а допетровское дворянство, значить, относилось яко ко братьям во Христе?

Не думаю. Но все-таки но все-таки европейское влияние - то, что поперло в Россию при Петре - явно способствовало разделению русских на шляхту и быдло.

>Ясно, что отличаются. А давайте проведем мысленный эксперимент: годовлаый эстонец попадает в чеченскую семью, в Чечню. Белобрысый, сероглазый. Каким он вырастет?

Чеченом. С вероятностью 99,9%. И уж точно не будет эстонцем.

>А потом можно и посложнее: берем компактную группу чеченцев в Эстонии. Или шире - кавказцев в европе, европейцев на востоке. Группа русских в Европе или Америке и группа кавказцев там же. Связанные каким-то общим, часто увы преступным интересом. Несомненно, что то, что вы называете национальным характером, у этих групп будет отличаться – как друг от друга, так и от наций, оставшихся дома. А вот от кого будет отличаться сильнее – от своего оставшегося вдали этноса или от соседней инородной группы? Это не вопрос, только повод к размышлению.

Поразмышляю. :)

>>У ангосаксов есть коррупция, но Англию Наполеону, Гитлеру или Бушу продавать никому и в голову не пришло. Это не соответствует национальному характеру англосаксов. А национальному характеру поляков - соответствует.
>
>Да как же это не пришло? С Вудро Вильсона начиная только тем и занимаются. Причем не в переносном смысле. До 1МВ был английский капитал в США – после стал американский в ВБ.

Это объясняется не продажностью англичан, а, как бы сказал классик, неравномерностью развития капиталистических государств. Англичане на американцев смотрят свысока вне зависимости от капиталов.

>Тперь ситуация такая, «арию Блэра» слыхали: шестерка Буша – вот навек моя печать. В глаза об этом все готовы мне кричать… Тока сами они об этом не кричат, и никакого преступления не видят. Как и поляки.

Так англичане про Блэра, а не про себя. А поляки - про себя. Да еще настаивают - это именно про нас, про нас!

>Спор НЕ бесполезен. Впрочем, я уже не думаю, что мы спорим. Примем, что мы вместе пытаемся выяснить истину. Обсуждение позиций и обнародование информации в любом случае будет полезно, не нам, так другим.

Здесь расхождений нет.

>А в пересмотре позиции нет ничего плохого. На самом деле это нужно делать почаще. Типа проверять, верной ли дорогой идем, товарищи, не заблукали ли? Вот наши предки молились на ночь, подводили итоги дня и тем самым пересматривали свою позицию.

Я вот и торчу здесь - не нужно ли что-то пересмотреть?

С уважением

От Геннадий
К alex~1 (20.10.2003 12:07:26)
Дата 25.10.2003 22:29:24

О Петре I и Елизавете I

>Давайте подробнее о социальном проекте Петра. Я интересовался этой темой. Социальный проект Петра был во многом оригинален - в основном за счет своеобразного заимствования европейского опыта, как его понимал Петр. Кроме того, наследие Петра неоднозначно еще и потому, что он хотел одного, но закономерным результатом его действий стало совсем другое.

«А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только б жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». Вот чего действительно хотел Петр, если судить по его словам и поступкам.

А что получилось? Россия на целый век стала одной из сильнейших и наиболее промышленно развитых стран Европы и утратила тенденцию доминирующего развития только когда исчерпалась энергия петровского рывка.

А что получилось – по-Вашему? опять какой-то курятник?

>Я бы сформулировал основные принципы социального петровского проекта таким образом:
>1) Патологическая (наверное, в медицинском смысле) ненависть.

Знаете, мне гораздо легче доказать «патологическую ненависть ко всему русскому» ВАШУ – на основании Ваших высказываний ТОЛЬКО из этой ветки, чем Вам - на основании каких-либо высказываний Петра за всю его жизнь.

>М.б., Петр ненавидел все же не ВСЕ русское? При всей своей «патологии»?

А ведь это Петр постановил за правило, чтобы над каждым нанятым иностранцем обязательно ставился начальник из русских.

>2) Уверенность, что народ можно изменить насильственными мерами.

И что, не удалось ему это? Вполне удалось. Только Вы никогда не поймете, ПОЧЕМУ ему это удалось, если будете уверены, что Петр действовал ТОЛЬКО насильственными методами.

>3) Крайнее презрение к народу и рассмотрение его только и исключительно как сырья для социальных экспериментов в интересах "новых русских", которые должны стать европейцами.

Петр не считал, что русские должны стать европейцам. Он хотел, чтобы русские стали просвещенным народом, подобно прочим народам европейским. Если бы в те времена естественные науки и технологии делали успехи в Китае или еще где, можно было добавить – европейских и китайских. А так – пришлось ограничиться Европой.

Петр никогда не относился к народу с презрением. Это был, пожалуй, правитель России, наиболее свободный от предрассудков – никогда не судил, откуда человек – из народа, бояр или из Европы, а только – каков человек в деле.

В качестве сырья Петр в первую очередь рассматривал себя самого. Люди знали, что Петр сам плотничает, сам пушки льет, а жена-царица чулки ему штопает. Это очень важно для достижения единства с народом. Кого ж Петр презирал? Тех, с кем демонстративно (и скорее всего вполне естественно) старался быть сходен?

>4) Недопущение никакой самодеятельности и самоуправления. Организация общества по принципу армии, всеобщая и абсолютная регламентация. Воля царя и его "товарищей и сынов" и беспрекословное подчинение остальных.

Да полно, Вы о том ли Петре? Ведь нельзя же НАСТОЛЬКО не знать вопроса, которым интересовался? Или Вы интересовались по трудам постперестроечных историков?
Вы можете привести свидетельства «недопущения никакой самодеятельности и самоуправления» - не в частных случаях разумеется, а как стратегии?

М.б. посмотрим, что САМ ПЕТР думал по этому поводу?

В армии самостоятельность и инициативность не только НЕ недопускались, а прямо вменялись в обязанность. И в «Уставе воинском…»: всякий офицер, ежели кто… ревнительную охоту и всемерное тщание покажет, фортуну свою без всякого сумнения сыщет». В «Учреждении к бою»: «надлежит, чтобы каждый капитан и протчие офицеры каждый своею ротою командовали, а не смотрели на майора во всем». То же и в гражданских делах – Петр устанавливал наказания не только за то, что некто обязан исполнить по должности, а не исполнит; но и за то, что МОГ бы сделать полезного, а не сделал. Инициативность при Петре сделалась непременным условием обеспечения собственной фортуны.

>5) Отсуствие самостоятельного (национального) видения перспективы. Тупое следование за передовыми странами и копирование их поведения.

Не тупое, а именно критичное. «Печатать (иностранные книги) без купюр, дабы дурость каждого видна была. Перенимать доброе и учиться на чужих ошибках, дабы своих не совершить. Не копировал он «тупо», а критически отбирал, причем сам пробовал и проверял и чужие уставы, и мастеров, и пушки, и чертежи.

>6) Верность "начальнику" и исполнительность как высшая добродетель.

Не «Верность "начальнику"», а повиновение начальнику, а верность только государю (государству, которое ему вручено). Исполнительность НЕ высшая добродетель, а обязательная. Есть разница? Заметьте, что в стабильных государствах и повиновение старшему, и верность своей стране, и исполнительность до сих пор являются основами гос.устройства.


>>Если мы помним социальный проект Фридриха Великого, то должны бы вспомнить и его победительницу - веселую Елисавет, которая перестала казнить своих подданных (единственная в мире в то время).

>Верно - зачем свое имущество переводить бестолку. Именно это было причиной, а отнюдь не гуманность и понимание ценности человеческой жизни.

Гы, вот уж объяснение полностью в духе «новорусских подлицистов», убежденных, что пипл хавает , только когда объяснишь, что «это было выгодно».
И как у них чаще всего, у Вас в этом объяснении ВСЕ неправильно.

Во-первых, отмена смертной казни – не ВЫГОДНА государству, а напротив, довольно дорогое удовольствие.
Во-вторых, это не имеет никакого отношения к мотивам самой Елизаветы. Она, по свидетельствам современников, дала зарок не казнить, если будет царствовать, во время молитвы перед походом в Преображенские казармы. Просто дала зарок и выполнила. Зачем лишние сущности изобретать?

От Геннадий
К alex~1 (20.10.2003 12:07:26)
Дата 25.10.2003 22:28:16

Виноват - о продажности тут


Как согласовать вот эти Ваши высказывания:

>НИКТО Россию так, как русский народ, не продает. Он сам любым евреям даст сто очков вперед по этому поводу (славяне вообще по этому критерию вне конкуренции).

>Ангосаксам продажность не свойственна, а русским (шире - славянам) свойственна - на уровне равнодействующей.

>Вы не заметили, что першли на мою сторону - заявив, что [почти] везде было так же. Именно так. Я и говорю, что русские в этом плане ничем в лучшую сторону не отличаются.

Ваша позиция (сторона): «везде было также»? Русские «ничем не отличаются»? Или не отличаются только в лучшую сторону? Но Вы утверждаете, что русские (шире славяне) отличаются в худшую?

Англосаксы в этом «отличаются» ровно столько же, сколько и другие народы. У всех народов уровень преступности растет от безнаказанности (шире – невозможности наказать адекватно, возможности уклониться от наказания). История САСШ \ США полна непрерывающейся чередой коррупционных деяний – от Гранта через последующие администрации до нынешней семейки Буша. Таков образ в реальности, а на экране получается, что «англосаксам продажность несвойственна». Потому я и говорю, что Вы насмотрелись голливудских фильмов. А поинтересуйтесь историей – и увидите, что нынче столь широко распространенная практика покупать политиков пошла именно от англосаксов.

>Польша - без сомнения. Поздняя Турция - тоже согласен (у Гумилева приведены убедительное объяснение по этому поводу). Швеция - не знаю.

Так я Вам расскажу. В период 2-й чтврти – конца 18 века - такое же хапужество и подкупность «элиты», как и в Польше. Куда круче, чем в Турции. Но не потому, что скандивам «это свойственно», а тюркам нет – а потому, что в Швеции была борьба партий и возможность через эту борьбу влиять на политику государства. Была возможность безнаказанно хапужничать. Как правило, это и есть необходимое и достаточное условие предательства и продажности. А отнюдь не национальный характер.

>Но что с Англией,

На примере Англии я постарался Вам объяснить, каким именно способом внедряется нестяжательство и непредательство. Адекватным и суровым наказанием. Безусловно, определенное и немаловажное значение имеет и островное (изолированное) положение. В стенах закрытой крепости предавать труднее (чисто по исполнению), чем на открытой равнинее. То же верно и для Японии.

>Францией,
Ну, видите ли, крупнейшим предателем 19 века был французский министр иностранных дел. Если хотите шире – наиболее продажным человеком и предателем. Александр I купил его еще в Эрфурте. Точнее, тот сам пришел и предложил услуги. Но и Александра он продал тоже. Вообще был такой человек, что продал всех, кто его покупал.

>Германия
Германских князей не покупал только нищий или ленивый.

>Прибалтикой дело обстояло по-другому - бесспорный факт.
Не разбрасывайтесь такими словами как «бесспорный факт» по поводу крайне спорных утверждений. Что «Прибалтика»? Страна или нация? Неподкупный курляндский герцог – не смешно? А позже? Гитлер довольно легко смог построить администрацию благодаря продажным предателям в той же Франции, Норвегии, - Европе вообще, не говоря уж о прибалтике. Захватил бы Англию – было б то же самое. Стена (Ла-Манш) помешала.

С уважением

От Геннадий
К alex~1 (20.10.2003 12:07:26)
Дата 25.10.2003 22:27:07

Отвечаю как обещал - для начала о кастовости и продажности англосаксов

Вы пишете:
>Англичане народ не кастовый.

хотя
>Английская аристократия отчетливо ощущает свою принадлежность к особому социальному слою,
добавлю, что такое же ощущение принадлежности аристократии (как минимум) и непринадлежности к ней себя присутствует в прочих слоях общества.


>но я нигде не видел признаков того, чтобы аристократия испытывала злобу по поводу "грязных хамов", которые лезут вверх, и пачкают чистых своими плебейскими лапами.
а это причем? Мы ощущаем, что животные ниже нас, но подавляюще большинство людей не испытывает к ним злобы. Значит ли это, что там, где злобы нет, исчезла разница меджду человеком и животным?

>Русской аристократии - и настоящей, и фальшивой (выдвиженцам) это свойственно в высшей степени.

Никак нет! Русской аристократии на протяжении долгого периода (в чистом виде – от Указа о вольности дворянства до освобождения крестьян) были свойственны именно такие же чувства – «неиспытывания злобы», а скорее благостность и благодушие, а части аристократии – даже и ощущение вины. Повторяю, внешняя РЕАКЦИЯ на социальную отличность не обязательно должна быть негативной, вообще необязательно должна быть, достаточно того, что она (разность) сознается всеми слоями общества.

>Американцы. Здесь вы абсолютно не правы. У американцев подчеркивается, что все люди (кроме нелюдей, вроде негров в XIX в.) равны. Часы, район и машина - не признак принадлежности к высшим, а признак успешности (умения и желания трудиться).

Т.е. у американцев нет «элиты» в современном понимании этого слова? И упомянутые (Вами и мною) ВНЕШНИЕ признаки – часы машина и т.п. – на определенном этапе своей стоимости не свидетельствуют о принадлежности к этой самой элите?
Простой ответ для понимания дают наблюдения и сравнение прежних «совковых» вечеринок на предприятиях – и современных «корпоративных (по отношению низших к высшим)

>Смешно считать, что этот преподаватель чувствовал себя низшим или к нему как к низшему относились другие американцы. Возможно, встречалось сочувствие - типа не очень повезло в жизни - но уважение было естественным.

Американцы нынче политкорректны. Некоторые и к неграм относятся как к нишим, но смешно же считаь, что они будут демонстрировать такое отношение. ;о)

>Ваша фраза, что современные кастовые отношения в РФ-ии связаны с импортом американского образа жизни, просто неверны. Ну, например, по такой причине. Американский образ жизни импортировать нельзя - для этого надо становиться американцами.
Ага. И становятся. Французов, например, прежде это беспокоило.
Это всегдашняя ошибка Ваша и всех, кто старается искусственно разделять народы. Что будто бы есть какие-то свойства, присущие ТОЛЬКО данному народу и НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не свойственные другому народу. А жизнь сложнее и прекраснее ваших схем. Негритенок, привезенный из племенного строя, может вырасти и покорным рабом, и стопроцентным американцем, и русским генералом. В зависимости от условий

>Образ жизни - слишком комплексное понятие. Поэтому при импорте всегда замечается и перенимается ТОЛЬКО то, то близко и понятно самому.
Низменное всегда пользуется большим спросом. Импортировать такую ценность как «нажирайся до отвала» или «богатейте!» гораздо проще, чем например необходимость самоотречения. Хоть детей возьмите – их от плохого приходитяся ОТУЧАТЬ, а к хорошему – ПРИУЧАТЬ. Опять таки независимо от нации и цвета кожи.

>Например, внешние признаки благополучия как основание как кастового деления на высших и низших. Почитайте русскую классику. Поймете, что я имею в виду.

Нет уж, если Вы высказываете суждение, так будьте добры и обоснования. Или я ВСЮ русскую классику обязан прочесть, чтобы понять Вашу глубокую мысль?

>Давайте не будем брать Разина и Пугачева - просто потому, что у меня для этого фактов маловато. Пииты наплодили вокруг этого дела романтики. Что там было на самом деле - сказать трудно. На примере структуры традиционных русских банд - как современных, так и, например, банд начала XX в.

так там НЕ БЫЛО жесткой иерархии. Была бандитская вольница (и в ущерб воинскому мастерству в т.ч.) Потому и проиграли.

>"лесных братьев"
это вообще не русские

>и я, увидев в бандитской иерархии какие-то "национальные особенности".
Правильно, нету их. Вы приходите к правильному пониманию вопроса: преступность вне наций, и социалдьный протест тоже.

>Не намекал. У большевиков, кстати, иерархия была связана не с делением на высших и низших, как в "традиционной" России. Это была иерархия "армии".

Ну почему у Вас обязательно как иерархия – так АРМИИ? В армии что, выбирают руководителей? В армии что, основные вопросы решаются голосованием? Не армии, а партии иерархия у них была.

>Во-первых, здесь совершенно не важна американская точка зрения. Я, разумеется, имел в виду русское понимание "катастрофы". Куликово поле - пример до невозможности неудачный. Видимо, это Вам, а не мне, нужно освежить историю в памяти. Освежите и узнайте, кто из русских князей принимал в этой битве участие на стороне Дмитрия. Вообще, Куликовская битва - дело достаточно таинственное, ну да ладно.

Вся таинственность – от незнания. В любом историческом событии достаточно моментов, нуждающихся в уточнении, но называть их «таинственными»…
Солидарность – в толковом понимании, а не «как здесь» или где-то – предполагает объединенность людей одной общей идеей. А вовсе не то, что все думают и действуют одинаково. Что с того, что смоленские и тверские князья не пришли? Зато пришли с территории нынешних Украины и Белоруссии. Солидарность у князей – опять таки вне наций – это понятие очень… не очень…А только учтите, никакой князь или Сталин не мог заставить армию ПОБЕЖДАТЬ, а народ – жертвовать многим для армии. Для этого нужно встречное движение народа.

>По поводу взятия Казани, Астрахани (и, если хотите до кучи, Азова Петром I). Тут-то в чем проявилась солидарность? Армия есть армия.

Не нужно «до кучи». Армия бывает разная. В 18 веке было вторжение русской армии в Вост.Пруссию, и в 20 веке тоже. Начальные условия похожи – отсутствие у противника серьезных сил. А результат разный.
Но вообще-то битвы, Казань, Астрахань и пр. я упомянул не как отдельные события, а как вехи. Если брать отдельно – солидарность вроде и не при чем. (Хотя напр. стойкость русской армии м.б, возможно объяснить приверженностью общей идее – «Москва за нами» или там «надоели татары»..) Но если Вы задумаетесь, как готовились и как стали возможны эти вехи, их результаты, и последствия – то можно понять, что без объединения широчайших слоев одним стремлением – это было бы невозможно.


>Насчет покорения Сибири. Боев там практически не было. Была небольшая банда (не в оскорбительном смысле),

если не в оскорбительном – то назвали бы «отрядом». Вообще Ермак был начальником отряда на службе у купцов Строгановых, и как раз он не ушел, а пришел к «жесточайшей иерархии», как вы пишете, т.е. из казачества – в наемники. «Бандитских подвигов», тем более «в России» мне за ним неведомо, а Вы если знаете – упомяните.

Было три крупных сражения или боя с многократно превосходящими численно татарскими войсками: сразу при вторжении при Атик-городке с подвластными Кучуму князьями, бой с царевичем Маметкулом, трехдневное сражение при мысе Подчуваш с главными силами Кучума.

Отряд Ермака (ок. 1650 человек) имел достаточно строгую иерархию – был разделен на пять полков во главе с есаулами, имелись два «генерал-лейтенанта» - Иван Кольцо и Иван Гроза. Однако имелись и признаки «казачьей демократии» - важнейшие вопросы решались казачьим кругом, а дисциплина поддерживалась круговой порукой.

>В начале XVII в. московская армия воевала с Польшей крайне неудачно. Успехи пришли позже - когда польская шляхта прикончила польское государство. Поляки тоже славяне, они также продажны, кастовы и несолидарны, как и русские.

Так начало 17 в. – Смутное время и только-только его окончание. Почему-то для Польши Вы считаете возможным учесть внутренние причины, а для России – нет. Поляки также продажны, кастовы и несолидарны, как и ЛЮБОЙ другой народ, который в силу определенных исторических причин не смог выработать правильные основы управления государством в интересах всего общества и у которого отсутствует принцип неизбежности наказания.
Я Вам уже упоминал, что в Швецию в 18 веке русские дипломаты везли денег не меньше чем в Польшу – на подкуп «элиты». А шведы – не славяне.

>О Швеции. Вы можете мне объяснить, почему северная война длилась 20 лет, а детям про нее говорили как о чем-то, где имели место Нарва, Гангут и Полтава? IMHO, Северная война совершенно не прибавили России воинской славы, совсем наоборот. Один Прутский поход чего стоит.

Не понял вопроса. Северная война длилась почти 22 года, и там действительно имели место Гангут, Полтава и Нарва. Что объяснять? Прутский поход стоил Азова. То ли мы теряли, да потом назад брали? Если Вы считаете, что Северная война не добавила славы, а «совсем даже наоброт» (добавила позора?) – то вы мыслите очень по-своему.