От Семен
К Овсов
Дата 07.10.2003 18:32:06
Рубрики Россия-СССР; История; Образы будущего;

"Спектакль" Кургиняна "...изнь" - мистерия и заклятие.

Описать это действо почти невозможно – нужны тома, а а когда их писать…
Поэтому как раньше о клубе писал – первые впечатления, и те грубыми мазками.

"...изнь" - это "жизнь" с отрубленной буквой "ж". В ходе постановки постоянно идет такая игра с буквами (рай -край, поиск-происк), тест часто белым стихом не только белым, игра с цветом (черное, белое, красное).
Черная сцена с нарисованным белым контуром рыбы (вместо хвоста стоит станина со струнами, вынутая из рояля - символ скелета). Актеры в черном и белом. Две черные куклы в размер человека с белыми головами и кистями рук, с которыми манипулируют актеры. Немного красного добавлено: красные перчатки, красный нос клоуна, красный колпачок от баллончика с пеной для бритья, которой рисуют на стенах и на лицах, красные колокола и красная чаша (все они сделаны из распиленных углекислотных огнетушителей). Игра с символами. Символ христианства - рыба - появляется в самом начале, потом ее рисуют на стене то мелом, то пеной для бритья, а в конце стирают. Игра с изображениями на заднике сцены - кадры из фильма "Весна", картин Дали. Игра с музыкой: и ностальгический вальс "Хоть я с вами совсем не знаком", и "Аве Мария", и "Лунная соната", и Болеро Равеля, и песня "Кавалергарда век не долог" и песня Высоцкого. Актеров - шесть, персонажей тоже - мать, сын, невеста, друг, архонт Ваня, архонт Маня, Маэстро. Стиль под древнегреческие трагедии, цитаты из многих произведений, но особенно много отсылов к прошлому спектаклю творческого центра Кургиняна по повести Стругацких "Обитаемый остров" и его герою Максиму-Маку и его группе свободного поиска (ГСП), но Мак оказывается палачом, а ГСП - готовностью служить преступлению, "странники" - преступниками, коллективным фанатиком. ОЛЕГ - Особая Ложа Единого Гиперсмысла - в эксперименте не смог сдержать процесс и начался коллапс. Референдум с "Да-да-нет-да" и расстрел Дома Советов, "врежь им Боря".
Далее много всего интересного и особенно запомнилась фраза "Пусть твой сын проводит операцию и без всяких лож, а ты самоликвидируйся." - уж не к Богу ли слова?
А в начале ставился вопрос "Гуманизм был нашей основой, но теперь от него остался только скелет, кто же съел мясо, как это произошло?".

Перед спектаклем несколько слов сказал автор и режиссер С.Е.Кургинян. Это не театр, а пара-театр. В отличие от театра его действо имеет смысл и без зрителя, оно воздействует на мир непосредственно, а через зрителя воздействие только усиливается. Кургинян привел пример считающегося фольклорным коллектива бабушек из деревни, к которым обращаются, чтобы они спели и сплясали во время засухи, и после их пения и пляски действительно идет дождь. Их пение и пляска лишь форма заклятия.
На кого направлено заклятие Кургиняна и его творческого коллектива? На народ России.
Народ проклинают и жалеют за то, что захотел в РАЙ, а попал на КРАЙ, захотел в добрую сказку, а попал в бардак и живодерню. "Здесь рядом райский секс, а рядом - сдирают шкуры".
Подробно анализируется с помощью фрагментов мифов, сказок, фантастики и фрагментов из фильма "Весна", что происходило в последние десятилетия, как народ заколдовали, как кодировали на голосование "Да-да-нет-да", под музыку "журчат ручьи". Один актер говорит "Весна красна", "Черная весна" - отвечает другой.
На экране возникают кадры из фильма "Весна", на их фоне актеры играют, даже перемещаются по стене-экрану, как бы внутри фильма, или картин Дали, тоже составляющих фон действа, взаимодействуют с ними.
Символический кадр из "Весны" - герой Черкасова говорит: "Наше время кончилось. Начинается другая съемка" и звучит: "кто был никем тот станет всем".
Но в конце под песню Высоцкого "Тот, который во мне сидит и думает - это он истребитель" совершается странная свадьба героини с железным самолетом и рождается железный ребенок. Может он спасет?
На экране Железный памятник Алеше - советскому воину освободителю в Трептов - парке в Берлине. Но со стены стираются символы рыбы и человека, а актеры говорят: "сеть вот-вот отключат, хрен вам, а не "Звездные врата", как время коротать без Джеймса Бонда и без Хрюши (без телевизора), тогда валяй про жил-да-был (архаизация ?- возврат к сказкам, но новым). Он жил да был без прикола, чисто конкретно.
Вроде действительно Алеша - спаситель, но фоном памятника вдруг становится не парк, а лицо старухи с сеткой, которое уже появлялось . Что бы это значило?
Актеры в темноте выстраиваются в ряд, гаснет экран, свет зажигается, аплодисменты.

Это было не только заклятием внешнего мира, но и мистерией - посвящением зрителя в новое вИдение мира через обряд инициации - болезненного испытания. Зритель проходил через тяжелые удары по психике, по болевым точкам, задевались архетипы. Ему показывали и убийство, и пытки, и роды, все это с криками и надрывной речью актеров, играющих с полной отдачей. На зрителя обрушивались такие массивы намеков, аллегорий, подтекстов, символов, что рациональное сознание не справлялось и организм автоматически подключал подсознание, и некоторые вещи идут минуя сознание прямо в подсознание. К этому надо быть готовым.

Спектакль многомерен и каждый увидел в нем свое, как и обещал вначале режиссер. Я только прочертил пару линий и пятен, а их сотни. Конечно, понять из моего рассказа можно немного, но можно, узнать, что усилия и в этом направлении прилагаются и можно стать их соучастником, придя на действо, которое будет показано в нескольких городах России (больших и малых) и за рубежом.


От Антонов
К Семен (07.10.2003 18:32:06)
Дата 08.10.2003 16:34:12

Типичная иллюстрация эстетики и нравов постмодернизма - ничего своего, настоящег (-)


От Семен
К Антонов (08.10.2003 16:34:12)
Дата 19.10.2003 10:19:08

Постмодернизм жизни исследуется методами постмодернизма (-)