От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 06.01.2004 22:10:04 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Протезы_совести

http://www.left.ru/2003/20/toppo96.html
<<<
Михаил Шатурин

При чтении этой статьи русским читателем, на мой взгляд, становится
особенно явным контраст между двумя культурами - нашей и американской.
Конечно, люди знакомые с работами С.Г. Кара-Мурзы справедливо увидят в
ней прежде всего шедевр манипуляции общественным сознанием. Однако, при
этом стоит помнить и то, что всякий тип культуры вполне определяется
тем, как именно возможно манипулировать людьми, к нему принадлежащими.
ЧТО нужно им говорить? Какую наживку манипулятор должен насаживать на
свой крючок? Так, для успешной манипуляции русским человеком следует
внушить ему чувство стыда, заставить раскаяться в каком-либо прегрешении
- реальном или мнимом. Пусть даже и не им самим совершённом, а более или
менее далёкими предками: <растоптали пражскую весну>, построили ГУЛАГ,
делили Польшу, ходили на Новгород с Иваном IV-м... В состоянии стыда,
<прозрения> русских легко толкнуть на поступки самоубийственные или
братоубийственные (что с точки зрения Истории всегда одно и то же). Так
уж мы, видать, устроены, что всякая несправедливость, нами совершённая,
вызывает жгучее желание немедленно загладить её несправедливостью ещё
большей. Каковая, разумеется, вызовет в будущем новую волну раскаяния -
на радость грядущим манипуляторам... <Всё должно в природе повториться>...
А вот какие стереотипы американского сознанания являются культурно
значимыми - это пусть читатели перевода решают сами. Я позволил себе
прерывать текст собственными комментариями (выделены курсивом). Но хочу
отметить, что, несмотря на свою полемическую заострённость, мои
примечания вовсе не являются полемикой. Более того, я признаю, что для
той аудитории, к которой обращается американский автор, доводы статьи
звучат вполне бесспорно, а мои попытки их атаковать - весьма
неубедительно. Поэтому, они не более чем способ выделить для русского
читателя самые, по-моему, колоритные места статьи.

КТО НАБЛЮДАЕТ ЗА КЛАССОМ?

Интернет-камеры в школах вызывают беспокойство за неприкосновенность
частной жизни.
Грег Топпо, , 11 августа 2003

Когда ученики в Билокси, штат Миссури придут сегодняшним утром в классы,
чтобы начать учебный год, целая армия цифровых видеокамер будет
поминутно фиксировать каждый урок в любом классе.

Сотни видеокамер, подключённых к интернету, будут включены весь год в
надежде, что их присутствие будет фактором сдерживания правонарушений со
стороны 6300 учащихся местных школ, равно как и учителей. Данная мера
помогает честным людям быть ещё честнее (выделено мной - М.Ш.), как
говорит глава школьного округа Ларри Дроуди, который наравне с
директорами школ и сотрудники служб безопасности может пользоваться
паролем для наблюдения за уроками с любого компьютера. При необходимости
полиция также может подключаться для наблюдений.

На сегодняшний день Билокси является единственным школьным округом в
стране, который установил интернет-камеры в каждом классе, в настоящий
момент их около 500. Однако, школьные округа в крупных городах Англии
уже давно эксперементируют с интернет-камерами для обеспечения
безопасности., устанавливают недорогие камеры в школьных корридорах и
отдельных классах и планируют оснастить подобными устройствами новые
школы. Одна из компаний сообщила, что ведёт переговоры с одним из
округов по поводу установки 15000 камер для того, чтобы сотрудники
охраны могли наблюдать за классами, школьными корридорами и стоянками машин.

Практически повсюду в своей повседневной жизни американцы находятся под
наблюдением камер: на работе, на автодорогах, на общественных
мероприятиях. Должны ли школы составлять исключение? Дроуди и его
сторонники считают, что не должны. Он сообщил, что в посёлке Гальф Коаст
против нововведения не возражали ни учащиеся, ни их родители.


Что ж, можно только порадоваться за <честных людей> Америки и Англии,
что у них появилось так много шансов стать <ещё честнее>. А заодно и
отметить прозорливость Оруэлла, который в <1984-м> снабдил каждую
комнату своей жуткой фантастической державы <телескрином>. Правда, сам
Оруэлл, когда в 1948-м писал свой роман, метил всё больше против
<большевистской деспотии>. Тем радостнее, что самые смелые фантазии
художника успешно воплощаются в жизнь у него на Родине. А ещё говорят,
что пророков в своём отечестве нет! Очень даже есть!

Но поборники неприкосновенности частной жизни, отдельные группы учителей
и некоторые другие люди обеспокоены тем, что классы будут круглосуточно
<под колпаком>. Некоторые говорят, что камеры могут быть использованы не
по назначению и стать помехой для учителя, в то время как другие
опасаются того, что округа, понадеявшиеся на интернет-камеры, утратят
бдительность в вопросах школьной безопасности.

Хотя видеозаписи в Биокси и не зарегистрировали пока серьёзных
преступлений, Дроуди говорит, что они <избавили от многих неприятностей>
и помогли диекторам школ разобраться с мелкими правонарушениями, такими
как школьные кражи, которые при отсутствии камер потребовали бы
длительных раследований. Он также говорит, что те камеры, которые были
устновлены за последние 3 года, могут выступать в роли всевидящего ока,
подерживающего учителя при возможных конфликтах.

Однако, Курт Лаварэло, исполнительный директор Национальной Ассоциации
Школьных Работников, полагает, что камеры могут наоборот - снизить
уровень безопасности в школах. <Мы утрачиваем непосредственный контакт с
глазу-на-глаз, который так остро необходим> - отмечает он. Надежда на
камеры <не должна заменять человеческого фактора>.
В отличии от традиционных (не подключённых к Сети), интернет-камеры
передают изображение практически на любой компьютер. Директор или
инспектор по образованию могут просматривать записи из дому или даже из
автомобиля. Такие записи проще хранить и каталогизировать.

Интернет-камеры стоят примерно вдвое меньше, чем традиционные, говорит
Фредерик Нилсон, из компании <Аксис Коммуникейшенс>, шведского
предприятия, которое ведёт переговоры с одним из городских округов на
поставку 15000 камер, примерно по 150 на школу. Представители
образования в Атланте должны голосовать сегодня по поводу установки 2000
камер в школьных корридорах и автопарковках. В одной из школ Миссури за
этими частями школьной территории уже наблюдают 27 интернет-камер,
дополнительные 45 будут подключены этой осенью.

Интернет-камеры появились также в нескольких школах Министерства Обороны
США на военных базах: они позволяют военнослужащим наблюдать за
обучением их детей и даже общаться с ними в диалоговом режиме. Учителя
Лондона требуют по камере в каждый класс, т.к. это позволит родителям из
дому наблюдат за поведением их детей в школе. Рой Балентин из компании
по установке и запуску интернет-камер говорит, что многие школьные
работники перегружены из-за огромных размеров кампусов. <Вам не удасться
быть одновременно во всех местах, но если вам будет помогать ещё и
несколько искуственных <глаз>, то это сильно улучшит дела> - считает он.
<Камеры дешевле, чем содержание дополнительного персонала.>

Замечательно то, в какой плоскости ведётся обсуждение: важны
эффекивность и денежные затраты на камеры по сравнению с
наблюдателем-человеком. Этическая сторона вопроса игнорируется. И
впрямь, не всё ли равно, откуда почерпнута информация: оттого ли, что
наблюдатель открыто присутствовал в комнате, либо оттого, что
подсматривал в замочную скважину (пусть даже в замочную скважину эпохи
высоких технологий - в интернет-камеру)?!

Сам Рой Балентин был директором той самой школы в Миссисипи, где
учащийся Лук Вудман убил двоих и ранил семерых соучеников. Балентин не
верит в то, что видеокамеры могли бы предотвратить эту и другие школьные
перестрелки, но считает, что камеры, всё же, полезны для безопасности и
для <неформального наблюдения> за учителями.

Полагаю, что кроме своей непосредственной задачи - слежки за гражданами,
у повсеместно установленных видеокамер есть и ещё одна, не менее важная
функция. Они нужны для раздробления общеста на <атомы>, на отдельных не
связанных друг с другом <налогоплательщиков>. Уже и сейчас в канадской,
например, школе практически отсутствуют какие-либо неформальные связи
между учителями и учениками. Понятие <наш бывший учитель> давно потеряло
свой изначальный культурный смысл: оно не выделяется из такого ряда как
<наш бывший служащий почты> или <бывший кассир нашего супермаркета>. То
ли ещё будет после того, как все классы оборудуют камерами! Ведь это
эффективнейший способ раздробить общность людей - заставить их жить и
общаться перед орвэлловским <телескрином>. (Зрители <За Стеклом>
наблюдали нечто подобное.) Кстати, в самом романе, который я уже
упоминал, это показано очень ясно: неформальные отношения, в которые
вступают главные персноажи (становясь любовниками, минуя соответствующие
госструктуры), являются их бунтом против государства. Неформальным в
таком мире может быть только <наблюдение>...

Это-то и волнует критиков, которые утверждают, что видеозаписи могут
быть использованы для иных целей. А если родители жалуются, что учитель
использует уроки для пропаганды контроля за рождаемостью, наркотиков или
даже терроризма? <По сути, Ваши уроки теперь задокументированы> -
говорит Кларк Кельсо из Университета Сакраменто. <На учебный округ будет
оказываться колоссальное давление : <А давайте поглядим, что там!>>
Мелинда Андерсон из Национальной Учебной Ассоциации, крупнейшего в США
объединения учителей, говорит: <Это новая область, поэтому у нас
маловато опыта в этих делах.> Она утверждает, что видеокамеры могут
соединить теснее школу и семью, но в тех округах, где наблюдение за
учителем ограничено подписанным контрактом, правила использования
интернет-камер должны это учитывать.

Вот оно - то самое <правовое мышление>, которым демократы уже давно
пытаются спасти наши грешные души! Итак, подглядывать в замочную
скважину можно там, где в контракте не оговорено обратное. Вот мы с Вами
работаем учителями в двух школах, разделённых улицей, и относящихся к
разным округам. За Вами шпионить можно, а за мной нельзя: у меня так в
контракте прописано! Ссылки на мораль, которая не может, вроде бы, быть
разной по разные стороны улицы, в <правовом государстве> неприличны:
мораль есть понятие почти <туземное>, и при <правильной> организации
общества неизменно уступает дорогу кодифицированному Праву (<приоритет
права над моралью>). Т.е. попросту отсутствует: мораль ведь такая штука,
что может быть либо на первом месте, либо ни на каком вообще. Так,
например, работая в западной школе я не могу остановить озорничающего
ученика, сказав: <Не делай этого, потому, что так поступать стыдно!>. Но
следуя правилам политкорректности я должен сказать: <Не делай этого,
потому, что такое поведение противоречит внутришкольным правилам!>
Чувствуете разницу!

<Использование интернет-камер перенесёт нас в другой мир, где
происходящее в классе станет доступно для наблюдения всем и постоянно> -
говорит она. <Можно спорить с тем, что <просто наблюдение> не мешает
преподаванию, но если оно приведёт к большому количеству жалоб на
учителей и стиль их работы, способы подачи материала и т.п., то
наблюдение может стать помехой>.

Дроуди утверждает, что камеры устанавливаются в целях безопасности -
<для наблюдения, а не для подглядывания>. Но он допускает, что
результаты съёмки могут быть использованы для аттестации учителей. <Это
возможно, если в вашей школе не очень щепетильная администрация. С
другой стороны, если мы поступаем как надлежит профессионалам, нам не
следует делать что-либо такое, что мы побоялись бы делать перед камерой.>
По словам одного из членов школьного округа Билокси, матери четверых
детей, родители рассматривают такую систему как ещё один способ держать
своих чад под присмотром. <Мне никто не отзывался плохо о нововведении>
- подчеркнула она. <Как мать я не вижу в наблюдении проблемы, я хочу,
чтобы мои дети хорошо себя вели>.

Однако, стоит лишь заикнуться про интернет-камеры, как у защитников
непркосновенности частной жизни бегут по спине мурашки. <Ведь ты сам не
можешь ничего тут выбирать. Это-то и напрягает> - говорит Дан Фармер,
представитель организации Основной Безопасности из Калифорнии, который
консультировал Конгресс США по вопросам частной жизни и безопасности,
связанными с интернетом.

Замечательно, что все <идеалистические> возражения основаны на этой
самой пресловутой privacy (<частной жизни>), за которую на Западе
положено так сильно переживать. Мне-то кажется, что не о <частной жизни>
тут надо в первую очередь беспокоиться американцам, а о том типе
культуры, который они передадут своим детям. В русской, например,
культуре принято особо ценить индивидуальность учителя, пусть даже не
особую яркость (не у всех ведь она есть), а и просто ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
чудачества и слабости - так, например, описаны школьные годы в
гимназических воспоминаниях Пришвина и Паустовского. В советских фильмах
любили показывать те особые доверительные отношения, которые могли
сложиться у учителя с каким-либо определённым классом, отношения
<групповой конфиденциальности> (<Доживём до Понедельника>, <Чужие
Письма>, <Ключ без Права Передачи>). Страшно даже представить себе
<всевидящее око> видеокамер, направленное на их героев! Но ведь и в
американской культуре была некогда хотя бы возможность такого вот
<сговора> взрослого с детьми. Был же снят хороший фильм <Общство
Мёртвых Поэтов> () про учителя литературы, который
сеет надежды и сомнения в души учеников элитарной школы - и изоняется
оттуда после <разоблачения> начальством. Неужто не ясно, что поколение,
выросшее под недреманным оком камер, в подобные общества объедняться не
станет! Правда, и хлопот начальству не доставит. Да и учитель
невозвратно станет <человеко-функцией> (т.е. профессионалом): страстям,
чудачествам или прорывающейся боли отныне уже не место в классе.

Однако, обеспокоены далеко не все. Один из учителей естествознания,
который проработал в классе с видеокамерами четыре года, считает, что
критикам новой системы следует слегка расслабться. <Я тут нахожусь на
службе, я выполняю свою работу> - говорит Скотт Паидж, преподаватель
естествознания и фотографии. <Мне вовсе не мешает, если кто-либо смотрит
на то, что я выполняю свои служебные обязанности>.

Мне так и хочется в этом пассаже заменить <служебные обязанности> на
<супружеские>. А что, американские газеты наперебой кричат о <домашнем
насилии>, им вторят плакаты в подземке больших городов, призывающие не
мирться с <абъюзом>! Отчего бы не оборудовать каждую североамериканскую
спальню интернет-камерой?! Надо думать, это замечательно <поможет
честным людям быть ещё честнее>...

Паидж, бывший учитель биологии, открыл доступ к видеонаблюдению за своим
классом всем желающим. Он говорит, что родители учеников привыки этим
пользоваться. <Так можно увидеть, носит ли ребёнок ту же самую одежду, в
которой утром ушёл из дому>. Паидж также часто наводит камеру на
лабораторные демонстрации, чтобы ученики могли просматривать их во время
выходных. Учащиеся могут входить в интернет из дома, если болеют, и
посылать письма с вопросами. <Всё, что укрепляет связь между семьёй и
школой, идёт на пользу детям> - убеждён он. Однако добавляет, что сам он
против использоваияя записей как довода при возможных конфликтах с
учениками. Он так и сказал: <Уж если дошло до того,что мои слова не
перевешивают слова ученика, я лучше себе другую работу подыщу>.
Ну а Доуди добавляет, что в настоящий момент рабочие монтируют третью по
счёу камеру в спортзал, т.к двух оказалось недостаточно. <Так и кажется,
что ничто не ускользает от наблюдения, но всегда где-нибудь оказывается
<слепая зона>>.

Конец... Очень бы хотелось, чтобы перевод этой статьи для русского
читателя поубавил у некоторых из наших людей пыл предлагать себя
политкорректному Мистеру Доуди и его морально безупречным соплеменникам
в качестве младших помощников по <борьбе с терроризмом>, <построению
стабильного мира> и прочем поиске <слепых зон> на белом свете.
<<<