Россия в обстановке глобальной культурной колонизации ("Rebelion", Испания)
Потеря самобытности - это одна из наиболее серьезных и глубоких проблем, с
которой приходится сталкиваться России, живущей в обстановке культурного
кризиса.
В проекте по установлению повсеместного американского владычества существует
одна значимая двойственная составляющая: подчинение экономическое и
культурное. Второй из этих компонентов выражается в однонаправленной и
асимметричной циркуляции сакральных идеологических посланий и акритичных
культурных кодов. Источником их становятся основные центры власти,
стремящиеся к генерализации человека, а вместе с тем и к созданию "единого"
мышления.
Сутью упомянутых посланий являются деньги и все с ними связанное, на этой
основе свое развитие получают священные темы собственности и обладания
ценностями как пути к "счастью". Посредством глобализации рыночной культуры,
неолиберальная система пытается возвести рынок до уровня привилегированной
системы регулирования социальных отношений и единой для всех народов
культурной матрицы. В подобной обстановке возникает и доминирующая этическая
"ценность", которую можно сформулировать словами "существовать значит
владеть".
Для подкрепления указанных выше посланий и колонизации человеческих умов по
всей планете используют самые различные, тесно связанные между собой методы,
среди которых можно выделить: печатные издания, частные телеканалы,
телевизионные программы и кино. Все эти средства находятся в подчинении у
крупных транснациональных компаний, которые занимаются распространением
новой глобальной культуры.
На чьей стороне в данной ситуации находится Россия? Вполне очевидно, что на
стороне колонизованной части планеты. Русский писатель Александр Солженицын
написал, что "культурная агония России является частью общего мирового
процесса, для которого характерна потеря духовности". Одной из причин этого
феномена писатель назвал "абсолютную власть денег и массификацию культуры".
После дезинтеграции Советского Союза население страны стремительно понеслось
навстречу обществу социального дарвинизма, в котором каждый был ответственен
за собственное выживание, пусть даже и за счет страданий другого. Средний
человек более скрытен, больше думает о деньгах. Для описания того или иного
типа гражданина достаточно оценить его потребительский уровень. В том же,
что касается предпочтений в одежде, дизайна интерьеров и архитектурных
построек, то здесь общество зачастую склоняется к самому вызывающему, к
внешнему украшательству, которое при ближайшем рассмотрении оказывается
смесью банальности, примитивности и вульгарности вкуса и ложных
представлений.
По мнению некоторых специалистов, жажда потребления среди граждан бывшего
советского общества развита настолько сильно, что Россию, возможно, следует
назвать лидером мирового потребительского сообщества. Средний москвич обычно
одет лучше среднего европейца, несмотря на то, что его сбережения при этом
минимальны; и, если в один прекрасный момент, житель российской столицы
получает в руки относительно крупную сумму денег, то, вероятнее всего,
потрачена она будет на приобретение Мерседеса или БМВ, пусть даже и
подержанного.
В России практически нет семей, у которых не было бы телевизора, пылесоса и
холодильника, а наличие DVD-проигрывателя или плазменного телевизора
превращается в символ истинного процветания, почти такой же, как наличие
нескольких квартир или домов. Тем не менее, в соответствии с недавно
проведенным социологическим опросом, лишь у 1% россиян есть домашний
кинотеатр, у 2% в квартирах есть кондиционеры и у 8% видеокамеры.
Потребительство в материальной сфере связано с культурными субпродуктами,
которые желает иметь средний представитель общества. На телевизионных
экранах изобилуют сцены секса и насилия; для приостановления развития
подобной тенденции было принято соглашение о "добровольном регулировании"
содержания показываемых программ, но никакого реального действия соглашение
не возымело. В указанном видеоряде содержится определенный потребительский
код, и тот факт, что подобное медиа-искусство прижилось в России является
еще одним подтверждением существования культурной субординации. На экранах
телевизоров господствуют иностранные программы и фильмы. Особо
привилегированное положение на российском телевидении занимают бразильские
мыльные оперы.
Еще одним последствием подчинения культуры правилам рынка стал разрыв связи
между "качеством" артиста и возможностью его появления на телевидении или
радио. Появление любого нового артиста означает, что для его выхода на сцену
потребовалось выложить существенную сумму. Из этого можно сделать и еще один
вывод: поп-музыка, благодаря вращающимся вокруг нее крупным денежным суммам,
становится единственным музыкальным продуктом, имеющим реальные шансы на
массовое распространение.
Стоит отметить, что, с другой стороны, люди искусства стали гораздо
свободнее, чем во времена Советского Союза. Однако, на протяжении последних
12 лет российской культуре приходилось двигаться в одиночку, выживать в
обстановке урезанного государственного бюджета, разваливающихся зданий и
яростных нападок со стороны массовой культуры Запада. Ради выживания
учреждениям культуры приходилось самостоятельно искать источники
финансирования и снижать уровень предлагаемых зрителям спектаклей в угоду
вкусам публики попроще. Многие люди мира искусства были вынуждены уехать за
границу, так как у них не было возможностей для самореализации на родине.
Так, в концертных залах проводятся рок- или поп-концерты, потому как доходы
от подобных мероприятий значительно выше. Кинокомпаниям гораздо выгоднее
снимать видеоклипы или развлекательные телевизионные программы, которые
зачастую повторяют всевозможные западные шоу, при этом практически не
остается телепространства для местной продукции.
Существенный удар был нанесен и по российской киноиндустрии. Главная
киностудия страны "Мосфильм", на которой в семидесятых-восьмидесятых годах
снималось до пятидесяти фильмов в год, стала производить не более десяти
фильмов ежегодно. К этому стоит добавить, что "Paramount Pictures" и прочие
американские кинокомпании открыто планируют занять часть российского рынка и
тем самым провозгласить в стране "транснациональную культурную демократию",
к которой Россия имеет честь присоединиться.
Существует и еще один факт, показывающий насколько глубоко на российский
рынок проник американский кинематограф: в период с 1990 по 1995 гг. доля
американского кино в прокате увеличилась с 14% до 59,3%. Рост этого
показателя шел постоянно, и даже российский президент отметил, что "на
российском кинорынке отечественная кинопродукция была замещена фильмами
Голливуда". Число оборудованных по последнему слову кинотеатров увеличилось
в России вдвое, но при этом на экранах практически не демонстрируется
российское кино, доля которого в прокате составляет менее 2%. Доходы от
показа российских кинолент не превышают 6%, и потому нет ничего
удивительного в том, что на их демонстрацию приходится лишь 16% от общего
времени показа кинофильмов.
К этому стоит добавить, что значительно снизилось художественное качество
снимаемых картин; сегодня предпочтение отдается триллерам и боевикам, снятым
в американском стиле. Тем не менее, подобная не слишком приятная тенденция,
складывающаяся в российском кинематографе, воспринимается некоторыми
обозревателями как "новое российское кино" (цинизм или бедность?). В недавно
опубликованной одним из российских изданий статье автор пишет, что любители
отечественного кино должны быть благодарны российской рекламной индустрии.
Новый российский кинематограф питается именно ее соками и растет на глазах.
По мнению автора упоминавшейся статьи, у сорокалетних российских
кинорежиссеров широкий, дерзкий взгляд на кинематограф. В своем творчестве
они опираются на опыт европейского и американского кино не меньше, чем на
опыт кино отечественного. За годы работы они научились точно рассчитывать,
какие фильмы смогут привлечь внимание широкого круга зрителей, и
использовать при съемках технические приемы и образный язык рекламного
бизнеса.
Один из представителей этой "де"-генерации кинематографистов Егор
Кончаловский признает, что "новое российское кино" привлекает внимание
зрителя не глубиной показа психологических переживаний, а хорошим качеством
картинки. В ходе подобной "кинематографической эволюции" самым кассовым
фильмом оказался "Антикиллер", герой которого сначала борется с местными
преступниками, а затем - против международного терроризма. Классическое
использование приема "обучать, развлекая", которому законы продажи диктуют
новые условия: многочисленные драки, пылающие машины, беспрестанная пальба и
человеческие страдания.
По словам упоминавшегося выше автора статьи, сама картина символизирует
победу приема непрямой рекламы, используемой в сюжете фильма. Все герои
фильма должны пользоваться продукцией только определенных фирм, будь то
мобильный телефон или машина. С другой стороны, без участия исполнителя
главной роли в "Антикиллере" Гоши Куценко не обошелся практически ни один из
наиболее известных сериалов прошлых пяти лет, а в настоящее время актер
пробует себя на новом "артистическом" поприще и является ведущим одной из
телепрограмм на первом канале телевидения.
Потеря самобытности - это одна из наиболее серьезных и глубоких проблем, с
которой приходится сталкиваться России, живущей в обстановке культурного
кризиса. В 1993 году руководители страны приняли решение изменить прежний
гимн, долгие годы являвшийся символом Советского Союза, на другой, не
имевший слов. Многие спортсмены, принимавшие участие в соревнованиях
жаловались на то, каким сильным моральным ударом для них стала невозможность
произносить слова российского гимна во время церемонии награждения.
Решением стал шаг в прошлое. В 2001 году, было принято сопровождавшееся
бурной полемикой постановление о возвращении музыки прежнего советского
гимна, но с измененными словами. Сложившаяся ситуация обнажает глубокий
кризис потери самобытности, переживаемый Россией и ее населением на
протяжении более десяти лет. Становится очевидным насколько сложно - не имея
реальных альтернативных решений - отказаться от символов, которые прежде все
связывали с Советским Союзом и были признаны во всем мире. Россия потеряла
свой, доставшийся ей от Советского Союза державный характер - и многие
жители страны переживают не только из-за внутреннего упадка своей родины, но
и из-за того, что времена, когда они гордились принадлежностью к великой
державе, остались позади.
Культура должна восприниматься как пространство независимости, от которого
нельзя отказываться. Пережитые российским обществом, начиная с 1991 года,
трансформации привели к тому, что страна попала в список государств третьего
мира. Доказательством тому стало подчинение мировому рынку, культурная
составляющая которого навязывала России свою "American dream", где главная
роль отводится деньгам. В подобной обстановке, безусловно, будет очень
сложно вернуть себе утерянную самобытность.
Стремление присоединиться к западному миру после нескольких десятилетий
натянутых отношений - сложная задача, которую пытаются решить российские
власти, делая очень большие уступки и не оказывая практически никакого
сопротивления. Поиски культурной стратегии, которая способна помочь стране
вернуть ее прежнюю самобытность, даются непросто из-за колоссального засилья
зарубежной культурной продукции, или - если быть точным - наиболее дешевых
ее экземпляров.
В стране происходят радикальные преобразования в культурной жизни, потому
как прежде всех работников этой сферы финансировало государство, а сама
страна была изолирована от остального мира. Однако в российских условиях
результатом союза между страной и мировым рынком стало несварение желудка
из-за употребления западных культурных консервов; охватившая страну
потребительская лихорадка привела к снижению многих жизненных ценностей; в
России идет процесс "оглупления" подавляющей массы населения, являющейся той
самой субстанцией, что необходима для рождения аполитичных мужчин и женщин,
которые так легко поддаются управлению со стороны тех, кому это выгодно
===============
Rusia en la colonizacion cultural global
Ariel Dacal Diaz
Rebelion
El proyecto hegemonico al que intenta someter Estados Unidos al resto del
planeta tiene un doble, marcado y complementario componente: sometimiento
economico y cultural. El segundo se manifiesta con la circulacion masiva,
unidireccional y asimetrica de mensajes ideologicos sacralizados y codigos
culturales acriticos, los que son emitidos suplementariamente desde los
grandes centros de poder, mediando la generalizacion de un tipo de ser
humano, y con el la consagracion de un pensamiento "unico".
Como medula de dicho mensaje esta el dinero y todo lo que de el se deriva,
alrededor de los cuales se sedimentan los consagrados temas de la propiedad
y la tenencia de bienes como camino a la "felicidad". El sistema neoliberal,
a traves de la globalizacion de la cultura del mercado, pretende erigir a
este como forma privilegiada de regulacion social y unica matriz cultural
para todos los pueblos. En ese ambito emerge como "valor" etico predominante
el criterio "ser es tener".
Los medios para afianzar estos mensajes y colonizar las mentes en el planeta
son de la mas variada conformacion y de la mas estricta interconexion. La
presa escrita, los canales editoriales, los espacios televisivos y
cinematograficos, entre otros. Estos son controlados con elevada eficiencia
por las trasnacionales que diseminan asi la nueva cultura global.
?En que bando se encuentra Rusia en este diseno mundial? Evidentemente se
situa entre los colonizados. En este sentido el escritor ruso Alexandr
Solyenitsin, afirmo que la agonia de la cultura en Rusia es parte de este
proceso de orden mundial caracterizado por la perdida de la espiritualidad.
El escritor senalo como una de las causas de este fenomeno el absoluto poder
del dinero y la masificacion de la cultura.
La poblacion rusa tras la desintegracion sovietica ha estado abocada a la
mas terrible manifestacion del darwinismo social, donde cada uno es
responsable de su supervivencia, aun en detrimento del otro. El hombre comun
es mas cerrado, piensa mas en el dinero. El nivel de consumo es la variable
para catalogar a uno u otro tipo de ciudadano. En esa direccion, el gusto en
cuanto a ropas, disenos de interiores y arquitectura con frecuencia gira
hacia lo llamativo, al cumulo de ornamentos externos que en realidad resulta
una amalgama de banalidad, trivialidad, vulgaridad y falsas apariencias.
Para algunos especialistas, las ansias acumuladas de consumo de la poblacion
ex sovietica quizas convierte a Rusia en la sociedad mas consumista del
mundo. Un moscovita promedio por lo general viste mejor que el europeo a
pesar de no tener un minimo ahorro, que si un dia llegase a tener, lo mas
probable es que lo gastara de inmediato en un Mercedes o BMW, aunque sea de
segunda mano.
En Rusia practicamente cualquiera tiene televisor, aspiradora y frigorifico;
pero un DVD o televisor de plasma son verdaderos simbolos de prosperidad,
casi como tener varios apartamentos o casas. Sin embargo, y de acuerdo a una
encuesta realizada recientemente por el Instituto de Investigaciones
Integrales de la Academia de Ciencias de Rusia, tan solo el 1 por ciento de
los rusos tienen un sistema de "cine de hogar", un 2 por ciento aire
acondicionado y un 8 por ciento camaras de video.
El consumo material se vincula a los subproductos culturales que tambien
"demanda" el ciudadano promedio. Las criticas contrarias a la proliferacion
de comerciales, imagenes de sexo y violencia en la pantalla abundan en el
pais, frente a lo que solo se ha logrado la firma de un acuerdo de
"regulacion voluntaria" de los programas con ese corte sin el debido
impacto. Los nuevos codigos globales que se reproducen en este tipo de
presentaciones, con base en el consumo, se han impuesto en Rusia como otra
llamativa prueba de la subordinacion cultural. Los productos extranjeros
dominan la pantalla chica. Las novelas brasilenas, por ejemplo, son un gran
suceso en la television rusa.
Otra de las consecuencias de los codigos del mercado ha sido la ruptura
entre la calidad de un artista y sus posibilidades de aparecer en la radio o
la television. Cuando aparece un nuevo artista es porque previamente ha
pagado una importante suma de dinero, a lo que se anade que la musica pop es
la unica que, igualmente mediando el pago, tiene reales posibilidades de ser
difundida.
Por otra parte, es cierto que la creacion artistica tiene mayor libertad
tras el fin del socialismo sovietico. Pero durante los 12 anos ultimos, la
cultura en Rusia ha tenido que andar sola, sobreviviendo con contraidos
presupuestos estatales, destruidas edificaciones, y con los furiosos ataques
de la cultura de masa occidental. Las instituciones han tenido que buscar
financiamiento para seguir existiendo, viendose obligadas a hacer
concesiones en la calidad artistica de su oferta cultural para atraer
publico. Muchos artistas se han ido a plazas de otros paises por la falta de
espacios nacionales para su realizacion.
Las salas de concierto, por ejemplo, ceden sus espacios a presentaciones de
rock y cantantes pop que sean vendibles. Los estudios filmicos son mas
rentables produciendo video clips y shows televisivos y estan fuertemente
influenciados por las producciones extranjeras que dejan poco espacio a las
del patio.
La industria cinematografica tambien ha padecido en estos anos. El principal
estudio del pais, Mosfilm, que producia hasta cincuenta peliculas al ano en
las decadas de los setenta y los ochenta, no rodo mas que en tres ocasiones
en 1997. A lo anterior se agrega que la Paramount Pictures y otras empresas
norteamericanas, planean entrar directamente en el mercado nacional ruso,
sellando en ese acto la "democracia cultural trasnacionalizada" a la que
Rusia tiene el honor de sumarse.
Un dato mas nos ayuda a ver el grado de penetracion del cine norteamericano:
entre 1990 y 1995 las importaciones de peliculas procedentes de EU
aumentaron de un 14% del total a un 59.3 %. El incremento de dicho indice ha
sido una constante. Sobre esa base, el propio Putin dijo que "los filmes de
Rusia han sido desplazados del mercado domestico por Hollywood". Mientras se
han duplicado los cines lujosos en el pais, es dificil encontrar una muestra
de peliculas del patio pues su presentacion es menor al dos por ciento. A
las peliculas rusas les corresponde tan solo el 6 por ciento del total de
las ganancias que surte la distribucion, por lo que no tiene nada de extrano
que su proyeccion ocupe el 16 por ciento del tiempo correspondiente a los
largometrajes.
Complementariamente la calidad artistica de las muestras ha sucumbido frente
al mercado, con la produccion de trillers y peliculas de accion a la norma
norteamericana. Pero este infortunio es analizado por algunos especialistas
como "el nuevo cine ruso" (?cinismo o inopia?) En un articulo publicado hace
algunos dias en Ria "Novosti", la autora senala que los aficionados al cine
ruso deben sentirse agradecidos a la industria publicitaria patria. El nuevo
cinematografo ruso se nutre de sus zumos, fortaleciendose a ojos vistas.
Para la autora, los directores cuarentones tienen una vision amplia y audaz
del arte cinematografico. Ellos se apoyan sobre la experiencia europea y
norteamericana no menos que en la del cine ruso, y en los anos que llevan
trabajando han aprendido a calcular certeramente que cintas van a provocar
el interes del vasto publico, sin reparar en imitar a veces procedimientos
tecnicos y figurativos de la industria de publicidad.
Egor Konchalovski, perteneciente a esta nueva "des"-generacion de cineastas,
reconoce que las producciones de esta oleada no cautiva con lo hondo de la
vision psicologica, sino con la buena calidad fisica de sus filmes. Como
muestra de esta "evolucion cinematografica", la cinta mas taquillera del
cine ruso ha sido "Antikiller", donde el protagonista lucha primero contra
los delincuentes locales y luego contra el terrorismo internacional, tipica
utilizacion del medio para "adoctrinar entreteniendo", y para la cual los
nuevos patrones de venta sugirieron abundantes peleas, autos ardiendo,
incesante tiroteo y sufrimientos humanos.
A decir de la autora antes citada, la propia pelicula simboliza el triunfo
del metodo de publicidad indirecta insertada en la trama. A los personajes
se les prescribe usar cosas de marcas estrictamente determinadas, tratese de
un telefono movil o de un auto. Por otro lado, Gosha Kutsenko, quien
protagonizo el film, participo en la publicidad y en todos los seriales
famosos de este ultimo quinquenio, y hoy dia es moderador de uno de los
espacio del primer canal, a la usanza de los nuevos desempenos "artisticos".
No es contradictorio entonces que sobre los filmes, teatro, arte y musica
los rusos hablan de estos anos como un tiempo de espera para sortear la
confusion, caos y crisis generada por la transicion.
La crisis de identidad en Rusia es uno de los problemas mas serios y
profundos que enfrenta el pais como parte del proceso de descalabro
cultural. En el ano 1993 los dirigentes de la nacion decidieron abandonar el
himno que fue simbolo de la URSS por decadas, sin sustituirlo mas que por
uno nuevo sin letra. Muchos atletas que defendian al pais en competencias
internacionales manifestaban el sentimiento desmoralizante que
experimentaban al no tener un texto que cantar en las ceremonias de
premiacion.
La solucion fue volver atras. En el 2001 se decidio, no sin poca polemica,
restablecer la musica del himno sovietico con una nueva letra. Este pasaje
revela la crisis de identidad que ha sufrido Rusia y su poblacion en esta
decada y lo costoso de renunciar, sin alternativas solidas, a los simbolos
que identificaron a la URRS y que, con todo lo que pueda implicar su
reconocimiento, eran respetados en el mundo entero. Rusia ha sufrido la
declinacion del caracter de potencia que supuso heredar de la URSS, hecho
que es percibido por muchos rusos que no solo sufren el desgaste interno
sino que ven con nostalgia la resonancia y orgullo personal que emanaba de
pertenecer a una gran potencia.
La cultura debe asumirse como un espacio de independencia al que no se debe
renunciar. Las transformaciones de la sociedad rusa desde 1991 anade a este
pais a la lista de los tercermundistas, atendiendo a su nivel de
subordinacion al mercado mundial, y complementariamente en materia cultural
se ha ido imponiendo el american dream en los codigos culturales, donde
prevalece como centro el poder del dinero. Esto sin duda atenta contra la
reformulacion de la identidad nacional.
El reto de entrar en la dinamica occidental, tras decadas de
distanciamiento, es un tema complejo que asumen las autoridades rusas, para
ello han hecho grandes concesiones y poca resistencia. Una estrategia
cultural para erigir su identidad se torna mas dificil debido a la invasion
de la produccion cultural extranjera, o para ser mas exactos, a lo mas
pedestre de dicha produccion.
Se trata de una radical transformacion debido a que en tiempos sovieticos
todos los artistas eran pagados por el gobierno y el pais estaba aislado del
resto del mundo. Pero el resultado de la boda con el mercado en las
condiciones rusas ha sido la indigestion de los simbolos prefabricados que
impone occidente, las mismas aspiraciones de consumo como estilo de vida en
detrimento de los valores criticos ante el status quo, y un proceso de
"tontificacion" de grandes masas de ciudadanos, que es la sustancia
necesaria para reproducir hombres y mujeres apoliticos, facilmente
moldeables por los dominadores globales.