Молодец все-таки тот, кто первым догадался на ехидный вопрос: <Если ты такой
умный, то почему такой бедный?> - ответить: <Кому-то надо быть и умным>.
Эту фразу я не раз вспоминала, оказавшись на Фестивале юных математиков во
Всероссийском детском центре <Орленок>. Этот фестиваль не пользуется
поддержкой богатых и сильных мира сего, он придуман энтузиастами, соткан из
энтузиазма, на нем и держится. И вопреки всем сложностям 14-й год подряд
собирает на Кубани команды школьников из ведущих математических центров
страны.
Погружаясь в атмосферу фестиваля, я не раз ловила себя на мысли: ум все-таки
не горе, не обуза, а роскошь. Особенно в сочетании с другой известной
роскошью - человеческого общения. Общение умных людей между собой - тонкое
наслаждение, доступное немногим. А здесь оно к тому же четко организовано и
вплетено в яркую интригу вокруг общего и весьма увлекательного дела -
турнира математических боев.
Схема такова. По вечерам жюри составляет задачи, по большей части
оригинальные, каких ребята не найдут в самых <крутых> учебниках (среди судей
известные <композиторы> задач). Утром председатель жюри объясняет условия
капитанам, и затем команды предложенные задачи решают. После обеда
начинаются бои, в которых имеет значение и количество решенных задач, и
умение внятно изложить и отстоять свое решение, и талант капитана вести
<боевые> действия. В каждом бое три участника: две команды и жюри, которое
набирает очки тогда, когда перед некоей математической проблемой пасуют обе
команды.
Зрелище на первый взгляд не столь уж эффектное. Ну стучат мелом по доске два
паренька, докладчик и оппонент. Еще с десяток парнишек (редко-редко мелькает
девичье личико) что-то чертят на листочках в последней попытке ухватить за
хвост ускользающее решение. Но если всмотреться, действо увлекает. Даже
постороннего зрителя, ничего в математике не смыслящего.
Постоянный участник и почти всегда недосягаемый лидер фестиваля - команда
Питера - и в этом году стал победителем. Питерцы великолепно обучены и
решать, и говорить (за этим умением традиционная питерская <разговорная
школа>, единственная в стране устная городская олимпиада по математике). В
команде три вернейших кандидата в сборную. А педагоги! Столпы, живые
легенды. Остается завидовать и учиться.
Краснодар, Майкоп и Ростов, трое соседей-южан, с полным основанием могут
считать себя учениками питерцев. В свое время они в значительной степени
скопировали питерскую систему, и результат оказался блестящим. В своем
регионе они в считанные годы обошли на математических олимпиадах такие
признанные университетские центры, как Саратов, Воронеж, Волгоград,
Тамбов...
Уровень подготовки ребят из многих других городов пока несравним с планкой
лидеров. В результате отдельные <бои> превратились в избиение младенцев. Но
и победители, и побежденные с жаром говорили:
- Фестиваль очень нужен!
Вэтом году не прислали свои команды такие сильные центры математической
подготовки детей, как Челябинск, Нижний Новгород, Ярославль...
Конечно, эти команды отсутствовали не случайно. Скорее случайно то, что
остальные до фестиваля доехали и что он вообще состоялся.
- Очень трудно убедить чиновников дать деньги для поездки на Кубань, -
жаловались калужане. - При этом на спортивные мероприятия деньги
выбрасываются немереные!..
Ростовчане рассказали, что у них финансовое бремя обычно ложится на
<виновника> - тот район и школу, которые имели неосторожность воспитать
вундеркинда. Мама двух участников фестиваля (а также знаменитого в этих
кругах Володи Дремова, золотого медалиста трех международных олимпиад, ныне
студента мехмата МГУ) Елена Генриевна Коннова поведала, как возопил как-то
директор 24-й школы Волгодонска, давшей разом 15 участников зональных и
всероссийских олимпиад: <Меня хвалят, а для меня это нож острый, потому что
каждый олимпиадник просит денег!..>.
Такое вот наказание рублем. Команда Саратова в прошлом году прыгала на
подножку уходящего поезда - до последнего дня не выделяли деньги. То же было
в том сезоне у краснодарцев. На экономические трудности пеняла и директор
школы < 5 при МФТИ, руководитель команды Долгопрудного Евгения Ермачкова:
- Попытка найти поддержку у богатых не удалась. Один бизнесмен так объяснил
свой отказ: <Я бы дал вам денег, но меня же свои засмеют! Нашел кому
помогать - математикам!..>
- За два месяца начинается выпрашивание денег, - продолжила руководитель
ростовской команды Елена Чиркова. - Унизительное и очень часто
бесполезное...
Самыми благополучными оказались Тюмень и Майкоп. В Тюмени на работу с
одаренными детьми выделили большой грант. Адыгея же и олимпиады любого
уровня с удовольствием принимает, и фестиваль, который краснодарские
чиновники уже готовы были похоронить, спасла. И к своим математикам
замечательно относится.
Питерцы на экономические трудности тоже не жалуются. <Математическое
образование детей в Петербурге давно отделено от государства>, - говорят
они. К примеру, несколько лет назад, чтобы вывезти детей на фестиваль, двое
питерских преподавателей <скинулись> своими соросовскими грантами:
Но провинциалам - как отдельным преподавателям, так и математическим
центрам - быть гордыми гораздо труднее. Как правило, помощь государства тут
необходима.
- Отношение в нашей стране к умным детям в лучшем случае безразличное, - с
горечью констатировал руководитель национальной команды России на
международных математических олимпиадах Назар Хангельдыевич Агаханов.
Любопытную историю рассказал член жюри фестиваля петербуржец Александр
Сергеевич Голованов. Было это в глухие 70-е. Его знаменитый учитель, тогда
еще совсем молодой математик и педагог Сергей Рукшин загорелся организовать
летнюю матшколу где-нибудь на природе, чтобы дети учились и оздоравливались
одновременно. Сейчас таких школ по стране немало, а тогда вопрос надо было
решать на самом верху ленинградского комсомола. Только, чтобы войти в
кабинет правившей там в ту пору <царицы>, пришлось сплести хитроумную
интригу, но все оказалось бесполезным. Когда Рукшин изложил свою идею,
комсомольская <царица> просто посмотрела сквозь него и обратилась к тем, кто
его привел: <Устраивать тут рассадники интеллигенции я не позволю...>
Примечательная история, не правда ли? Тем более что та <царица> благополучно
царит и поныне...
<Математика сама по себе очень интересная наука. Но есть еще более
интересная вещь - развитие способностей детей>, - говорил тот же Голованов
на встрече с <орлятскими> учителями.
Спрашиваю ростовчан, кто у них работает с одаренными детьми. Отвечают:
- Сотрудник областного Министерства образования плюс группа сумасшедших
преподавателей.
- А в Армавире это университет, где группа сумасшедших преподавателей
открыла воскресный <малый мехмат>, - подключается руководитель краснодарской
делегации математик Ирина Александрова.
- Но, в конце концов, и энтузиасты начинают уставать, - добавляет Елена
Коннова.
Государству это не надо. А когда станет надо, потеряется целое поколение, а
может, и не одно. И детей, и тех, кто умеет и любит с ними работать.
Не нужно это и обществу, сетуют математики. Хотя общество у нас кто же
спрашивает? К тому же общество, быть может, просто не знает о юных
дарованиях.
К примеру, о всероссийских олимпиадах сообщает разве что пресса того города,
который в данный момент эту олимпиаду принимает. И то своеобразно. В одном
городе корреспондент задал председателю жюри два вопроса: <Употребляют ли
члены математической сборной наркотики?> и <Бывают ли между претендентами
драки за место в команде?> После чего председатель отказался давать
интервью. А в Казани телефрагмент о проходящей там российской олимпиаде
корреспондент закончил словами: <Ну что ж, лучше уж математика, чем
наркотики...>.
Таков сегодня уровень осмысления обществом данной темы. Хотя, помилуйте, что
общего между математикой и наркотиками? Разве что вот это: <Продавать детям
наркотики может каждый. А попробуйте научить их алгебре!..>