ПРО КУПЦОВ, АКУЛ И ОЛИГАРХОВ
в разрезе благотворительности, пожертвований и прочих движений души
Россия строит капитализм во второй раз. В советские времена о первом (или,
если хотите, старом) российском капитализме говорили неохотно. Однако и
сейчас, что странно, редко обращаются к той эпохе, ее опыту и традициям,
хотя в ней немало поучительного.
И.Е. Репин.
<П.М. Третьяков в залах галереи,
подаренной им городу Москве. 1901>
АБРИКОСОВЫ И ДРУГИЕ
В Большом советском энциклопедическом словаре Абрикосовых трое. Знаменитый
актер Вахтанговского театра Андрей Львович, член-корр Академии наук Алексей
Алексеевич и его отец, академик Алексей Иванович. Другого Алексея Ивановича
Абрикосова по понятным причинам нет. Между тем в конце ХIХ - начале ХХ веков
слава о <шоколадном короле> гремела по всей России.
Биография его типична для того времени: за недостатком места изложим ее
телеграфным стилем.
Происхождение - крестьянское. Дед - Степан Николаев, крепостной пензенской
помещицы Левашовой - готовил барыне на стол отменные сладости. В конце
концов Левашова отпустила Степана в Москву - на оброк (одного, без семьи).
Там он завел кондитерское дело, исправно платил помещице, получил вольную,
перевез в столицу семью и расширил дело: создал артель, которая поставляла
сладости для званых обедов и свадеб.
В 1814 году семейству присвоили фамилию Абрикосовы, и происходила она не от
Обрикосовых, т. е. ходивших на оброк, а как занимавшихся торговлей фруктами.
После смерти Степана Николаевича дело принял старший сын Иван Абрикосов,
который вскоре открывает кондитерскую мастерскую.
К концу жизни он терпит банкротство, его старшему сыну Алексею приходится
начинать с подмастерья у чужих людей, но именно ему предстояло стать
<шоколадным королем> России. Он строит фабрику в Сокольниках (штат - 24
наемных рабочих), открывает фирменные магазины на Тверской и Невском
проспекте, Крещатике и Дерибасовской, предприятие становится <поставщиком
Двора Его Императорского Величества>.
Абрикосовы активно занимались благотворительностью, начиная со сторублевых
бумаг для госпиталей и раненых в Крымскую войну и кончая крупными
пожертвованиями, шедшими на развитие образования.
Наибольшую известность на этом поприще приобрела жена Алексея Ивановича
Агриппина Александровна. На ее средства в Москве был построен детский сад
для беспризорных детей на 150 мест, а в конце 1906 года она пожертвовала 100
тысяч рублей (немалая по тем временам сумма), которых хватило для устройства
самого крупного в столице бесплатного родильного приюта. Условие было одно -
чтобы приюту присвоили имя Агриппины Александровны. Так и сделали.
После Октябрьской революции приют стал носить имя Крупской, и только в 1994
году справедливость восторжествовала: теперь это городской роддом < 6 имени
А.А. Абрикосовой.
Само собой напрашивается сравнение богатейших российских купцов и
промышленников с лидерами нашего новейшего капитализма. При желании можно
найти и что-то сходное, но одно принципиальное отличие бросается в глаза.
Оно в происхождении капитала.
Первые, как правило, накапливали его десятками лет, приумножали из поколения
в поколение, формируя династии: кондитеры Абрикосовы, булочники Филипповы,
бакалейщики Елисеевы, литейщики Демидовы, текстильщики Прохоровы и Морозовы,
кожевенники Бахрушины.
И хотя, как заметил сто лет назад один состоятельный московский купец "Бог
дает богатство в пользование и потребует по нему отчета", надо признать, что
капиталы в ту пору зарабатывались еще и немалым трудом.
Можно сказать то же самое про нынешних олигархов? Нет, конечно! У них
применимо любимое выражение главного нашего энергетика - <ровно наоборот>.
Капиталы не заработаны, достались не по наследству, а свалились на голову в
одночасье.
Признаки сходства при ближайшем рассмотрении исчезают. Выдающиеся купцы
очень гордились (и стремились к этому), попадая в ряд поставщиков Двора.
Вроде похоже на пресловутую близость олигархов к <семье>. Только для первых
это было прежде всего знаком качества своего продукта, а для нынешних -
возможностью на всякого рода <залоговых аукционах> полакомиться куском
собственности пожирнее.
СВЕТЛЫЙ ЛУЧ В <ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ>
С легкой (а может, и не очень) руки классика отечественной драматургии и
выдающегося критика российской словесности у нас выработался стереотип
отношения к купечеству, усиленно поддерживавшийся в советские времена,
исключительно как к <темному царству>, в котором владычествует свирепая
Кабаниха.
Никто не собирается век спустя идеализировать данное сословие, бывало там
много жестокого, нелепого, домостроевского. Но было и другое, находившее
выход в благотворительности.
Будучи в эмиграции, В. Рябушинский в статье <Судьба русского хозяина>
отмечал, что <особенность русских купеческих династий - глубокая
религиозность>. Делиться с ближним - эта простая мысль лежит в основе
философии подаяния. Благодеяние, добродетельство, делание добра другим - для
виднейших представителей первого русского капитализма это были не пустые
слова, а убеждение.
Сегодня состоятельные люди - внешне - тоже не прочь продемонстрировать
религиозность: у редкого предпринимателя нет в офисе иконы, освящение
новостроек - привычный ритуал, но прежнего убеждения (<надо делиться>) пока
нет: не вызрело, не укрепилось в сознании.
Хорошо известны классические примеры благотворительных порывов русских
купцов и промышленников - созданные на их личные сбережения уже упомянутый
МХАТ и роддом Абрикосовой, Третьяковка и музей Бахрушина.
Эти благодеяния не должны заслонить явления, ставшего нормой:
пожертвования - церковных деятелей, аристократов, купцов, промышленников -
были массовым явлением. Деньги жертвовались на строительство церквей,
больниц, приютов, ночлежек, школ.
Многие знают о больнице Боткина в Москве, но мало кто осведомлен о том, что
в начале минувшего века купец Солдатенков из своих сбережений выделил на ее
устройство почти 2 миллиона рублей (сумма по нынешним временам сопоставима с
миллионами долларов), предписав, подчеркнем особо, что это должна быть
<больница бесплатная, для всех бедных, находящихся в Москве, без различия
званий, сословий и религий>.
И примеров таких не счесть.
А КАК ЗА ОКЕАНОМ?
Миллиардеры появились - по историческим меркам - сравнительно недавно:
каких-нибудь полтораста лет назад. Первым был Рокфелллер, основатель
нефтяной компании <Стандард ойл>, вторым - автомобильный магнат Форд.
Американцы традиционно держат первенство по количеству капиталистических
<акул>: видно, имеет такую склонность их вариант капитализма.
По данным журнала <Форбс> (февраль 2003 г.), в мире 476 миллиардеров, и 222
из них проживают в Штатах. Правда, в прошлом году их было больше на 30
человек.
Мы, конечно, по этой части отстаем, однако тенденция у нас прямо
противоположная. Если в прошлом году тот же <Форбс> упоминал о 7 российских
миллиардерах, то в нынешнем их уже 17. Если тенденция сохранится, глядишь,
через двадцать лет мы перегоним Америку по этому показателю. Хотя вряд ли:
большинство лакомых кусков собственности распределено, осталось не так уж
много, да и не дает оставшееся такую баснословную прибыль, как Ее Величество
Нефть.
Поскольку развитие капитализма в США не прерывалось, как в России, на 80
лет, сложившиеся там традиции, естественно, прочнее наших. Безусловно, одна
из них - благотворительность.
Тот же Рокфеллер на эти цели раздал - в сегодняшних ценах - 5,5 миллиарда
долларов. Именно на его деньги был основан знаменитый Чикагский университет,
давший миру множество лауреатов Нобелевской премии.
(Это тоже их традиция - в потоке благотворительности выделить какой-то
особый акцент, оставив после себя внушительное - <чтобы помнили> - публичное
заведение: будь то больница или библиотека, музей или стадион, обычно
называемый именем спонсора-основателя.)
Не отставал от нефтяного магната и автомобильный. Недавно в Москве побывал
его правнук - Альфред Форд. Приезжал с несколько странной идеей - построить
в столице, предположительно на Ходынке, гигантский храм для тех, кто
исповедует кришнаизм. Но в данном случае интересны не столько духовные
предпочтения состоятельного американца, сколько то, на какие средства он
предполагает развернуть стройку. Потомок легендарного создателя
автомобильной империи руководит Фондом Форда, который ежегодно жертвует на
культурные и образовательные проекты в США и в мире около 30 миллиардов
долларов.
Американская благотворительность имеет свои особенности. Одна из главных -
адресность пожертвований. Богатейший человек планеты Билл Гейтс регулярно
выделяет сотни миллионов долларов на разные, но точно определенные цели: то
это борьба со СПИДом в Индии, то образовательные программы в области
компьютерных технологий в США (на это создатель Майкрософта потратил около 3
миллиардов долларов).
При этом американские миллиардеры начиная с Рокфеллера и к щедрости
относятся как к своего рода бизнесу: благотворительность имеет, как правило,
низкие накладные расходы и направляется на максимально результативные цели.
Наконец, часто их благотворительность носит очевидный идеологический
подтекст. Широко известная Армия Спасения не только проводит
благотворительные акции на всех континентах, но и активно проповедует
протестантские ценности.
ЩЕДРОСТЬ С <ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ>
Внешне с благотворительностью у нас все в порядке. Число благотворительных
фондов меряется на тысячи. Впрочем, так было и при первом капитализме.
Накануне революции в России было 4762 благотворительных общества и 7278
благотворительных заведений (25 процентов средств черпалось из казны, 75 -
из частных пожертвований). Благотворительность считалась регулятором
социального равновесия, которое, как показала история, сохранить не удалось.
И сегодня благотворительные фонды растут как грибы после дождя, но у
общества отношение к ним неоднозначное. Вызывает вопросы тот факт, что
большая их часть финансируется из-за рубежа. Но главное - вызывает сомнение
их прозрачность и чистота, слишком много нарушений, особенно в сфере,
связанной с гуманитарной помощью, слишком много прилипал и хапуг. Теневая
экономика рождает теневую благотворительность. Потому, с одной стороны, к
проявлению щедрости относятся с естественной благодарностью, а с другой, в
общественном мнении устойчиво представление о благотворительности как о
чем-то криминальном, связанном с отмыванием <грязных> денег.
Развивается корпоративная благотворительность. По данным некоторых
аналитиков, ею занимается две трети коммерческих структур. Наибольшую
активность проявляют представители малого и среднего бизнеса. Отсюда и
масштабы. Как правило, дело ограничивается разовыми акциями - бесплатные
обеды для пенсионеров в выходные дни, снабжение детских домов одеждой и т.д.
Но наш разговор о сверхсостоятельных гражданах.
На мой взгляд, отношение российского общества к наличию миллиардеров можно
разделить на два этапа: до того, как Абрамович купил с потрохами лондонский
футбольный клуб <Челси>, выложив 300 - 400 миллионов долларов, и после.
До громкой этой покупки население лишь интуитивно, с некоей долей абстракции
воспринимало появление в стране сверхбогачей. Говорили о зарубежных виллах и
замках, дорогих яхтах и прочем, но все как-то <по слухам>. Поступок
начальника Чукотки (футболом у нас интересуются миллионы) с предельной
ясностью показал, что в руках небольшой группы людей действительно оказались
колоссальные средства.
И почти на бытовом уровне (<в чужом кармане:>) обострился вопрос, как же
тратятся эти средства. Не будем говорить о вспыхнувшей с новой силой
полемике о справедливости, природной ренте, ограничении сверхприбылей и т.
д. Другая у нас тема - как же следуют олигархи традициям, которые были
заложены их предшественниками при первом российском капитализме?
Сведения об этой стороне деятельности олигархов весьма скупы, особенно если
иметь в виду личные сбережения миллиардеров, как говорится, их кровные (хотя
слово <кровные> тут почему-то не звучит).
Роман Абрамович, Олег Дерипаска и Александр Мамут, к примеру, основали Фонд
содействия науке. В апреле нынешнего года распределили в виде грантов около
полумиллиона долларов. Фонд Владимира Потанина поддерживает студенчество,
проводит культурные акции. Сиделец <Матросской Тишины> Михаил Ходорковский
продвигает компьютеризацию сельских школ.
Прекрасно! Однако не совсем ясно, какова эта благотворительность -
корпоративная или частная? Сами же олигархи почему-то предпочитают не
распространяться на эту тему.
В Анадырь в начале будущего года должен прийти газ. Строительство
необходимых объектов финансируется <Сибнефтью>. Большинство связывает
стройку, естественно, с Абрамовичем. Однако, как замечает журнал <Нефть и
капитал>, <о благотворительности олигарха в данном случае речи быть не
может. Скорее, перед Абрамовичем в процессе <равноудаления> на Чукотку в
2000 году властью был поставлен ряд условий, от выполнения которых зависела
неприкосновенность его бизнеса в России>.
Олигархи в щедрости души явно уступают купцам. Академик О. Богомолов прямо
заявляет: <Наши миллиардеры не славятся своей благотворительностью>.
И это в стране, где более миллиона беспризорных детей, миллионы нищих, где
большинство пенсионеров не живут, а выживают, где в сельских больницах не
хватает элементарных вещей, где коммунальная инфраструктура на грани полного
краха.
Увы, пока - особенно после еще не завершившейся коллизии с ЮКОСом - олигархи
лишь заявляют о готовности вкладывать свои средства в решение социальных
проблем. Дальше общих заявлений дело не идет. А общество ждет, надеется,
раздражается, раскалывается, и немалая часть его готова перефразировать
слова знаменитого советского садовода: <Нам не надо ждать милостыни от
олигархов>.