От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 11.12.2003 22:08:29 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Россию выгннали с иракского рынка (*+)

http://www.izvestia.ru/economic/article42090

РОССИЮ ВЫГНАЛИ С ИРАКСКОГО РЫНКА

 Алексей ТИХОНОВ


В Пентагоне определились с тем, кто может участвовать в восстановлении
иракской экономики. В результате Штаты могут окончательно лишиться поддержки
международного сообщества.

Ударная директива Вулфовица

Пол Вулфовиц - всего лишь заместитель главы Пентагона. Но он известен всему
миру как закулисный министр иностранных дел США. Но на днях кулиса
приоткрылась. Пятого декабря Вулфовиц подписал директиву, в которой
определил состав участников экономического восстановления Ирака. Мировое
сообщество узнало о ее существовании спустя четыре дня. И было сражено
наповал. Директива содержит следующий пассаж: "В целях защиты интересов
Соединенных Штатов необходимо ограничить число компаний, имеющих право
участвовать в конкурсе на получение контрактов по восстановлению Ирака".
Далее, по приказу Вулфовица в этот список смогут войти лишь корпорации из
Соединенных Штатов, Ирака, партнеров американцев по коалиции, а также тех
стран, которые "одумались" и послали свои вооруженные силы в Ирак. Всего в
список входят 63 страны. Вне списка оказались все остальные государства. В
том числе Россия, Германия и Франция - те, кто активно выступал против
военной операции.
"Самым потрясающим в этом документе является ссылка на обеспечение
безопасности", - говорит Ян Рэндолф, главный экономист из Лондонского центра
исследований мировых рынков (WMRC). Никакой безопасности это решение не
обеспечивает, а лишь ведет к изоляции США от всего остального мира. Ян
Рэндолф - участник всех последних международных мероприятий по
урегулированию иракского конфликта. "Мне казалось, что дела пошли на
поправку, - делится он своими впечатлениями, - и Россия, и Германия, и
Франция всеми силами старались показать, что надо оставить все плохое позади
и идти вперед". Именно благодаря поддержке этих стран, считает Рэндолф,
иракское дело удалось превратить в объект международного внимания.
Подключить к этому ООН, МВФ и Всемирный банк. Ключевым событием стала
Мадридская конференция, на которой стороны окончательно определились с
международным статусом всей процедуры восстановления. И вдруг такое решение.

Блицкриг

Судя по всему, блицкриг Вулфовица оказался совершенно неожиданным шагом для
внешнеполитических ведомств всех стран, включая сами США. Когда 9 декабря на
традиционном пресс-брифинге Госдепа был задан вопрос об иракском
восстановлении, представитель американского МИД пообещал уточнить список
участников иракского восстановления. Но, как выяснилось, все уточнения уже
сделали совершенно в другом ведомстве.
Глава германского МИД Йошка Фишер, по собственному признанию, "с удивлением"
обнаружил список и намерен теперь обсудить этот вопрос с американской
стороной. Российский министр иностранных дел, комментируя появление
директивы, не исключил, что "это всего лишь мнение отдельных политиков".
"Вполне вероятно, - считает Рэндолф, - что мы действительно имеем дело с
мнением самого Вулфовица и его линия будет "скорректирована" в Госдепе". Но
тогда возникает неизбежный и очень неприятный вопрос: кто же все-таки
определяет внешнюю политику единственной супердержавы? Теперь становится
понятным, что оправдываются самые худшие опасения: внешней политикой США
занимается Пентагон. Это откровенный силовой вариант проведения национальных
интересов США. Главное преимущество американских силовиков - открытость их
позиции. "Все понимают, - говорит Ян Рэндолф, - что эту же линию можно было
провести иначе, сначала допустить всех желающих к конкурсу, а потом уже
отсечь тех, кто не устраивает". Нынешний вариант, по мнению Рэндолфа,
напомнит миру ельцинские приватизационные аукционы.
Ирония всей интриги состоит в том, что Пентагон своим решением расширяет
круг участников всей процедуры подачи заявок. Все могло бы быть еще хуже. "В
первый раз, - напоминает Рэндолф, - все контракты были просто розданы
американским фирмам. Прогресс действительно налицо.

Последствия

Европейские государства, пострадавшие в результате пентагоновской атаки, уже
определились с ответом. Европейская комиссия самым решительным образом
перевела дискуссию в юридическую плоскость. Здесь намерены направить жалобу
во Всемирную торговую организацию. Основанием для жалобы должно стать
несоответствие процедуры, установленной Пентагоном, нормам ВТО. Майкл
Роговский, глава Союза германских промышленников, в интервью телевидению
Bloomberg заявил о намерении проверить, соответствует ли решение Пентагона
нормам ОЭСР.
Но главное сражение теперь разгорится на долговом фронте. Германия, Франция,
Россия - главные кредиторы Ирака. "Теперь понятно, что об идее списания
долгов, на которой настаивали США, можно забыть", - считает Ян Рэндолф.
"Нынешнее решение совершенно не учитывает мнения самих иракцев, - убежден
Рэндолф, - все это напоминает худшие времена неоколониализма. Если бы я был
иракцем, инициатива Вулфовица меня бы просто взбесила".
==========
Страны (кроме бывших республик СССР), допущенные США к конкурсу, с
победителями которого будут заключены контракты на восстановление Ирака

Афганистан, Албания, Ангола, Австралия, Бахрейн, Болгария, Колумбия,
Коста-Рика, Чехия, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Сальвадор,
Эритрея, Эфиопия, Гондурас, Венгрия, Исландия, Ирак, Италия, Япония,
Иордания, Кувейт, Македония, Маршалловы Острова, Микронезия, Монголия,
Марокко, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Оман, Палау,
Панама, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Румыния, Руанда, Саудовская
Аравия, Сингапур, Словакия, Соломоновы Острова, Южная Корея, Испания,
Таиланд, Тонго, Турция, ОАЭ, Уганда, Великобритания, США.
============
Страны - бывшие республики СССР, допущенные США к конкурсу, с победителями
которого будут заключены контракты на восстановление Ирака

Азербайджан, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдавия, Украина,
Узбекистан, Эстония.
=============
Страны - бывшие республики СССР, не допущенные США к конкурсу, с
победителями которого будут заключены контракты на восстановление Ирака

Армения, Белоруссия, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения.


============
http://www.izvestia.ru/economic/article39672


ИРАКСКОЕ ЧУДО

Фишки

 Семен НОВОПРУДСКИЙ

23 октября в Мадриде должна состояться международная конференция
стран-доноров по восстановлению иракской экономики. В самом конце минувшей
недели Организация Объединенных Наций и Всемирный банк опубликовали отчет о
послевоенном состоянии иракской экономики. Отчет называется "Определение
нужд Ирака" и насыщен прелюбопытнейшими цифрами. Оказывается, разрушенный
войной и почти полтора десятилетия страдающий от международных санкций Ирак
живет не так уж плохо. Например, по сравнению с большинством постсоветских
государств.
Падение иракской экономики по итогам 2003 года составит 22 процента. В
прошлом году экономика упала на 21 процент, в 2001-м- на 12. Цифры выглядят
катастрофически. Однако даже после такого экономического обвала, по данным
ООН и Всемирного банка, среднегодовой доход жителя Ирака колеблется в
диапазоне 450-610 долларов. Это сопоставимо с таким же показателем Китая,
который бьет все мировые рекорды по темпам роста экономики и привлечения
иностранных инвестиций. Это точно не хуже, чем в Молдавии или Киргизии, где
никаких войн не было в помине. Более того, по прогнозу авторов отчета
средний доход на душу иракского населения в конце 2004 года может
приблизиться к отметке 1000 долларов в год, а это уже ненамного уступает
российским показателям. Впрочем, по сравнению с 3600 долларами годового
дохода на одного иракца в 1980 году нынешние показатели конечно же не могут
быть признаны выдающимися.
Главная проблема иракского народного хозяйства - безработица на фоне
социалистической по сути структуры экономики. Без работы сейчас почти
половина трудоспособного населения, притом что треть рабочих мест
обеспечивает государство. Всемирный банк и ООН признали, что в ближайшие
годы категорически нельзя закрывать около 200 убыточных предприятий, на
которых работают полмиллиона иракцев, - иначе эти люди неизбежно пополнят
ряды безработных. К реальной приватизации, по мнению экспертов, готовивших
отчет, в Ираке можно будет приступать не ранее чем через 4-5 лет. Это
означает, что строительство рыночной экономики в стране откладывается на
неопределенный срок - пять лет в нынешней мировой истории выглядят почти
бесконечностью.
Добычу нефти в Ираке в 2004 году по сравнению с 2003-м планируется удвоить -
с 1,3 до 2,7 миллиона баррелей в день. Но практически все доходы от продажи
главного (и единственного) экспортного товара страны будут съедать выплаты
зарплат и субсидий. Из 12 миллиардов долларов, которые при самом
благоприятном раскладе Ирак получит от экспорта нефти в следующем году,
собственно на восстановление страны останется менее полутора миллиардов.
Вообще, сумму 56 миллиардов долларов, в которую ООН и Всемирный банк оценили
полное восстановление иракской экономики (при этом какое именно состояние
считать "полным восстановлением" - из отчета непонятно), явно собрать не
удастся. Ираку несомненно уготована роль сырьевой страны, опирающейся на
добычу и переработку нефти. Эти отрасли в отчете, естественно, названы
приоритетными, и как раз распределение участия иностранного капитала в
нефтяном секторе станет единственным предметом интереса стран-доноров к
Ираку. По большому счету, именно корыстные интересы доноров будут определять
размеры "бескорыстной" помощи.
Пока размеры возможной донорской помощи постсаддамовскому Ираку выглядят
комично. Например, Евросоюз, учредивший независимый от США фонд помощи
Ираку, собирается привлечь за два года 200 миллионов евро. Великобритания
готова заплатить 300 миллионов фунтов за два года, Япония - 5 миллиардов
долларов за четыре. Согласились помочь Ираку надеющийся на стабилизацию в
соседней стране Иран и Объединенные Арабские Эмираты. Однако эти страны
размеров своего спонсорства пока не афишируют.
Главный вывод, которого нет в отчете, но который напрашивается сам собой,
очень прост: иракскую экономику не восстановит никто, кроме самих жителей
страны. А вся миссия американцев или миротворцев ООН сводится лишь к тому,
чтобы как можно быстрее передать власть в стране сколько-нибудь
дееспособному правительству. Если же страны-доноры погрязнут во взаимных
разборках вокруг собственного участия в иракском нефтяном секторе, ситуация
в стране может стать еще более катастрофической, чем в последние годы
правления Саддама Хусейна. Что, в свою очередь, будет только увеличивать
количество терактов, делающих Ирак еще более неспокойной страной, чем до
войны. А вместо экономического роста страну тогда ждет рост симпатий к
свергнутому диктатору.