Для жителей двух столиц мобильный телефон приобрел имиджевый статус, что заставляет их менять «трубки» по нескольку раз в год. Однако для поддержания устойчивого бизнеса продавцам сотовых телефонов придется начать экспансию в регионы
В конце ноября компания Dixis, одна из крупнейших столичных сетей, специализирующихся на продаже сотовых телефонов, подвела предварительные итоги года. Планируется, что объем продаж Dixis возрастет почти в два раза со 110 млн долларов в 2002 году до более чем 200 млн в нынешнем. Характерно, что удвоения прибыли в этом году ожидает и «Евросеть» – главный конкурент Dixis. В прошлом году оборот компании составил 140 млн долл., а в этом, по прогнозам, он должен увеличиться до 280 млн долл. По мнению независимых экспертов, стремительный рост доходов продавцов сотовых телефонов связан с тем, что им удалось придать «трубкам» имиджевый статус, – в отличие от Западной Европы, в России телефоны меняют не из соображений практичности, а в соответствии с модой. Правда, дальнейшие перспективы «сотовых» ритейлеров зависят от того, насколько успешно они смогут закрепить свои позиции в регионах.
По оценкам компании Dixis, в этом году в России будет продано порядка 14 млн сотовых телефонов, а в 2004 г. этот показатель может возрасти до 22-24 млн «трубок». В настоящий момент большая часть мобильных телефонов реализуется в Москве и Санкт-Петербурге. Правда, большинство операторов сотовой связи признают, что рынок мобильной связи в двух столицах уже близится к насыщению. По данным консалтинговой компании ACM-Consulting, проникновение сотовой связи в Москве составляет 63%, а в Санкт-Петербурге – 51%. Но, несмотря на то что в двух столицах практически все, кто хотел, стали обладателями сотовых телефонов, ритейлеры, специализирующиеся на продаже «трубок», не отчаиваются. В столице стало модным менять телефоны по нескольку раз в год – по мере поступления новинок. Подобной точки зрения придерживается, например, Андрей Ваганов, руководитель отдела стратегических и маркетинговых исследований аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем». «На частоту смены телефонов сейчас активно влияют сами производители оборудования, которые пытаются ввести моду на дорогие «дизайнерские» телефоны», – сказал он RBC daily. По данным компании Dixis, смена телефонов в Москве происходит с периодичностью в среднем 6-8 месяцев, а в регионах срок службы «трубок» достигает полутора лет. По мнению представителей «Евросети», телефоны в Москве меняют еще чаще – некоторые раз в три месяца.