Аргентина отказалась от накопительных пенсий
Назад в будущее
• Михаил ХМЕЛЕВ
Аргентина готовится к реформе системы социального обеспечения. Правительство решило отказаться от существующей сегодня системы накопительного пенсионного страхования в пользу распределительной. Ирония ситуации заключается в том, что нынешняя реформа призвана исправить последствия рыночных преобразований в этой сфере середины 90-х годов.
В 1994 году, во времена, когда аргентинская экономика была образцом для остального развивающегося мира, в Аргентине был принят закон, по которому пенсионное обеспечение в стране отходило от распределительного принципа и полностью переходило на рыночные рельсы. Архитектор пенсионной реформы Доминго Кавалло, впоследствии ставший министром экономики страны, надеялся с ее помощью покончить с неэффективным государственным управлением пенсионными накоплениями граждан, а также способствовать развитию национального финансового рынка. По новым правилам, социальные взносы работающих аргентинцев не полностью перечислялись на выплаты сегодняшним пенсионерам, а частично откладывались и на специальные пенсионные счета в созданных для этого частных пенсионных фондах. Кавалло справедливо полагал, что, если частные компании в отличие от государства будут эффективно управлять пенсионными сбережениями, работающие граждане будут более охотно пополнять свои пенсионные счета и поощрять к этому своих работодателей.
Модель пенсионного страхования для Аргентины была взята с Чили. Нечто подобное сегодня вводится и в России. Наверное, в условиях стабильно работающей и развивающейся экономики эта схема и заработала бы. Но если в Чили частные инвестиционные фонды и сегодня успешно работают с пенсионными накоплениями граждан, то в Аргентине уже через несколько лет введенная система дала сбой.
Почти сразу возникла проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов. Уже в конце 90-х годов частные предприниматели стали игнорировать новую систему, сомневаясь в надежности и эффективности управления своими сбережениями. Крупные компании также старались лишний раз не перечислять средства на пенсионные счета. Пенсионные фонды обвиняли правительство в том, что оно не борется с массовым уклонением от уплаты пенсионных взносов. Так или иначе, пенсионные взносы от частного бизнеса практически иссякли. В результате сегодня из 9.3 млн. работников, участвующих в накопительных схемах, только 3.8 млн. регулярно делают взносы на свои пенсионные счета.
Пенсионные фонды, в свою очередь, только часть средств с пенсионных счетов вкладывали в акции и облигации частных компаний. Остальные деньги инвестировались в государственные долговые обязательства. Как оказалось впоследствии, подобная стратегия была ошибочной. Правительство, со временем столкнувшись с проблемой выплат по долгам, перевело свои номинированные в долларах долговые обязательства перед фондами-резидентами в национальную валюту, которую вскоре ждала незавидная судьба. В 2001 году аргентинский песо был девальвирован, соответственно обесценились и пенсионные активы частных пенсионных фондов.
Нынешний министр экономики Аргентины Роберто Лавана назвал созданную в стране десятилетие назад частную пенсионную систему "абсолютным недоразумением". Правительство сегодня работает над новой реформой, которая вернет народу старую распределительную систему пенсионного обеспечения. Однако эта инициатива уже сегодня вызывает неоднозначную реакцию на рынке. "Сегодняшние действия правительства означают, фактически, отказ от начатых в экономике в 1990-х годах структурных реформ в интересах бизнеса, - считают в аналитическом центре Economist Intelligence Unit. - Неудивительно, что на правительство Кирхнера сейчас оказывается давление со всех сторон. Для него в этой ситуации главное - найти решение пенсионной проблемы, которое бы реально работало".