От Pout Ответить на сообщение
К Администрация (Добрыня) Ответить по почте
Дата 18.08.2003 11:12:53 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

МГУ 1970+

Школа в рабочем поселке Подмосковья, конец 60х, предподаватель
обществ.дисциплин (история, обществоведение) как и другие,женщина в
возрасте,без специального образования. преподавала истово,крепко,в
рамках школьной программы,но передавала убежденность и в старом
стиле -набор основных положений. Чем-то мне напоминает Доживем до
понедельника, учителя по истории(те же годы). Осталось от этого
оч.хор.взаимное впечатление. После сдачи экзаменов напутствоала
меня,чтобы я занялся "общественными науками".но я уже был заточен на
МГУ-физфак, больше года готовился целевым образом,был яформировавшийся
интерес. Учительница была расстроена,когда я сказал,что уже заложился на
астро-физику.
Два-три года в универе. Приблизительно аналогичный школьному по
упертости преподаватель (история,потом политэк кап-зма - она же, потом
философия),но было "не до жиру" чтоб врубаться, обществ.дисциплины на
фоне довольно плотной и тяжелой учебы не воспринимались как нечто такое
же важное. Система - обязательный конспект лекций, указанных
"первоисточников" от и до, каждую неделю, много( в методичках по
философии- процентов 70 Ленин). Без конспектов сдавать было нельзя.
Учебники были преподами жестко определены (История КПСС- только такая
вот),но главное было предъявить конспекты( в том числе лекций, про
семинары уже не говорю). Потом узнал, что кафедра обществ.наук была не
только "жесткая". Спиркин это феномен тогдашней преподавательской
когорты.

На фоне этого "самородная" стихийная жизненная философия черпалась из
тогдашней супер-популярной фантастики с
оттенком цехового "сциентизма-технократизма". Претензии кафедры
преподавания обществ. наук были в том, что вот вы без нас(без наших ЦУ
основанных на ленинском "эмпириокритицизме") сути в своих черных дырах
все
равно не словите. Ваш Эйнштейн и Бор -казлы. Насаждение преподами "для
вашей же пользы - вам от нашего стола философского сознания"(диамата
марксизм-ленинизма прежде всего) спокойно блокировалось на уровне
рефлекса..
Утю-тю,эмпириокрицизьм.К нам,понимаешь,на физфак Лем приезжал(второй
курс)! вот это гуру! писяли кипятком когда живой гуру там чего-то в
кафедры читал (Лема тогда на физфаке "носили на руках". Издали его
программную " Сумму технологии", я купил . Впрочем, логику его ловили
слабо,а он как раз из неслабой краковско-львовской школы логики,как
потом оказалось). В общем, второкурсники мы были стихийно-цеховыми
сциентистами , не лазя в глубь, "и так там дальше все б-м ясно если
разгрести".
Философию преподавал маэстро Спиркин. И учебник рекомендованный был
Спиркин. Его сейчас переиздали, так что желающим наслаждаться можно.
Типа Мухин. Редкий но цельный шизо-диа-мат. Науч. коммунизм -какой-то
хмырь.
Госэкзамен по науч.коммунизму (отметка- в диплом!)-злобная месть
"кафедры"и хмырей зазнайкам-технократам. Ни одной пятерки,несколько
четверок на всю
группу. Выносы.
Старшие курсы. Нахлынула волна ТМЭФП МГУ, хотя я там был во
втором составе и далеко не с начала и не в активе.(Про ТМЭФП в архиве).
Помогло просто то, что блок в общаге был рядом с Кухней , где
собирались, проводили время,
перезнакамливались, готовили агитпроп со всего МГУ.Под влиянием
многичосоенных
контактов,прежде всего с латинами(студенты из ЛатАмерики),появлись
стихийно импульсы чего-то там разобраться . Латины были с "пылающего
континента" (Так тогда звали Лат.Америку.Куба,Чили, далее везде).
Бедные,гордые,себе на уме, берущие за душу живые обсуждения социализма.
Ощутимо вставала окрашенная латинским компонентом заря социализма . С
другой стороны - горел огнем Вьетнам. Весна 1972 -кампании вьетнамского
цикла, яростный агитпроп. Сухой остаток- антиамериканизм
ясный,осознанный, прочувствоанный и контуром на всю жизнь. Осень 1973 ,
когда мы уже шли к выпуску -первеоврот в Чили, поток и круговорот
десятков людей вокруг
этого, но уже было не до этого. А там молодые давали угля. Стихи с
Кухни, когда началась воорборьба против Пиночета. МИР - это чилийская
организация воор.сопротивления. "Я и сам теперь наверно стал миристом\
И к борьбе любыми средствами готов\Называй меня хоть левым уклонистом\Я
левее самых левых леваков"
Параллельно импульсы шли с других сторон (но попрежнему не от
преподов, спиркиных, с 3 курса не помню их вообще). Тетка , у которой я
кормился и согревался,работала в АПН. Комплекты их агипропа для нас,
нашего - для них, интересненькие журналы. Главное,полные комплекты
(пачки) -Америка (ежемесчяно) у нас была вся, Англия тоже. Ну все уже
было видно на 20 лет вперед,куда они нас гнобят. Потреблялово ширялово.
Стойкая идиосинкразия к западоидам и их "обществу потребления"
благодаря плотному знакомству с ихним агитпропом на фоне
кубинского-чилийского.
С др.ст- "Искусство Кино" (я тогда раньше кино
увлекался, а кино было тогда в культуре почти как сейчас ТВ). Задним
числом вижу, что именно эти номера ИК меня сильно сориентировали,но это
отдельный сюжет. Духовная ситуация эпохи сменялась(это сейчас
видно).Тогда был переломный момент от 60х к 70м(1970плюс год другой) и
глубокие, яркие проф. дискуссии на
тему"что собственно происходит " с культурой и социумом. Опять же,
странно,но эти журналы несли уже почти достаточную постановку и
ориентацию (если подумать дальше -"цифр" полно было)по социологическим
вопросам на оч.хор.уровне . И искусствоведение наше было в элитарном
журнале таки ничего. Авторитеты осваивались те что надо ,правда в
осн.англы, а не франки -Фромм, Маклюэн, яркие цитаты из них. Про
масскульт (всякий Дж.Бонд - теорией этого дела по Маклюэну и Ко) и
многое
такое другое сориентировали мой почти профессиональный интерес.
Масскульт.
"Мифы"(тогда модное словечко). Соцмасскульт.
Духовная ситуация. Шла такая неплохо и весьма правильно (но не
полностью
вглубь)отраженная волна "после революционных 60х"(общество спектакля,
зрелищность, молодежная рев.,сексуальная начиная с ББардо, прочее),но
не в
жизни, не в кино. а в журнале Искусство кино. Там же были споры "Кино и
НТР"(так тогда назывался новый этап развития страны) , социология по
сути. Про западное кино ,еще было про искусство контестации. "Бунтари",
молодежь, новый кинематограф. Годар и пр. Кстати, нынешние
гранды -Лукас,Спилберг начинали такими фильмами ,лучшими у них.
Бунтарскими. Кадр из фильма.Голая спина и на ней фломастером
"Человечество будет счастливо,когда последний бюрократ захлебнется в
крови последнего капиталиста" (Лукас, фантастика, еще до Звездныхх
войн). Еще очень хорош Линдсей Андерсон. Который Малькольма Макдауэлла
сделал."Если"."О счастливчик"."Больница Британия"
К тому чтоб хоть сколько-то интересоваться историей страны и русской
культуры (не КПСС) постепенно подтолкунли тоже сторонние события. В
изд-ве АПН (и дургих
специздательствах)например выходили отличные и необычные книги. "Особый
район Китая"(это Ю.Власов про отца), К.Симонова дневники, еще что-то.
(тогда Прогресс и пр.издвали много чего, да и вообще приобрести можно
было оч.много что "не ортодоксальное". Гелбрейт там,Швейцер) В буках
валялась тогда дешевая историческая ли-ра - только забирай. 20х,30-х
годов истор.книги,Тарле например, и дешево Купил толстенную Историю
М.Н.Покровского ("Русская история в сэатом очерке" Партиздат 1932с
предисловием Ленина). Отец посмотрел - ага,говорит, вот по ней-то я
учился , это был наш учебник(конец 20х).
А истории КПСС тогда переиздавали каждые несколько лдет заново,и каждая
следующая была все более бестолкуово-водянистой. Сначала выкинули
Сталина,потом Хруща,потом то что было при Хруще и т.д. Универская
История лежит , смотреть не на что. А тут - концепция.
Книги же вроде власовской ясно показывали,что современная история
никакого отношения к преподававшейся не имеет.
Еще эпизод - на старших курсах мы учились уже не в главном здании МГУ, а
в ГАИШ, и там обретались. Там был какой-то кружок любителей культуры,
наезжали культурели и художники-нонкорформисты ити их, Недбайло. Илья
Глазунов, тоже личность профетическая. Запомнились его лекции слабо, но
чего-то повлияли ,повеяло крамолой(генплан 35 года угробил-де Москву и
пр.). Иконами "физики" интересовались очень,но не по глазунову, а по
Раушенбаху. А визг глазуновых про"плешивого сифилитика вовочку,которого
мало повесить",до нас не доносился. Это они меж собой так разговаривали.

"По итогам" латинов и ТМЭФП актив стал искать и находить авторов
книг.которые обсуждали на тусовке. Там были подкованные люди,которые
ориентировались куда бечь. Латино-вед Кива Майданик. Георгий Водолазов.
Затем -Ильенков, Батищев.
Те же люди сорганизовали затем ильенковский семинар,который с 1974
длилися 4 года на психфаке. Это -семинары. На физтехе тогда же (зима
74)читал лекции Батищев. Это настоящая философия(без привязки к
марксизму-ленинизму и Марксу-Ленину вообще,они видимо так ставили дело.
Преподавать им было заказано, но мы их сами находили).
Генрих Степанович Батищев - проповедник по натуре, яркий пророческого
типа учитель. Он тогда увлекался восточной философией,но преподавал
свою,оригинальну,экзистенциальную и очень близкую жизни. Доходило и
прилеплялось к душе. А Ильенков - другое, культура истории философии.
На первом
занятии -устроил опрос,почему мы здесь и что за интересы. Сильно был
удивлен,обнгаружив мало психологов,на которых видимо рассчитывал. Тогда
я в опросе указал одну позицию своего интереса - масскульт. Мэтр
огорошил всех ,заставив конспектировать Декарта. Где его взять-то,что вы
нас грузите такими раритетами.... - Это ваше дело,где. Ищите
Полгода врастали в такую постановку, добывали, потом пошли Спиноза(это
сразу определил как мое)и "немцы"
Затем ,хоть в мистику не верю, случилось два кармических события. На
удице у м.нвослободской остановился у перехода,закурил, стою, полошла
бабка вида как странница. Внимательно посмотрела в глаза,решилась и
просительно говорит -вот милок не знаешь,куда мне идти,хочу книгу
продать...Достает. Короче,это был двухтомник Спинозы(раритет издания
1957г). У меня сперло дыхание,но не подал вида. Пять рублей говорю от
силы за старые такие книги тебе могут дать и не больше,вот я могу. Она
от радости подпрыгнула , но все же облизнув губы запросила было семь,
но у меня хватило наглости сделать вид что ухожу.
Через пару месяцев в букинистическом так же случайно напоролся на тоже
раитет 1958г,три тома Грамши . На Грамши вышел по следам
масскульта,писали наши тогда по-грамшистски про это дело,правильно.
А.Лебедев(недавно помер).
Ну и открыл,типа. Е мое...где ты был раньше.
И вперед