|
От
|
Рустем
|
|
К
|
Сысой
|
|
Дата
|
24.10.2003 07:13:10
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Массовые депортации; американский опыт..
Несколько лет назад,| ознакомившись с этой проблемой, я написал статью;
Вот она :
http://www.lebed.com/1999/art843.htm
(В публикации пропущено одно слово Предпочитали точные науки...)
У них было лицо врага
Рустем Сафронов, Бостон
В начале февраля 1942 года в США началась депортация собственных граждан - этнических японцев.
Крах Советского Союза, как многонационального государства последовал не только в результате дискредитации в общественном сознании идеологических постулатов советского социализма. Усиленно растравлялись былые обиды наказанных народов. Поволжских немцев, крымских татар, чеченцев и ингушей... Зазвучали требования о компенсациях, извинениях, возврате в места прежнего проживания... Казалось, ничто не может унять бурлящий океан недовольства. Системе был предъявлен суровый счёт.
Некоторый опыт по части незаконных депортаций и заключений, хотя и не столь жестокий, имеется и в США...
"Японцев просят не беспокоится" - такие надписи, сопровождающие объявления о приёме на работу были нередки в США в начале века, включая двадцатые и тридцатые годы. Нынешняя "политкорректность", подразумевающая одинаково обходительное отношение с представителями всех рас и национальностей, тогда ещё не была в ходу.
Первые эмигранты из Японии потянулись в США более сотни лет назад. Поселялись главным образом, на Гавайях и в Калифорнии, работали на сахарных плантациях. Жили компактно, общество было тогда сегрегированным. Белые англоскасы-христиане не шибко жаловали чужаков. Неприязнь, которую белые американцы испытывали к уже жившим здесь китайцам, легко была распpостранена на схожих с ним внешне японцев.
Тем не менее, до 1924 года, когда эмиграция японцев была остановлена американской администрацией, десятки тысяч японцев всё же перебрались в Соединённые Штаты. Многим удалось, неcмотря на препоны, заполучить американское гражданство.
Казалось, невзирая на сегрегацию, у японцев появился шанс в "плавильном котле" стать полноправной соcтавной частью американской нации. Однако эти надежды оказались перечёркнуты разразившейся второй мировой войной.
7 декабря 1941 года императорская Япония атаковала американскую военную базу Пёрл-Харбор на Гавайях. Американцы понесли тяжёлые потери.
Повседневный обывательский расизм оказался подкреплён официальной пропагандой. Заложниками антияпонских настроений стали этнические японцы США.
15 декабря 1941 года конгрессмен Джон Ранкин ничтоже сумняшеся заявил: "Я за то, чтобы схватить всех японцев в Америке, на Аляске и Гавайях и бросить их в концентрационные лагеря! "
Между тем данные американской контрразведки свидетельствовали о том, что американские японцы в своём подавляющем большинстве сохраняли верность американскому флагу, не отличаясь по своим настроениям от других расовых и этнических групп США. Даже глава ФБР Эдгар Гувер, известный своей подозрительностью, считал, что община американских японцев не представляет угрозы безопасности США.
Однако логика войны была иной.
19 февраля 1942 года президент США Франклин Делано Рузвельт подписал Чрезвычайный Указ 9066, санкционировавший заключение и депортацию без суда и следствия. Указ обосновывался интересами безопасности, власть военных распотрянялась, таким образом, и на гражданских лиц. Как следствие этого Указа, по стране было создано 10 концентрационных лагерей для депортированных граждан. В основном, они размещались вдалеке от побережья, дабы обезопасить Соединенные Штаты на случай возможного вторжения с океана. Арканзас, Айдахо, Вайоминг, Техас - лагерная география была обширна...
Этническим японцам военная администрация приказала прибыть на сборные пункты. На сборы - четыре дня. Нажитое имущество и дома продавались за бесценок или просто в спешке были оставлены на произвол судьбы. Сначала - на так называемы сборные пункты, затем - в лагеря. Было депортировано и посажено в концлагеря более 120 тысяч этнических японцев. Все, включая детей , женщин и стариков. Две трети заключённых были американскими гражданами, остальные имели легальный вид на жительство в США. Случаев бегства или сопротивления не зафиксировано. Три человека законопослушно пытались оспорить правомерность депортации и заточения в Верховном суде США, но потерпели поражение.
Были ли эти лагеря местами уничтожения людей или издевательств над заключёнными? Нет, не были. Здесь никого не избивали и не убивали. То есть отдельные случаи насилия и избиений были, но системой это, конечно, не было. (В такой незначительной степени были представлены и пораженческие настороения у отдельных японцев.) Не было даже принудительного труда. Работающим в мастерских по пошиву солдатского обмундирования даже платили зарплату - примерно в половину суммы от средней зарплаты на воле. Семью старались не разделять, как правило семья в общем бараке занимала отдельный кубрик. Кормили в соответствии с армейским рационом.
Жизнь, однако, в лагерях с романтичными пасторальными названиями Топаз или Кристал Сити не была радужной .
За колючей проволокой и под охраной солдат с автоматами в руках, при свете прожекторов на вышках, американские японцы провели несколько лет жизни. Это всё же была тюрьма, без каких бы то ни было оговорок, для людей, не совершивших никакого преступления. И именно так это оценивает община американских японцев сегодня.
На острове Элис Айленд, возле Нью-Йорка, по инициативе Национального Музея американских японцев уже несколько месяцев, как развёрнута масштабная экспозиция, посвящённая этой странице истории.
Доброволец на выставке, американский японец Томас Комитану рассказывает посетителям часами о своём детстве в лагере Харт Маунтэн и говорит, что и сегодня ему нет-нет, да приходится слышать: "Конечно, вас посадили! Ведь вы же на нас напали!" И ему приходится объяснять, что люди которым выпало несчастье иметь лицо врага, на самом деле таковыми не были.
Томас был семилетним мальчишкой и семья его отца до войны фермерствовала под Сиэтлом. Он и сегодня помнит, как отец сказал, что пора собираться в дорогу и в одночасье переменилась вся жизнь. Их ждал концлагерь в холодном Вайоминге. br> Одновременно с депортацией этнических японцев, из действующей армии США были уволены все военнослужащие японского происхождения. Чувство боли обиды терзало этнических японцев и они просились на фронт. Так сказать, "штрафниками". После некоторых колебаний американская администрация в 1943 году пошла на встречу этим пожеланиям и приняла решение начать формирование подразделений с учатием американцев японского происхождения добровольцев.
Первые занятия по военной подготовке и обращению с оружием проходили под конвоем вооружённой охраны - сначала им всё ещё не верили. Признание военной доблести добровольцев пришло позже. Батальон номер 100 и команда специального назначения 442, сформированные с участием этнических японцев, храбро сражались на европейском фронте с фашистами. Бои во Франции, Германии, освобождение узников Дахау...
Некоторые попали в военную разведку и контрразведку в части, сражающиеся против Японии на Тихом Океане. Случаев дезертирства или перехода на строну врага не зафиксировано. Более, того за период сражений 9486 этнических японцев были награждены высшей воинской наградой США - орденом Пурпурное Сердце. Они уходили на фронт, а их семьи оставались заложниками в концлагере. br> Большинство заключённых было освобождено в январе 1945 года, когда до конца войны оставалось не так уж долго.
В 1946-47 году были закрыты последние лагеря Тул Лейк в Калифорнии и Кристал Лейк в Техасе. Лишь около половины японцев вернулись в места прежнего проживания. Дома многих оказались захвачены бездомными.
Поражение в правах было преодолено не сразу. До 1952 года японцам из числа постоянных жителей была закрыта дорога к получению американского гражданства.
Сами американские японцы молчали долго, скрывая правду недоговорками от своих детей и внуков. Во время войны большинство официальных лиц использовали для обозначения лагерей эвфемизмы вроде "центров эвакуации и перемещения".
Лишь в 1981 году под влиянием успехов мощного движения за грaжданские права, в которой активно участвовали негритянская и еврейская общины Соединённых Штатов, была создана специальная комиссия по депортациям и интернированию гражданских лиц, которая занялась сбором свидетельств по всей стране.
По итогам работы, комиссия рекомендовала выплатить жертвам депортаций и заключения по 20 000$ долларов репараций каждому.
Комитет Конгресса США по расследованию этих событий, расценил акцию по депортации и заключению этнических японцев как необоснованную и мотивированную преимущественно расовыми предрассудками и военной истерией и квалифицировал её как политическую ошибку.
В 1988 году тогдашний американский президент Рональд Рейган подписал Акт о гражданских правах и принёс официальные извинения американцам японского происхождения за совершённое в годы войны.
Первые репарации старейшим из пострадавших начались выплачиваться в 1990 году. br> Комитану говорит мне, что путь к преодолению прошлого был нелёгок для всей общины. Всё вокруг ещё помнили, что война была с Японией и японцами. Я был горд своим прoисхождением и одновременно не хотел выглядеть японцем, ведь в школе меня травили сверстники. Это было больно: будучи американцем, оказаться преданным своим отечеством.
Все молодые годы я старался жить так, чтобы быть приятным окружающим, невзирая на мою японскую внешность. Наверное, лишь в восьмидесятые годы я научился жить в согласии с самим собой. Мы шли в обучаться профессиям конкретным, где не требовалось интриганства. Я стал инженером - химиком, многие мои соплеменики избегали юриспруденции, политики, точные науки. Там уж или знаешь или не знаешь - никаких интриг и политиканства. Только сейчас молодое поколение японцев пошло в сферы, подобные праву , стало заниматься гуманитарными науками.
Да, именно наша молодёжь потребовала от нас, от старшего поколения американских японцев всей правды. Они были оскорблены тем, что мы не рассказали им всей правды о годах войны и том, что с нами сталось. Я сотни раз выступал, также как и другие члены нашей общины, в школах, рассказывая молодёжи о неконституционном заключении японцев в лагеря. Порой меня и сейчас шокируют комплиментом, как, мол, это я так хорошо знаю английский язык, предполагая, что я иностранец. "
Я смотрю на пожилого Томаса, на лагерный барак, на розовощёких туристов в шортах, с любопытством взирающих на экспонаты неудобного прошлого... Им, кажется трудно осознать, что это всё случилась в их демократической стране. Но из истории этого не выкинуть. И они учатся с этим жить. Жить, не ставя под сомнение базовые ценности своей страны, а давая критическую оценку случившемуся, принимать это как неотъемлемую часть национальной истории.