От Ф. Александер Ответить на сообщение
К alex~1 Ответить по почте
Дата 09.10.2003 13:51:46 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Версия для печати

Главное свойство власти

>Все, что Вы доказали и к чему аппелируете - это отличие двух вариантов:

>1) Власть делегирована монарху (или чему-то подобному) от Бога
>2) власть делегирована органам власти от народа (или того, что считается народом).

>Разница в этих вариантах всем очевидна, стоит ли это обсуждать?

Я и привел эти примеры, чтобы показать, что разница очевидна. Различие, очевидно, заключается в том, в чьих интересах действует гос. аппарат. Монарх может заявить "После Нас - хоть потоп!", имея в виду жизнь своего народа. И это вызывет лишь невысокое мнение о его нравственности, как человека. А то, что на жизнь народа ему плевать - так он в своем праве: "Мой народ, что хочу, то с ним и делаю!". Демократический чиновник НЕ ИМЕЕТ ПРАВА так говорить. Если он действует по этому принципу - он уже предатель или узурпатор.

Я бы хотел, чтобы вы отбросили иллюзурную очевидность этой разницы. Знаете, сейчас всем очевидно, что вокруг нас - воздух. А вот всего лишь 300 лет назад такие смелые заявления надо было доказывать.

>Но Вы неправы, что перечисленные мною три признака - это не свойства, а средства осуществления. Впрочем, скажите мне тогда, что такое свойства власти.

Главное свойство верховной государственной власти - это ее принадлежность. Это философское понятие, но простое, без тонкостей. И наоборот, власть - это свойство ее носителя.

(Еще раз подчеркну, сложившееся употребление слова "власть" применительно к различным управленческим системам в корне неверно и мешает пониманию сущности власти и демократии).

Если уточнять, то власть (философское понятие) характеризует не способ реализации (штыки, законы, телевизоры и т. п.), а то, в чьих интересах действуют ее механизмы.

В средневековье было очевидно и естественно, что все происходящее в государстве происходит в интересах монарха. Народ был только средством осуществления этих интересов. В наше время власть признается легитимной, законной и справедливой лишь тогда, когда ее механизмы действуют в интересах народа. Причем такова ситуация практически во всех странах, независимо от культурной принадлежности.