Е. Ясин оценивает ежегодный невосполняемый износ систем ЖКХ в 90 млрд. руб.
Объем текста (интервью на "Эхе Москвы", представляющее "рыночный" взгляд на проблемы ЖКХ и пути их решения) очень большой. Даю выдержку и ссылку на полную версию. Много фантазий, но есть полезные цифры. К тому же, участники интервью сегодня гораздо больше влияют на принятие гос. решений, чем участники данного форума.
Е.ЯСИН: Я позволю себе сказать, оперируя несколькими цифрами. Я возьму за базу 2001 г., на этот год в ВШЭ, при подготовке доклада о нерыночном секторе, - я надеюсь, что мы будем говорить о нем еще отдельно, - сумма жилищно-коммунальных услуг, оказанных по всей России, составила 440 млрд. рублей. Это по государственным ценам – тем ценам, которые существуют сегодня. Они занижены, так же, как занижены тарифы на электроэнергию, и занижены цены на газ и на целый ряд других услуг. Это 440 млрд. рублей. Откуда берутся деньги для того, чтобы покрыть эти 440 млрд.? 170 млрд., это примерно 38%, платит население. 129 млрд. - это 28% где-то, платит государство из бюджета в виде дотаций. И плюс к этому в виде льгот. В общей сложности 129 млрд. плюс льготы, должны быть 60, по существующим нормативам, но выплачивают только 17. Еще 50 млрд. платят промышленные предприятия через механизмы перекрестного субсидирования. Выражается это в том, что тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий выше, чем тарифы для населения. Еще 90 млрд. рублей, - и вот это самое главное, и я хотел бы на это обратить внимание – это износ основных фондов ЖКХ – жилья, жилых зданий и инженерных сооружений. 21% от всего объема услуг, который должен быть оплачен. А что значит износ? Это же не источник финансирования. Это значит, что вы этот износ не возмещаете, вы его не финансируете, и у вас поэтому стареет жилой фонд, проваливаются лестничные клетки, рвутся трубопроводы и так далее.
О.БЫЧКОВА: То есть это 90 млрд., которые как бы тихо проедаются?
Е.ЯСИН: Да. Я уже не говорю о том, что бюджетные деньги даются не в полном объеме, но если они даются государственным муниципальным или унитарным предприятиям, которые обязаны выполнять соответствующие услуги, то не может быть такого, чтобы государственные деньги были без отката – обязательно кто-нибудь что-нибудь такое "отъест" в свою пользу. Я вспоминаю в Приморском крае, когда были тяжелые случаи с энергией, с замораживанием домов, и так далее, все равно почему-то именно работники именно ЖКХ получали зарплату вовремя, там никаких особых проблем у них не было. Хотя они тоже, несчастные, получают мало, и на них все обижаются, и т.д. и т.п. Но я еще раз напомню цифры – население оплачивает половину той заниженной суммы, в которую сегодня оцениваются услуги ЖКХ. 21% - это износ, т.е. не оплачивается никем, - и поэтому все приходит в упадок. А теперь вы спрашиваете – что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Вот моя позиция - я добавлю к тому, что говорил Юрий Вадимович, - моя оценка такая – сделать ЖКХ сферой для нормального бизнеса, чтобы бизнесу в этом секторе было так же выгодно работать, как и в любом другом. В торговле же никто не говорит, что не хватает товаров – эта проблема как бы уже решена в 92 г. А здесь все сохранилось с советской системы.