От Сепулька
К Эконом
Дата 04.07.2003 16:01:23
Рубрики Прочее;

Что же, противоречий, значит, нет

Че также экспортировал революцию только туда, где, как он считал, она уже созрела. (А почему нет? На Кубе же созрела к тому времени революция. Почему ей было не созреть в Боливии?)

От Рустем
К Сепулька (04.07.2003 16:01:23)
Дата 08.07.2003 12:06:49

Можно ли экспортировать революцию? И что есть экпорт?

Тут важный момент . Все эти рассуждения об сообом русском пути, материализовашимся в рамках советского строя, дают сбой. Сила СССР была не только и не столько в нашей кондовости и соответсвии православной и коллективистской-общинной матрице, но и в том ( прежед всего), что была можноая мировая коммунистическая волна. И нас поддерживали и соцлагерь и комдвижение мира и лучшие люди Европы , вроде Лукино Висконти . Наше мнение и на Ближнем Востоке и на Балканах было важно и поэтому, а не только по количеству ракет. У России ракет тоже много ядерных, а никто не принимает во внимание...

Подробнее о том, что называли "экспортом революции" имприалисты и ортодоксы от научного коммунизма здесь. Здесь есть и позиция СССР, грозившего Кубе экономической удавкой за поддержку революций...



Новая газета-Понедельник, Москва ; 06.04.1998 ; 13 ;
Рустем САФРОНОВ

Тайный агент Фиделя. Недавно в автомобильной катастрофе погиб основатель кубинской разведки Мануель Пинейро по прозвищу Рыжебородый. Ему удалось почти полностью нейтрализовать деятельность ЦРУ на острове
Инострания

Как и любой настоящий кубинец, Мануель Пинейро любил сигары и много курил.
Его обаяние и чувство юмора Габриель Гарсиа Маркес называл не имеющим себе
равных. Человеческие качества Пинейро и его интеллект в равной степени
покоряли изощренных французских интеллектуалов и латиноамериканских
публицистов.

Первой его супругой еще в бытность учебы Пинейро в Соединенных Штатах была
американская балерина Лорна Бердсол, второй стала известная чилийская
журналистка Марта Харнекер, широко известная на континенте среди
интеллектуалов как марксистский теоретик. Соратники по революции и по
разведке называли его Барба Роха - Рыжебородый. Непременный участник
светских раутов и дипломатических приемов, он погиб, возвращаясь на
автомобиле с приема в мексиканском посольстве.

12 марта информационные агентства и радио Гаваны разнесли по миру весть о
том, что в возрасте 63 лет в госпитале скончался от ран, полученных в
автомобильной катастрофе, команданте Мануель Пинейро Лосада, создатель
одной из наиболее эффективных в мире разведывательных служб.

Его смерть в наши дни отката социализма и даже отвержения самой идеи
революции выглядит почти символичной, и с ней завершается целый период
латиноамериканской истории и закрывается глава в истории борьбы спецслужб
на Американском континенте.

Созданная им секретная служба практически не давала сбоев: несмотря на
подтвержденные сегодня документально свидетельства о попытках ЦРУ убить
Фиделя Кастро и других кубинских лидеров, ни один из них не пострадал.

Мануель Пинейро был не просто разведчиком и, как назвала его "Нью-Йорк
таймс", мастером шпионажа, но прежде всего революционером из когорты Фиделя
Кастро.

Феномен революции в 60-80-е в Латинской Америке до сих пор хорошо не
изучен, и особенно социально-психологические предпосылки революционности
выходцев из среднего класса, из буржуазных семей. В России, где нахрапистая
молодая буржуазия только учится потреблять, и потреблять жадно, размашисто,
на широкую ногу, а интеллектуалы мечтают об авторитарной диктатуре, которая
бы "защитила" реформы, необычной причудой покажется поступок сына одного из
представителей знаменитой фирмы "Бакарди" (марка рома) в кубинской
провинции Матансас, ушедшего в подполье при Батисте и занимавшегося
диверсионной деятельностью, а затем направившегося в горы в 1957 году
организовывать с Раулем Кастро второй повстанческий фронт в провинции
Орьенте.

Еще до победы революции 1959 года Пинейро стал создавать службу
безопасности, которая сначала называлась "G-2", - это был отдел разведки
Повстанческой армии. Чуть позже, в 1961 году, он стал заместителем министра
внутренних дел и до 1974 года оставался на этом посту, занимаясь вопросами
безопасности.

"Он был скромным человеком, находясь на столь ответственном посту, не
накопил никакого богатства", - сказал в беседе со мной по телефону один из
бывших высокопоставленных дипломатов, работавший на Кубе в 70-е годы и
знавший Пинейро. "Пинейро разделял видение Кастро, - сказал этот дипломат,
пожелавший остаться неизвестным, - а оно заключалось в том, что "развитые
страны за счет диспаритета цен выкачивают соки из третьего мира, взимая за
свою промышленную продукцию непомерно большие деньги, а природные ресурсы,
ископаемые вывозят за бесценок. Это и консервирует отсталость и нищету. Вы
знаете, что на Кубе до революции 80% населения были безграмотны? Пинейро
это знал прекрасно. Это видение мира и руководило его деятельностью".

С эмиграцией кубинцев, недовольных результатами революции, в Майами в США
просочились многочисленные агенты службы Пинейро. Заброшенные ЦРУ на Кубу
разведывательно-диверсионные группы гибли одна за другой.

"Мы посылали группу за группой, и они исчезали. Безуспешно мы пытались
проводить сеансы связи. Мы никогда более о них не слыша- ли", - вспоминает
один из организаторов антикастровских операций в период президентства
Кеннеди Кларк Клиффорд. Без массовых репрессий и террора, а ограничиваясь в
основном административными преследованиями диссидентов или их высылкой, при
сотрудничестве и поддержке большинства населения Фиделю Кастро с помощью
Рыжебородого удалось провести кубинский государственный корабль и через
период саботажа, и террора, и вторжения на Плая-Хирон, и через
многочисленные экономические кризисы.


Кубинский социализм, особенно в шестидесятые, был ярким и романтичным, и,
чтобы там ни говорили сегодня, он был действительно иным, нежели советский,
и еще больше казался иным не только пролетариям и маргиналам Каракаса и
Кито, но и националистическому среднему классу Латинской Америки. Это был
социализм с добровольной кооперацией, без принуждения, без массовых
репрессий и закрытия церквей, социализм, который строился в западной
стране, не привыкшей разбрасываться человеческими жизнями. Сфера искусства
и частной жизни не подверглась здесь государственному диктату.
Доминирование янки не сменилось немедленно указаниями СССР, да и Союз был
далеко. Левых интеллектуалов Латинской Америки пленял кубинский образец,
покончивший с безграмотностью и национальным унижением и давший самое
большое количество врачей на душу населения. И не лишивший при этом страну
воздуха свободы. Зависимость от советской модели и окостенение экономики
пришли позже. А сначала была эйфория.

В начале 60-х бурлившая Латинская Америка не испытывала недостатка в
молодежи, желающей пожертвовать своими жизнями в борьбе против
проамериканских диктатур. Магическая вера в силу партизанского очага
материализовалась в 60-е и 70-е годы. Возможность радикально изменить мир
через революцию в Латинской Америке пленила многих западных интеллектуалов.

Французский философ и публицист Режи Дебре, например, написал в те годы
своего рода катехизис под названием "Революция в революции?", где отстаивал
идею ненужности традиционных компартий, первичности вооруженной борьбы
путем создания партизанских очагов по всему континенту. Позже Дебре так же,
как и аргентинский художник Сиро Бустос и немецко-аргентинская журналистка
и революционерка Тамара Бунке, стал участником связной цепочки Мануеля
Пинейро в интернациональной партизанской эпопее Че Гевары. Тамара Бунке
погибла от пуль боливийских солдат, находясь в партизанском отряде, Бустос
и Дебре попали в плен, прошли через пытки и тюремное заточение, прежде чем
вновь обрели свободу.

Первые экспедиции в Доминиканскую Республику, в Никарагуа, в другие страны
ушли при поддержке Пинейро. Помощь была и деньгами, и оружием, и кадрами.
Сотни кубинских добровольцев верили в успех общеамериканского дела
освобождения Латинской Америки от нищеты и доминирования янки.
Подготовленные Мануелем Пинейро и его соратниками, они отправлялись в
сельву Гватемалы и Венесуэлы для борьбы и часто - на смерть.

Латиноамериканские левые не считали, что их активность должна быть
ограничена, - американцы-то не ограничивали свою активность по подавлению
революционных движений на континенте. Достаточно вспомнить кровавую эпопею
по подавлению восстания Франсиско Кааманьо морской пехотой США в 1965 году.
Позже случились Чили, Гренада, Панама...

А кубинцы не стеснялись и подавно - им помогали в период борьбы с Батистой
многие силы в разных странах латиноамериканского континента, и они считали
своим долгом прийти на помощь, когда одержали победу на Кубе.

Достаточно сказать, что через руки Пинейро и его сотрудников, через
тренировочные лагеря Пинар дель Рио прошли такие личности, как Карлос
Фонсека (основатель Сандинистского фронта национального освобождения, погиб
в бою с гвардейцами Сомосы в 1976 году) и Томас Борхе (один из
сандинистских лидеров, министр внутренних дел Никарагуа в сандинистском
правительстве). Два поколения латиноамериканских революционеров
сформировались в кубинском горниле и были во многом "птенцами Пинейро".

Барба Роха и его люди снабжали их оружием, документами, развединформацией -
это была крупная игра не на жизнь, а на смерть, и ставка в ней была -
судьба континента.

"Пинейро и его соратники пытались тогда распространить пламя революционного
мятежа по всей Латинской Америке и вписали поистине героическую страницу в
историю континента. От ранних очагов герильи в Венесуэле и Доминиканской
Республике до самопожертвования Че в Боливии, не считая бесчисленных
кубинцев, кто сражался или помогал сражаться (партизанские войны длились
три десятилетия), видение Фиделя о возможности экспорта революции пережило
и самые прекрасные мгновения подтверждения правоты, наполненные щедростью,
идеализмом, альтруизмом. В краткие моменты побед и успехов и в долгие годы
поражений и отступлений кубинцы были рука об руку с их друзьями и
соратниками, заботились об их вдовах и сиротах и об искалеченных в
тридцатилетней войне в этом полушарии. Кто-то может не согласиться с их
тактикой или даже с их целями, однако они проводили их в жизнь с
последовательностью и достоинством", - пишет мексиканско-американский
исследователь Хорхе Кастаньеда в своей книге "Разоруженная утопия.
Латиноамериканские левые после холодной войны". Читая это, нет-нет
вспомнишь, что и американцы из Вьетнама вывозили всех "своих" после
поражения... Мрачным контрастом на этом фоне выглядит выданный Хоннеккер,
сидевший в Моабитской тюрьме и удавленный моджахеддинами на площади в
Кабуле Наджибулла...

Самым крупным поражением Пинейро и его товарищей стало пленение и гибель в
Боливии в 1967 году одного из лидеров кубинской революции и неистового
сторонника освобождения от американского империализма всей Латинской
Америки Эрнесто Че Гевары. Его интернациональный отряд, состоявший из
кубинцев и боливийцев, не смог добиться поддержки местного населения, был
изолирован, окружен и разгромлен. Сам Гевара был захвачен в плен и на
следующий день расстрелян боливийскими военными.

Хорхе Кастаньеда в книге "Компаньеро. Жизнь и смерть Че Гевары" пишет, что
после совещания латиноамериканских компартий в Гаване в 1964 году Москва
опасалась повторения Карибского кризиса и, встревоженная угрозой прямой
военной конфронтации с Вашингтоном, настояла на включении в итоговый
документ положения о мирном пути к социализму как магистральном для
латиноамериканских коммунистов. Это послужило началом опоры кубинцев на
группы сторонников вооруженной борьбы на континенте, вышедших из
повиновения у традиционных компартий. Хорхе Кастаньеда рассказывает, что,
посещая в июле 1966 года Кубу, советский премьер Алексей Косыгин в беседе с
Фиделем Кастро, узнав о том, что Че Гевара сражается в Боливии, потребовал
от Кубы прекратить стимулировать вооруженную борьбу на континенте, а в
качестве санкций пригрозил свернуть советскую помощь Кубе.

Вопреки досужей болтовне о "руке Москвы", якобы направлявшей всех
"международных террористов", кубинцы, поддерживая и тренируя группы
партизан, оправляющихся разжигать герилью на континенте, проводили
совершенно не зависимую от Москвы политику. Так говорит знаток проблемы,
бывший резидент КГБ в Латинской Америке Николай Леонов, знавший лично
Пинейро. "Мне было бы некорректно комментировать его деятельность, - сказал
мне по телефону из Москвы Николай Леонов, - ибо я не знал его по работе,
хотя мы и были знакомы. Активность Гаваны и Москвы была направлена на общие
цели, однако работали кубинцы совершенно самостоятельно", - подчеркнул
Леонов.

По свидетельству журналиста Джона Андерсена, когда один из боливийских
соратников Че Гевары Коко Передо обратился за помощью в военной подготовке
к Москве, от него потребовали заручиться согласием промосковской Компартии
Боливии. В помощи было отказано. Руководитель боливийских коммунистов Марио
Монхе выступил против развертывания партизанской войны в Боливии, что
способствовало изоляции и разгрому отряда Че Гевары.

В 1974 году после ухода из министерства внутренних дел Мануель Пинейро
возглавил американский отдел ЦК Компартии Кубы и осуществлял связи с
революционными движениями на латиноамериканском континенте. Между собой
кубинцы и латиноамериканские левые этот отдел часто называли "департаментом
освобождения".

Звездный час Барба Роха - Рыжебородого вновь настал в июле 1979 года, когда
колонны сандинистов вошли в освобожденный от сомосовцев Манагуа. После
победы революции в Никарагуа Пинейро провел там несколько месяцев в
качестве советника сандинистского правительства.

В начале 80-х годов деятельность Пинейро была направлена на оказание
всяческой помощи сальвадорским повстанцам из фронта Фарабундо Марти и
гватемальским левым партизанам. Победа казалась близкой, однако
администрация Рейгана объявила крестовый поход против "международного
терроризма"... Силы оказались неравны. Затрещал по швам социалистический
блок. Истощенный кровопролитием, войной контрас с новой властью, в 1990
году народ Никарагуа отстранил от власти сандинистов. Под давлением как
западников, так и националистов и главным образом в результате нарастающего
внутреннего кризиса СССР свернул помощь Кубе. А вскоре не стало и СССР.

Гордая "Спарта Карибов" - Куба осталась в одиночестве. Закатилась и звезда
Мануеля Пинейро - он ушел в отставку со своего поста в 1992 году. Его рыжая
борода изрядно поседела в последние годы. Не так давно, летом и осенью
97-го года, он дал два обширных интервью, приуроченных к 30-летию со дня
гибели Че Гевары в Боливии.


Сегодня на Кубе иное время: приезжает Папа Римский, канадцы строят
фешенебельные отели на Мирамар, разрешено хождение иностранной валюты на
острове. В этом году ожидается прибытие миллиона западных туристов -
основного источника валютных поступлений.

Хотя постаревший Фидель и говорит о верности социализму, но имущественное
неравенство на острове растет. В США общественность все чаще и громче
говорит о необходимости отменить эмбарго на экономическое сотрудничество с
Кубой. Почти все, кроме горстки "ястребов" в сенате да мощной общины
эмигрантов с Кубы, считают эмбарго анахронизмом.

Любители гаванских сигар в Штатах тоскуют по "Коибе".

Латиноамериканские левые на континенте все чаще идут на мировую с военными
и почти повсеместно уступают политическое лидерство либералам. На Латинскую
Америку накатила мощная волна неолиберализма, гринго по-прежнему не любят,
но они рядом, соседи, и считаться с ними приходится.

Пинейро, по словам Джона Андерсена, "был представителем старой гвардии",
нераскаявшимся революционером и фиделистом. Таким он и погиб. Мануель
Пинейро был похоронен со всеми воинскими почестями на кладбище Колон в
Гаване. На его похороны пришел сам Кастро.

www.novayagazeta.ru

От IGA
К Рустем (08.07.2003 12:06:49)
Дата 08.07.2003 12:28:50

марксизм?

"Рустем" wrote:

> "Пинейро разделял видение Кастро, - сказал этот дипломат, пожелавший остаться неизвестным, - а оно заключалось в том, что "развитые страны за счет диспаритета цен выкачивают соки из третьего мира, взимая за свою промышленную продукцию непомерно большие деньги, а природные ресурсы, ископаемые вывозят за бесценок.

Обращаю внимание: употреблен термин "развитые страны", а не "страны капитализма" или "империалистические державы".
СССР в то время - развитая страна. Следовательно, предложение можно читать так, что он он тоже "выкачивал соки из третьего мира" !

Куда ж бедному СССР податься?! "Леваки" обвиняют его в выкачивании соков из третьего мира, либералы - в том, что слишком дорого кубинский сахар покупал, чем нанес урон собственной экономике.


От Рустем
К IGA (08.07.2003 12:28:50)
Дата 08.07.2003 14:06:57

Развитые страны - это Запад, первый мир по классификации...

тех лет. Второй мир - СССР и страны народной демократии. И, третий мир- постколониальные народы и закабелённые неоколонилизмом , подобно Кубе , государства.
Советский дипломат имел ввиду именно это.
Что касается критики СССР, то в 1965 году на алжирской конференции Гевара говорил что то подобное , насчёт неприемлемости для коммунистов , СССР применять рыночные подходы к постколонильным народам, только вырвашимся из пут империалистов.
Но он, конечно, видел разницу между СССР и США, которые именовал "злейшим врагом всего человечества"

От Александр
К Рустем (08.07.2003 14:06:57)
Дата 09.07.2003 02:35:52

Re: Развитые страны

>Сила СССР была не только и не столько в нашей кондовости и соответсвии православной и коллективистской-общинной матрице, но и в том ( прежед всего), что была можноая мировая коммунистическая волна. И нас поддерживали и соцлагерь и комдвижение мира и лучшие люди Европы , вроде Лукино Висконти .

Рустем, ну нравится Вам Виконти - на здоровье, Но есть же еще и здравый смысл! Виконти выбивал англичан, американцев, французов, японцев из России в 1918 или "наша кондовость?" Виконти держал фронт под Тулой в Гражданской и потом снова в 1941 или все-таки "соответствие с православной и коллективно-общинной матрицей"? Виконти брал Берлин? Да они только подачки брали. Pfnj bcghfdyjю Какая к черту помощь была от евролевых в Великой Отечественной? Тогда нам помогали враги - Черчиль и Рузвельт. И на кой хрен нам была их помощь когда мы стали сверхдержавой если и в 1941-1942 обошлись? Горазды они только наших руководителей да радиокорреспондентов соблазнять, да своим империалистам помогать бороться с "нашей кондовостью и соответсвием православной и коллективистской-общинной матрице", которая только и представляла для империалистов тех реальную опасность.

>тех лет. Второй мир - СССР и страны народной демократии. И, третий мир- постколониальные народы и закабелённые неоколонилизмом , подобно Кубе , государства.

То есть Куба была закабалена неоколониализмом? Советским надо полагать? Вы уж говорите прямо, не стесняйтесь. Чего уж там! Писали же

>"Здесь есть и позиция СССР, грозившего Кубе экономической удавкой за поддержку революций..."

Вот ведь скоты эти троцкисты! Русские вытащили их из пасти штатов, спасли от вполне реальной экономической удавки американской блокады, рискуя собственным существованиям, помогали налаживать хозяйство, но кубинским троцкистам Куба нужна была только как хворост для революции в Латинской Америке, так же как в свое время Россия Троцкому.

А какие свиньи! "социализм, который строился в западной стране, не привыкшей разбрасываться человеческими жизнями."

В то время как Запад пролил моря крови, захватывая мир и уничтожая целые народы, да и у себя дома, в Парижах время от времени наваливал трупы тысячами в России казненных можно было пересчитать по пальцам. У Запада Россия училась "разбрасываться человеческими жизнями". И едва обеспечив свою безопасность немедленно бросила эту практику.

>Что касается критики СССР, то в 1965 году на алжирской конференции Гевара говорил что то подобное , насчёт неприемлемости для коммунистов , СССР применять рыночные подходы к постколонильным народам, только вырвашимся из пут империалистов.

О приемлимости для советских коммунистов лучше судить самим советским коммунистам, но и из того что троцкисты говорят о неприемлимости рыночных отношений еще никак не следует что рыночные отношения реально существовали. Сравним сколько нефти получала Куба в обмен на тонну сахара при Батисте и сколько при Кастро?

>Но он, конечно, видел разницу между СССР и США, которые именовал "злейшим врагом всего человечества"

Вот спасибо! Буржуйский сынок, троцкистский попрыгунчик и паркетный шаркун западных салонов хоть разницу увидел .

От Эконом
К Александр (09.07.2003 02:35:52)
Дата 09.07.2003 11:02:02

Вы точно как Троцкий.Уж он то как громил всяких

социал-деиокартов ив Швецарии, и в Австрии, и во Франции - его оттуда даже выслали.

От IGA
К Рустем (08.07.2003 14:06:57)
Дата 08.07.2003 15:11:15

Не так (+)

"Рустем" wrote:

> Re: Развитые страны - это Запад, первый мир по классификации тех лет. Второй мир - СССР и страны народной демократии. И, третий мир- постколониальные народы и закабелённые неоколонилизмом , подобно Кубе , государства.

Во времена СССР под развитием понималось развитие "базиса", т.е. экономики - "высокоразвитые производительные силы". Именно наличие (и дальнейшее развитие) высокоразвитых производительных сил в СССР легитимизировало (по Марксу) существование
соответствующей надстройки - социалистического общества как переходного в коммунистическое..

Для подтверждения - цитата из критики маоистов:
<<<
Точно так же социализм развитых стран региона Восточной Европы маоисты растворяют в являющейся по преимуществу капиталистической социальной структуре <второго мира>.
<<<
Видно, что социалистические страны тоже считались развитыми.


> Советский дипломат имел ввиду именно это.

Может и быть. Но может и быть, что это чья-то (мы ведь не видели прямой речи дипломата, и даже не знаем его имени) оговорка, выдававшая истинное отношение к проблеме на фоне стремления "затушевать" ее.

> Но он, конечно, видел разницу между СССР и США, которые именовал "злейшим врагом всего человечества"

Наверное, потому, что его "шантажировал СССР", как тут было написано ?


От Эконом
К Сепулька (04.07.2003 16:01:23)
Дата 04.07.2003 16:18:05

революция вообще говоря не обязательно хорошо.

Можно экспортировать полпотовскую революцию, можно - фашистскую, да кто его занет какую еще.Но если называть человека "троцкистом" то надо быть уверенным что он экспортировал именно коммунистическую революцию, причем опираясь на марксистский анализ обстановки.
На Кубе же, как всем известно, революция вовсе не была поначалу коммунистической и Фидель поначалу был если и не поддерживаем Америкой, то никаких отрицательных эмоций не вызывал - мальчик из хороший семьи, им самим уже надоел это "сукин сын" Батиста.Можно сказать, что социализм на Кубе получился почти "случайно".

От Рустем
К Эконом (04.07.2003 16:18:05)
Дата 08.07.2003 11:53:31

Революция часто есть трагедия и после неё стновится хуже..

Но как избежать опошления челеовеческого существования? Перед каждым человеком рано или поздно при любом режиме встают экзистенциальные вопросы.

http://communist.ru/lenta/?457

О. Ясинский
Че и гуманизм Номер: 28

Рубрика:
Легенда

Опубликовано:
11.03.2002



--------------------------------------------------------------------------------

По вечерам в Чили иногда бывают моменты, когда умирающее в море солнце окрашивает Кордильеры в ярко-алый цвет, прощаясь с нами до следующего утра, которое ждёт своего часа, чтобы разорвать лучами плотный занавес ночи.

В эти короткие мгновения вечерних сумерек, глядя на красные склоны гор, проваливающихся во тьму, я думаю о нём, о нём мёртвом и о нём живом, о его беспокойном сне вне времени и границ, и ещё - об уроке его жизни, позволяющем нам смотреть сегодня на мир взглядом, столь отличным от его взгляда.

Сейчас, через 31 год после его физической смерти, удостоверенной столькими фотографиями, и его нового рождения - на этот раз в качестве легенды, о нём продолжают говорить, причем сегодня - чаще, чем когда бы то ни было ранее.

Его образ, как и тема прибытия 500 лет назад Колумба к берегам Америки, раскалывает этот континент на два непримиримых лагеря.

Для одних он был и остается бессменным эталоном "нового человека", Прометеем свободы и справедливости для Латинской Америки, так и не познавшей ни того, ни другого.

Для других же он - опасный авантюрист, искуситель умов бедняков и молодежи, теоретик и практик международного терроризма.

Говоря о Че с позиции сегодняшнего опыта и живя в мире, столь отличном от того, который знал он, очень трудно избежать каких-то избитых и расхожих фраз, преодолеть влияние его харизмы и мифа, окутывающего практически всё, что связано с его личностью.

Ни один мертвый не был так похож на Христа, как Че, на фотографии, облетевшей весь мир. Боливийские крестьяне, хранящие как священную реликвию клочки волос, срезанные с его бороды на следующий день после его убийства, когда тело его было выставлено для всеобщего обозрения, называют его Святым Эрнесто Ла-Игерским и считают его своим покровителем. Крестьяне, которые отказали его отряду в поддержке и часто были осведомителями властей.

Трагическая участь всех причастных к его казни продолжает питать миф о сверхъестественности земной миссии Героического Партизана.

Мы уже никогда не узнаем о том, успел ли он представить в какое-то из своих последних мгновений, когда уже не оставалось ни сомнений, ни надежд, о том, что пройдёт столько лет общеконтинентальных и мировых потрясений, и хотя Анды так никогда и не станут, как он мечтал, Сьерра-Маэстрой Америки, его имя и его образ превратятся в символ сопротивления или, по крайней мере, несогласия с системой, которая сегодня выглядит могущественной как никогда ранее. Мало кто не пытался присвоить себе его знамя, среди этих стольких - такие малосхожие между собой группы и движения, как западные хиппи и мусульманские интегристы, никарагуанские сандинисты и украинские националисты, участники Революционного движения Тупак Амару в Перу и сапатисты в Мексике, болельщики футбольного клуба Коло-Коло и бойцы Патриотического фронта им. Мануэля Родригеса в Чили.

В случае с Кубой все еще сложнее - с одной стороны, его образ продолжает оставаться важным источником политического капитала для кубинского социализма, а с другой - многие уверяют, что действительно у Фиделя имелись серьёзные разногласия с Че, которые и вынудили его отправиться в свой последний путь в Боливию. А Бенигно, кубинец, один из немногих выживших участников боливийской эпопеи, сегодня находится в добровольном изгнании в Париже, и утверждает, что если бы Че сейчас был бы жив, то он, несомненно, находился бы в оппозиции к режиму Кастро.

Многие задают себе этот же вопрос: если бы Че сегодня вернулся, что делал бы он в нынешнем мире?

Если оставить это в плане мифологическом - ведь для многих он остаётся мифом, идолом, своего рода мессией революции - то вопрос этот лишён всякого смысла, ибо ответ всегда будет обусловлен личной верой каждого.

Думаю, что, говоря о Че, важно попытаться вспомнить об основных реалиях той эпохи, когда мир был поделён между двумя сверхдержавами, которые рассматривали все остальные страны как фигуры на шахматном столе своей геополитической игры. Если бы Куба находилась бы где-нибудь, например, в районе Новой Зеландии, а не в 90 милях от США, Хрущёв вряд ли стучал бы по трибуне ООН своим знаменитым ботинком.

Все политические и общественные движения стран, так неточно кем-то названных "развивающимися", которые могли позволить себе по-настоящему независимую от существовавших в то время империй альтернативу, неизбежно должны были оказаться исключенными из игры. Потому что те немногие, кто в результате какого-то героического сверхусилия или же просто случайно сумел избежать шантажа янки, автоматически становились объектом шантажа Союза и наоборот. И поэтому столь большие мечты народов так часто заканчивались большими кровавыми банями. Достаточно вспомнить Чехословакию 68 г., Чили 73 г. и в качестве особого примера - опыт сандинистской революции в Никарагуа, которая по своей сути была более опасной для США, чем кубинская. Но это было уже намного позже.

Че в последние годы своей жизни понимал это и потому был обречён. И поэтому возможность мирового заговора, в смысле некоего джентльменского соглашения между ЦРУ и КГБ, кажется мне более чем вероятной.

Когда я читаю большинство современных публикаций о нём, то даже не знаю, что меня раздражает в них больше: отвлеченная, сенсационная и болезненная логика правых или же патетика, напыщенность и словоблудие левых. Похоже, что все те, кто берётся судить о Че, делают это в попытке оправдать свою собственную позицию и водрузить печальную тень его наследия над своей собственной баррикадой, удобно сооружённой ими в собственном кресле между чашечками ароматного кофе.

Известные социологи и историки континента не устают говорить о "феномене Че", ибо среди прочего все эти публикации, неважно, насколько удачно они написаны, все равно продаются сегодня хорошо, как и футболки с его портретами или носящая его имя марка английского пива.

Впрочем, мы отклонились от темы.

Возвращаясь к ней, хочу говорить о том, что кажется мне единственно важным.

Например, о том, что героями юности Че были Ганди и Швейцер.

Или о том, что самой большой мечтой его юности было посвятить свою жизнь лечению больных проказой, живя в лепрозориях, где-то в сельве, что он фактически и начинал было делать до тех пор, пока не понял, что прокаженным оказалось всё окружавшее его общество.

Вспоминаю слова из его последнего письма своим детям: "Дорогие Ильдита, Алеидита, Камило, Селия и Эрнесто! Если вы когда-нибудь прочтёте это письмо, значит, меня уже не будет среди вас. Вы мало что вспомните обо мне. А малыши не вспомнят ничего. Ваш отец был человеком, который действовал согласно своим взглядам и, несомненно, был верен своим убеждениям. Особенно будьте способны самым глубоким образом почувствовать любую несправедливость, совершаемую где бы то ни было в мире. Это самая прекрасная черта революционера".

Или строки из его "Боливийского дневника", где он описывает эпизод, который позже будет рассказан Инти, его боливийским другом, погибшим два года спустя в центре Ла Паса, в доме, где попал в окружение: "В 17 ч. прошёл армейский грузовик, тот же самый, что и вчера, с двумя солдатиками, лежащими на кроватях-каталках и укрытыми одеялами. У меня не хватило сил открыть по ним огонь и не хватило ума, что задержать их, мы позволили им уйти".

Сам Инти рассказывает об этом случае так: "Че приказал устроить засаду на упомянутой дороге, полагая, что именно здесь пройдут армейские грузовики. Помбо при помощи жёлтого платка должен был известить нас о том, когда машины окажутся в зоне нашего огня. После 5-ти с половиной часового ожидания появился военный грузовик, и Помбо подал столь долгожданный сигнал. Но неожиданно для всех нас Че не выстрелил из своей М-2. Позже, он сказал мне, но так, чтобы это слышали все: "Было бы преступлением стрелять в этих солдатиков".

Его этика была основана на абсолютном уважении жизни и достоинства пленных и раненых солдат противника, которым всегда оказывалась медицинская помощь, и после разъяснительной беседы о смысле и целях борьбы партизан их обычно просто отпускали. Че никогда не воевал с безоружными. Он никогда не использовал бомбы, которые убивали невиновных. Они никогда не брал заложников.

Практика, весьма отличная от действий тех, кто сегодня часто привык называть себя партизанами.

Говоря о вооружённой борьбе, находясь в Уругвае, в одной из немногих демократических стран, существовавших тогда в Америке, он как-то сказал: "Путь вооружённой борьбы всегда болезнен и нелёгок - после того, как сделан первый выстрел, никто не знает, когда будет сделан последний. Вы должны использовать возможности свободно выражать свои идеи, возможности двигаться вперёд в рамках демократии, возможности создавать те условия, которые, как все надеемся, когда-нибудь появятся во всей Америке для того, чтобы все могли быть братьями, для того, чтобы не было больше эксплуатации человека человеком, не проливая крови, если чаяний народа можно достигнуть мирными средствами, это было бы идеально и за это стоит бороться".

Он полагал, что возможности мирного пути в странах Латинской Америки уже исчерпаны. И согласимся мы с этим или нет, не знаю, у кого сегодня может быть моральное право выступать в роли мудреца и провидца, осуждая или порицая его спустя столько лет после смерти. Это было бы ошибкой. Или просто глупостью. Кроме того, в этом уже нет никакой необходимости.

Куда важнее сегодня попытаться понять его не только и не столько в плане знаменитых идей по поводу партизанской войны, и даже не только сохранившей всю свою актуальность мечты о необходимости латиноамериканского единства, уже превращенные другими в убогие пропагандистские клише, сколько другое, куда более важное, и о чем принято говорить почему-то так мало, - о его понимании человека и истории. И именно поэтому он принадлежит не только двумя с лишним десяткам стран Америки, а всему человечеству, и не только 60-м годам, но и нашим дням тоже.

Хотя он и считал себя марксистом-ленинцем, пример его жизни ломает рамки доктрин и идеологических схем прошлого. В его личности оказались сосредоточены надежды и стремления миллионов мужчин и женщин выйти за пределы предыстории и приблизиться к подлинно человеческой истории. И еще - многочисленные и неизбежные ошибки и противоречия его эпохи.

Сейчас, по прошествии стольких лет, настал момент взглянуть на Че новым взглядом, открывая то, что раньше, казалось, не имело большого значения, и видя то, что раньше нам казалось главным, как нечто случайное и второстепенное.

В истории существовало достаточно много идей и проектов куда более оригинальных, чем его, но они исчезли, и никто о них не вспоминает.

Но примеров, подобных его примеру, в человеческой истории всегда было мало. Любой из его политических противников умолкает перед этим сплавом чистоты чувств и воли, стремящимся к преодолению всего, что столь непреодолимо для других - начиная с астмы, которая досталась ему с рождения, и заканчивая официальными должностями на Кубе, где он имел всё, к чему обычно стремится человек доисторический: пик славы, власти и популярности. Но вершинам власти и славы он предпочёл холодные вершины боливийских гор, хотя прекрасно понимал, как мало было в этом предприятии шансов выжить.

Я убежден, что сила его заключалась не в методологии (которая оказалась несостоятельной по причине своей ошибочности) и не в его идеях (которые были хорошими, иногда совершенно правильными, и тем не менее слишком много хороших и правильных идей бесполезным грузом пылятся в библиотеках мира), а исключительно в личном примере.

И видя это таким образом, для меня становится совершенно не важным, имелись ли у него расхождения с Фиделем или нет, и насколько серьёзными они были.

Думаю, что он был бы весьма раздражён, если бы прочитал нынешние публикации, представляющие его в виде романтика-незнающего-реального-мира-искателя-подходящих-мест-для-принесения-себя-в-жертву-с-целью-превращения-в-культурный-символ-для-прогрессивных-артистов.

Ничего подобного. Он прекрасно понимал, на что шёл. Но знал он и то, что все на свете теории сами по себе абсолютно ничего не меняют, и что мы ничего никогда не сможем понять, если сами не пройдём наш собственный путь побед и ошибок, не слыша чужих слов, шаг за шагом уходя от человеческих пустынь славы и успеха, в поисках нашего собственного пути к правде и справедливости, который есть у всех, у кого есть сердце.

Искушённые аналитики и исследователи жизни Че не поняли ничего из этой истории. Им никогда ее не понять. Поэтому они так легко и много пишут. Как могут они так пространно рассуждать об истории его жизни и так синхронно вздыхать по поводу его смерти, если у них никогда не было этих снов и этой бессонницы? Что могут знать о нём те, кто никогда в жизни не хотел изменить в ней все ради других, и при этом не требуя совершенно ничего для себя? Что могут понять в нём те, кто не любит людей и не готов сделать всё возможное и невозможное для несчастного человечества Латинской Америки, Азии, Африки и всего мира, который продолжает жить свою повседневную кошмарную реальность с миллионами и миллионами человеческих драм, равными или худшими, чем те, которые были во времена Че?

Мир совершенно изменился. Мир для стольких из нас остался таким же.

Думаю, что время нового, более целостного понимания Че придёт для нас в будущем. Тогда, когда мы изменимся сами. Когда сможем вызвать в мире такие перемены, которые истории пока неизвестны. Когда не нужно будет никому разъяснять или напоминать, что человек, его жизнь, его свобода и его достоинство являются главным и единственным критерием во всём, что мы каждый день делаем, чувствуем и думаем, поскольку это будет само собой разумеющейся истиной, принятой и разделенной всеми. Когда здравоохранение, образование и культура уже не будут ни объектом торговли, ни средством идеологических манипуляций. Когда станет ясно, что насилие - не выход, и решительные, творческие и организованные людьми всех стран и всех культур действия станут непреодолимыми для этой пещерной системы, и ничто не удержит нас, и будущее, в конце концов, окажется нашим, и на этот раз окончательно.

В этот момент, который возможен и зависит от нас и ни от кого другого, мы сможем понять тебя немного больше, команданте Гевара, как сейчас мы с радостью понимаем, что твоя жизнь и смерть не были напрасны, как не были напрасными жизни и смерти многих других, которые не были, как ты, красивыми и знаменитыми, и о них не напишут книг и не снимут фильмов, хотя они тоже заслуживают этого, и их - миллионы.

Мы поздравим тебя, поскольку ты, живя в нашей коллективной памяти, сделал нас лучше и выиграл вместе с нами этот последний бой. Мы поблагодарим тебя за то, что, закрыв своей смертью один путь, ты открыл нам много других и эти пути лучше.

И если реинкарнация или что-то в этом роде существует, ты, когда родишься вновь в этом бесконечно возможном будущем, уже сможешь быть врачом, как ты всегда хотел этого, поскольку нам нужно будет много врачей для преодоления человеческой боли. И тебе не нужно будет снова становиться знаменитым, поскольку нам уже не будут нужны ни знаменитости, ни мученики, ибо мы все будем знать о том, что, когда в мире есть свобода и справедливость, нет необходимости в героях и мучениках.

Ты не нужен нам как символ, нам хватает твоего человеческого блеска, который со временем преодолеет любые клише и иконы.

Сейчас, когда я вижу по телевизору и в газетах фотографии твоих костей, только что извлечённых из земли твоей Боливии, и слышу нелепые комментарии журналистов по этому поводу, я вспоминаю предсмертные слова нашей Лауры Родригес, которая, отвечая на вопрос одного из этих журналистов о том, какую бы эпитафию она хотела бы видеть на своей могиле, сказала: "Кого ты помнишь, здесь нет".

Я представляю тебя живым и не знающим о том, что ждёт тебя в будущем, которое теперь уже далёкое прошлое, когда тело, мёртвое от усталости, холода и болезней, больше не повинуется тебе, но продолжает идти, влекомое твоей мечтой, которая одновременно и наша, такая трудная и такая реальная, как и сама возможность жить "никогда не теряя нежности" (так сказал ты однажды). И я чувствую растущий в горле ком и что-то странное происходит с моими глазами, как будто туда случайно попал дым от хорошей сигары.

Но это уже не имеет к этой статье никакого отношения.

Олег Ясинский, oleg@netexpress.cl

Октябрь 1998 г. - январь 2002 г.

(Перевод с испанского профессора А.М. Майского)



--------------------------------------------------------------------------------