"">Стоит почитать древние патерики, жития святых. В своем спасении великие подвижники вовсе не были уверены. А учение о мытарствах, где бесы пытаются заполучить каждую душу, в том числе и самую чистую.""
Да, подвижники не были уверены в спасении. Слышали о таком: чем ближе человек к Богу, тем яснее видит он свои грехи и недостатки. Здесь противоречия нет. Здесь есть только указание нам всем на то, чтобы бревно из своего глаза доставать прежде всего.
"">Да и как может быть оптимистичным учение, призывающее к всеобщему покаянию и оперирующее понятями греха и вины? К плачу, а не к радости? А если вспомнить тексты покаянных канонов, песнопения из Постной Триоди? Аскет Ферапонт у Достоевского, видевший везде чертей, более реальный православный монах, чем старец Зосима.
>Уверенность в своем спасении, а тем более - во всеобщем; мало стыкуется с православием. В первом случае это греховная беспечность, во втором - ересь.
>Что оптимистичного в православии? Историческое православие отказалось от хилиастических воззрений древних христиан. Сулило уже не Царство Божие на земле, как и обетовано в Библии, а Царство Небесное. И вовсе не обещало спасения всем. Напротив, воззрение Оригена о конечном всепрощении были осуждены на пятом Вселенском соборе. Конец света и Страшный суд обещаны православием, а вот спасение всем - нет.""
Нет греха, который не будет прощен истинно кающемуся - это старец Зосима у Достоевского. В этом суть Христианства (Православия): не гарантия спасения вне зависимости от личной воли, но гарантия Возможности покаяния на Страшном Суде и спасения (избежания "второй смерти"), какие ужасные вещи ты бы ни творил на земле. В ад отправятся только те, кто познав после конца истории истинную сущность Бога и дьявола, все равно выберут дьявола - сознательная приверженность злу не лечится.
Все это напоминает мне типичную ситуацию. Разговариваю с кем-то о современном мире. Говорю, что по многим признакам, данным в Библии, близится конец мира и Второе Пришествие. Люди пугаются - "Какой ужас!" Я спрашиваю: чего боитесь, ведь Бог придет! Если вы действительно ненавидите правду, хотите всем сердцем любви, правды, чего бояться, радоваться надо! Как правило, никто никогда не задумывается над проблемой в этом ракурсе.
"">Во-первых, этот оптимизм сыграл шутку злую. Уверенность в незыблемости государства успокаивала многих. Когда пора было уже бить тревогу в годы перестройки.""
Здесь не "оптимизм" сыграл злую шутку. Оптимизм (уверенность, пусть и необоснованная, в том, что все будет хорошо) здесь ни при чем. У нас и сейчас еще - умирая с голоду и холоду - люди понять не могут, что же произошло, в чем, собственно, была вся штука. А в годы перестройки - все и начиналось с "тревоги" за замедление темпов роста экономики и прочего. Только вот кинули народ на всю катушку. Здесь не оптимизм советского человека - а невежество его в некоторых вопросах (в некоторых только - вообще, хоть мне и 19 лет и я верующий, считаю себя совком).
"">В принципе советское общество погубило тоже, что и христианство. Зло рассматривалось как мнимая величина. Реально не существующее, бессильное. Как Сатана в христианской доктрине. Темный лик бытия советский человек увидеть не мог. Увидев его, советский человек оказался опрокинутым.""
О зле в Христианстве - это вы порядком загнули. Вся патристика, все Православие говорит о том, что зло - реально, что злые силы в пределах мира сего - всесильны. Просто они все равно ничтожны пред Богом, который явится вторично "во всей славе Его". А до этого Бог не может изгонять зло, нарушая свободу воли человека.
И еще: Христианство ничто не погубило и не погубит, потому что погубить не может.
"">Тут есть много верного, но в нюансы там лезть было нельзя. Крестьянское православие было не совсем тем, о чем Вы говорите. Более того, оно было во много оппозиционно официальному. Большевизм же - вообще ересь, град Китеж, именно хилиазм. А вот с 60-х годов пошло нытье.""
Православие крестьянское было как раз именно ТО. А оппозицией оно было куда более быту и практике официального Православия, чем самому учению. Что до СССР - уже после Сталина все наперекосяк пошло. Но об этом - отдельный разговор.
Сергей Георгиевич, спасибо за беседу и публичную защиту народных ценностей. Здесь говорят, что марксизм сейчас непопулярно защищать. Марксизм глупо абсолютизировать - это точно. А защищать, может, и не так непопулярно: можно пару сенсаций состряпать. Духовные ценности - вот это точно стало непопулярно защищать (на деле, как сделали это вы в приведенной беседе, а не в духе "духовные ценности надо защищать"). Спасибо еще раз.
Юра.