Прочитал в <Советской России> статью преподавателя института из Уфы
<Новые варвары>. Статья своевременная и правильная. Только не есть ли это
глас вопиющего в пустыне? Еще один крик души, еще одна боль обозначена... Да
ведь не слышат и не хотят слышать этого те, кто продолжает править Россией,
грабить ее и разваливать.
Когда-то один из американских президентов, если не изменяет память,
Д.Эйзенхауэр, заметил, что успехи СССР определяются его системой
образования. Сегодня с горечью можно говорить, что эта система нынешними
реформаторами разрушается, если уже не разрушена. Среднее образование сводят
к некоему <общему>, лишь бы выпускник умел читать и считать. Но ведь именно
это замышлял сделать с нами Гитлер!
Высшее образование становится просто не по карману простому трудящемуся
человеку. Ликвидация системы госзаказа на выпускников техникумов и
институтов привела к тому, что эти выпускники в большинстве случаев не могут
найти работы. Кризисная ситуация в экономике это положение усугубляет.
А ведь еще недавно все было иначе. И все зависело от самого человека -
только учись!
Сегодня среднее специальное и высшее образование уже превращено в некую
коммерческую систему со всеми ее <прелестями>. Есть деньги - учись, нет - не
обессудь, хоть будь ты самым расталантливым!
За примерами мне далеко ходить не надо. У моего внука есть способности
к точным наукам. Он с серебряной медалью окончил физико-математический
лицей, участник олимпиад... Но вот в институт поступить не смог. Несколько
раз в течение прошлой зимы ездил в МГТУ им. Баумана на тестирование. Каждый
раз слышал, что все нормально. Да и набранные им баллы были значительно
выше, чем в предыдущем году. По действующему законодательству, результаты
тестирования должны были сообщить не позднее 15 июля, с тем чтобы ребята
могли сдавать экзамены на общих основаниях или поступать в другой институт.
Сообщили только 25 июля, когда время уже было потеряно. Смею думать, сделано
это было не без умысла, дабы поставить людей в безвыходное положение. Моему
внуку было сказано: <Вы проходите, но на платной основе>. А где эту <основу>
взять его родителям - рабочему и лаборантке?
Еще пример. Девочка из соседнего дома сдавала экзамены в МАИ. Сочинение
написала на <отлично>. Математику сдала на <отлично>. Хорошо сдала и физику.
Числилась даже в списках принятых. Но ей было заявлено то же самое, что и
моему внуку: <Проходите, но на платной основе>. Такое впечатление, что у
вузовских руководителей и преподавателей главная забота сегодня - как бы и с
кого бы побольше сорвать.
К слову, когда мать моего внука ездила с ним в МГТУ, в коридорах
родителями велись разговоры о том, сколько нужно <дать>. Очевидно, не без
причины. И это в одном из некогда лучших учебных заведений России! Я не хочу
никому предъявлять обвинений. Пусть это делают те, кому положено. Но на
размышления это наводит довольно невеселые...
Есть у меня знакомая, которая работает в одном из известных московских
институтов, так вот, по ее словам, даже чтобы получить место в студенческом
общежитии, сегодня надо кому-то <дать>.
Есть, оказывается, и еще один легальный способ получить с абитуриентов
деньги. При приеме предпочтение отдают тем, кто занимался в вузе на
подготовительных курсах. А они платные! И есть все основания говорить то, о
чем пишет автор статьи. <Я плачу. Меня принять обязаны!>
Вот и выходит, что сегодня зачастую обеспеченные балбесы, то бишь новые
варвары, попадают в институт, те же, кто может и хочет учиться, кто способен
принести пользу обществу, остаются за бортом.
Наверное, удивляться тут нечему. Если коррупция у нас проникла в
правоохранительные органы, во властные структуры, даже в Госдуму, если
открыто признается, что все продается и покупается, то почему бы не
использовать для наживы и высшее образование?
Однако страшно! Страшно за будущее России - талантливых ребят,
оказавшихся ненужными и невостребованными...