От Лом Ответить на сообщение
К Лом Ответить по почте
Дата 26.10.2003 11:17:43 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

И еще...

По поводу одного из заключающих абзацев СГ:

=============
http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/SCILOG/S_1_02.HTM

Последствия этого выбора (прежде всего Энгельса) для марксизма и для экологической мысли следует считать тяжелыми. Представления о мире, включающие биосферу и хозяйственную деятельность человека, начали интенсивно развиваться - но уже помимо марксизма и даже нередко, к несчастью, в конфликте с ним. Тот тяжелый культурный кризис, вызванный столкновением индустриальной цивилизации с природными ограничениями, который мы в открытой форме наблюдаем сегодня, "обрел язык" уже в формулировках Клаузиуса и Томсона. Уклониться от вызова было невозможно, надо было преодолевать механистический детерминизм в политэкономии. В труде Подолинского марксизм имел материалистический и оптимистический ответ. Марксистская мысль его не приняла и в себя не включила. Либеральная тем более не могла его принять. Особенно сильно этот выбор сказался на русских марксистах: и Плеханов, и Ленин приобрели своеобразный иммунитет против экологизма и "энергетизма". В 1909 г. Ленин нанес сокрушительный удар по "энергетизму" Оствальда, а заодно и Богданова.
============

Тут из за недоговоров, полунамеков и незнания источников можно вообще черт знает что понадумать. Личное впечатление, что «сокрушительный удар» это из рук вон плохо, а «энергетизм» типа некоего философского камня который мы потеряли. Поэтому еще библиографии.

Статья Кедрова «Атомизм» из БСЭ:

===============
http://www.oval.ru/cgi-bin/enc.cgi/5176.html

Так, открытие Дальтоном закона простых кратных отношений в химии привело в начале 19 в. к крушению идеалистической теории динамизма (Кант, Шеллинг, Гегель и др.), согласно которой основу природы составляет не материя, а прерывные силы. В конце 19 в. в физике и химии получило распространение феноменологическое, агностическое течение, связанное с термодинамикой и наиболее отчётливо обнаружившееся в энергетическом мировоззрении (В. Оствальд, 1895). Энергетизм, как и махизм, отрицал реальность атомов и молекул; он пытался построить всю физику и химию на представлении о чистой энергии, комплексом различных видов которой объявлялась сама материя и все её свойства. Успехи физики и химии на рубеже 19 и 20 вв., особенно подсчёт числа ионов - газовых частиц, несущих электрические заряды, а также изучение "броуновского движения" и др. показали совпадение значений Авогадро числа, определённого самыми различными физическими методами. В 1908 Оствальд признал своё поражение в борьбе против А. "Я убедился, что в недавнее время нами получены экспериментальные подтверждения прерывного, или зернистого, характера вещества, которое тщетно отыскивала атомистическая гипотеза в течение столетий и тысячелетий. Изолирование и подсчет числа ионов в газах..., а также совпадение законов броуновского движения с требованиями кинетической теории... дают теперь самому осторожному ученому право говорить об экспериментальном подтверждении атомистической теории вещества... Тем самым атомистическая гипотеза поднята на уровень научно обоснованной теории"

=====================

Дальше, занимательная критическая работа - Смотрицкий Е.Ю., Шубин В.И.

РЕДУКЦИОНИЗМ КАК НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП

Вот отрывок:
====================

http://www.smotr.iatp.org.ua/book-red-2.htm
На рубеже XIX - XX вв. благодаря успехам термодинамики, с одной стороны, и кризису в физике, с другой, в философии и естествознании и возникает энергетизм (Оствальд, Мах). В.Гейзенберг пишет: "В то время, на исходе XIX и в начале XX столетия стремительное развитие естествознания и техники в Германии было связано с оптимизмом и верой в успех той эпохи и с необычно долгим для европейской истории мирным временем - с 1870 по 1914 год. В силу этого бьющая ключом научная жизнь в Германии вовлекла в свой круговорот также и крупных ученых других стран. Я упоминал уже шведа Аррениуса и голландца Вант-Гоффа, которые вместе с 0ствальдом, Гитторфом, Планком и Нернстом строили новую физическую химию. Эти люди верили в успех и возможность разумного порядка в мире. Они жили со счастливым чувством, что мы "очень далеко пошли", и они были в своей области науки убеждены в том, что прочно обоснованные принципы классической физики достаточны для понимания не только химического поведения материи, но также и для полного понимания устройства вселенной в целом. В этом духе Оствальд создал свою "энергетику", в которой он пытался даже обосновать с точки зрения естествознания философию добродетели. Он принял на себя руководство "Союзом монистов", распространявших свои естественнонаучные воззрения в народе, и которые они хотели поставить на место религии. В подобном же духе писал также и Аррениус в "Возникновении вселенной" и в "Жизни планет" и Нернст в "Строении вселенной в свете новейших исследований" [16, c.83-84]. Создатель "энергетизма" предлагал "устранить противоположность" материи и духа сведением их к третьему началу, а именно к энергии. Оствальд вполне определенно высказывался о цели такой операции: "Построить миросозерцание исключительно из энергетического материала, совершенно не пользуясь понятием материя" [40, c.727]. Тем самым Оствальд проповедовал движение без материального носителя, без материи.
В. И. Ленин критиковал "энергетизм" в работе "Материализм и эмпириокритицизм", в специальном параграфе "Мыслимо ли движение без материи?". Отрыв движения от материи - вот что приводит сторонников "энергетизма" к отрыву мышления от объективной реальности. Действительно, энергия есть определенная мера движения. Если подвести понятия материи и духа, как это делает Оствальд, под понятие энергии, или (что то же самое) движения, то мы получаем тезис: "Мир есть движение". Но что же в таком случае движется, спрашивает сторонников "энергетизма" В. И. Ленин. Если материя исчезает, растворившись в энергии, то движется, видимо, мысль. "Если нет, если с исчезновением материи исчезла и мысль, с исчезновением мозга и нервной системы исчезли и представления и ощущения, — тогда, значит, все исчезло, исчезло и ваше рассуждение, как один из образчиков какой ни на есть "мысли" (или недомыслия). Если же - да, если при исчезновении материи предполагается не исчезнувшей мысль, .... то вы, тайком перешли на точку зрения философского идеализма" [50. c.283]. Ленинская критика "энергетизма" обстоятельно освещена В. М. Кедровым в книге "Ленин и революция в естествознании XX века" [34]. Анализ "энергетизма" дан также А.А. Печенкиным во 2-м параграфе XXIII главы в книге: Кедров Б.М., Огурцов А.П. Марксистская концепция истории естествознания. Первая четверть XX века. - M.: Наука, 1985. - с. 629-638. [35].
====================


По терминам:

===================
http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/e_.htm
ЭНТРОПИЯ (греч. en — в и trope — поворот, превращение) — одно из осн. понятий классической физики, введено в науку Р. Клаузиусом. С макроскопической т. зр. Э. выражает способность энергии к превращениям: чем больше Э. системы, тем меньше заключенная в ней энергия способна к превращениям. С помощью понятия Э. формулируется один из осн. физических законов — закон возрастания Э., или второе начало термодинамики, определяющее направление энергетических превращении: в замкнутой системе Э. не может убывать. Достижение максимума Э. характеризует наступление равновесного состояния, в к-ром уже невозможны дальнейшие энергетические превращения — вся энергия превратилась в теплоту и наступило состояние теплового равновесия. Уже творцы второго начала — Клаузи-ус и В. Томсон — применили его к миру в целом, придя к ошибочному выводу о неизбежности т. наз. тепловой смерти вселенной. Последующее развитие физики углубило содержание понятия Э., раскрыв его статистическую природу. С т. зр. статистической физики Э. выражает вероятность состояния системы, и возрастание Э. означает переход системы от менее вероятных состояний к более вероятным. Возрастание Э. не носит абсолютного характера, а выражает лишь наиболее вероятное течение процессов. Для образований, включающих в себя бесконечно большое число частиц (вселенная, мир в целом), утрачивает смысл и само понятие наиболее вероятного состояния (все состояния в бесконечно большом образовании оказываются равновероятными). Учет роли тяготения приводит космологию к выводу, что Э. вселенной возрастает, не стремясь ни к какому максимуму (состоянию теплового равновесия). Совр. наука показывает, т. обр., полную беспочвенность выводов о якобы неизбежном наступлении теплового равновесия и тепловой смерти мира.
+++++
ЭНЕРГЕТИЗМ — философская концепция, возникшая в конце 19 в. среди части естествоиспытателей. Сторонники Э. сводят все явления природы к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы. В. Ф. Оствальд, Мах и др., развивая энергетическую интерпретацию естествознания, отрицали научное значение атомистической теории. Но в дальнейшем, под влиянием успехов атомистики 20 в., они вынуждены были признать существование атомов. Идеи атомизма проникли и в само физическое учение об энергии: было открыто, что энергия может изменяться дискретными порциями — квантами. Идеи Э. возродились, однако, в менее систематизированной форме в связи с новыми данными ядерной физики и физики элементарных частиц. В частности, открытия дефекта массы и возможности превращения пар частиц в поле и обратно были истолкованы как возможность превращения материи в энергию и обратно. Эти утверждения подкреплялись ссылками на закон взаимосвязи массы и энергии, к-рый истолковывался как теоретическое обоснование указанной возможности. Гносеологические корни Э. лежат, с одной стороны, в достижениях естествознания и, с др. стороны, в трудностях разработки совр. теории строения материи. Э. как философское направление возрождается тогда, когда перед наукой возникает задача проникнуть в более глубокий структурный уровень материи. Ленин подверг критике Э. за непоследовательность в решении основного вопроса философии. Он писал, что “в терминах “энергетики”... можно выразить материализм и идеализм...” (Т. 18. С. 289—290).
===================

О Богданове упомянутом СГ – того что критиковал Ленин:

====================

http://www.historymill.com/A/09_pers/02_pers/035.htm
Богданов (Малиновский) Александр Александрович (псевдоним, настоящая фамилия - Малиновский) (1873, 10 АВ-1928) - экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель. Участник народнического движения, с 1896 член социал-демократической партии, с 1903 - большевик, с 1908 - ультиматист, в 1909 исключён из партии за фракционную деятельность. После 1917 - член Коммунистической академии, идеолог Пролеткульта. Его философские взгляды критиковал Ленин В.И. в книге "Материализм и эмпириокритицизм". Эволюция философских взглядов: стихийный материализм, энергетизм, механицизм и махизм. Особое значение имела его работа "Краткий курс экономической науки" (1897), в которой он один из первых оценил образование монополий как "высшую форму капитализма". Позже отошел от политики, был основателем и директором Института переливания крови. Погиб в 1928, произведя на себе неудачный опыт переливания.
======================

Ну и конечно Ленин, конкретно часть «МЫСЛИМО ЛИ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИИ?» можно найти здесь: http://www.magister.msk.ru/library/lenin/len14v00.htm


В общем статья СГ вызывает некоторые сомнения.