От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 03.11.2003 20:36:06 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Петербургский <Водоканал> готовит <коммунальный переворот> (*+)

http://www.rosbalt.ru/2003/10/24/125098.html

Петербургский <Водоканал> готовит <коммунальный переворот>
Специалисты ГУП <Водоканал Санкт-Петербурга> разрабатывают принципиально
новую концепцию водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, в основе
которой лежит простая и ясная цель - <поставить весь город на счётчик>. При
этом всю полноту ответственности за качество воды из крана в квартирах
петербуржцев <Водоканал> готов мужественно взять на себя.
Без преувеличения революционный документ, зреющий в недрах <Водоканала>,
планируется представить на рассмотрение городского правительства уже в
начале следующего года. А новая <водяная> эра для большинства горожан
начнется в апреле 2004 года.

На днях директор Центра по работе с абонентами ГУП <Водоканал
Санкт-Петербурга> Альберт Хапин провёл предварительную беседу с членами
Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга...

<Долой пьяных сантехников!>

Как пояснил на встрече Альберт Хапин, <Водоканал> намерен возложить
непосредственно на себя ответственность за качество предоставляемых
населению услуг - т.е. стать <услугодателем> и перейти на прямые договоры с
горожанами. До сих пор эту роль выполняют преимущественно сантехники РЖА -
ответственность <Водоканала> заканчивается <на входе> в дом. В настоящее
время <Водоканал> связывают <договорные узы> только с соответствующей
жилищной организацией (районным жилищным агентством, ЖСК или товариществом
собственников жилья).
А далее действия жилищных организаций уже никакими узами не сковываются -
примерно в 90% случаев у них нет юридической ответственности перед
населением в виде индивидуального договора.

Сегодня, по словам Альберта Хапина, все усилия предприятия по повышению
качества водоснабжения и водоотведения сводят на нет жилищные службы,
отвечающие за состояние подвалов и внутридомовых сетей. Комментировать это
состояние излишне: несмотря на постоянное усовершенствование методов и
системы очистки воды, из кранов многих квартир по-прежнему течёт ржавая,
мутная вода. А нередко не течёт вообще ничего...

В связи с этим <Водоканал> и принял решение <войти в каждый дом> -
разобраться с проблемами на внутридомовых сетях. Специалисты предприятия
разработали программу повсеместной установки приборов учёта воды. После
такой установки <Водоканал> и намерен заключить прямые договоры с
потребителями. Массовая установка счётчиков воды позволит перейти
преимущественно на фактическую оплату водопотребления (сейчас же в
большинстве домов расчёт идет по нормам на человека). Планируется, что
массовая установка приборов учёта начнется уже с апреля следующего года.

Сегодня, утверждает директор Центра по работе с абонентами, у <Водоканала>
нет нормативной базы для установления прямых договоров с гражданами. Ее еще
предстоит обеспечить в Гражданском кодексе и документах Госстроя России.
Между тем, по словам председателя Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга
Марины Акимовой, в Москве коммунальные службы уже пошли на прямые договоры с
населением - их существующая нормативная база, по-видимому, не смущает.

<Долой подушную оплату!>

Как утверждает Альберт Хапин, переход на оплату за потребленную воду по
счётчику для большинства горожан обернётся снижением стоимости услуг (уже
первые установленные приборы показали экономию в оплате на 50%).
С другой стороны, он упростит порядок расчетов. Это позволит уйти от
унизительной и бесперспективной системы <подушной> оплаты за
водопотребление, когда приходилось доказывать, что, несмотря на прописку, вы
здесь не живете или отсутствовали несколько месяцев ввиду дачного сезона. И
заставит всерьез раскошелиться граждан, в квартирах которых прописан один
человек, а живет целый аул.

Немаловажен и психологический фактор: теперь люди смогут тратить не только
по потребности, но и по возможности своего семейного бюджета. То есть,
появляется определенная защищенность от завышенных норм.
В силу очевидных причин революционные преобразования <Водоканала> не
затронут лишь коммунальные квартиры.

<Мы заинтересованы в достоверной информации об объемах потребления в
зависимости от категории потребителей>, - сказал Альберт Хапин. К тому же
<постановка на счётчик> неизбежно приведет к кратному сокращению
водопотребления, а значит и значительному снижению нагрузок на водоочистные
сооружения, подчеркнул он.

Другим сопутствующим моментом реализации программы водоучёта является
неизбежность замены внутридомовых сетей. <Ставить счётчики на трухлявые
трубы - они выйдут из строя через месяц>, - поясняет Альберт Хапин. Поэтому,
по его словам, на уровне города должна появиться программа замены
<внутрянки>.
Кто будет обслуживать внутридомовые сети, это уже дело третье. Важно, что
обслуживающая организация будет иметь дело с юридическим лицом -
<Водоканалом>. И мы будем избавлены от <плача Ярославны> в исполнении главы
Комитета по содержанию жилищного фонда: как плохо им живется; и работают они
ровно на столько, на сколько их финансируют; и наказывать он нерадивых
сантехников и техников не может в силу их незаменимости...

<Революция требует жертв...>

По словам Альберта Хапина, разработчики программы предлагают три источника
ее финансирования: федеральный и городской бюджет, а также внебюджетные
средства. О процентах участия и <цене вопроса> руководство <Водоканала>
говорить отказывается, ссылаясь почему-то на коммерческую тайну.
Под внебюджетным источником понимаются средства самого населения. И к этому
источнику, отмечает директор Центра по работе с абонентами, требуется
индивидуальный подход.

Так, граждан предлагается разделить на три категории. Потребителям, которые
имеют право на льготы и компенсации при оплате коммунальных услуг, первичная
установка индивидуальных приборов учёта обойдётся бесплатно. Тем, кому
единовременная оплата установки счетчиков не под силу, будет предоставляться
рассрочка платежа. Причем форму рассрочки также предлагается разнообразить.
Ну, а тем, кто в состоянии сразу оплатить счётчики <по полной программе>,
<Водоканал> возражать не будет...

Альберт Хапин обращает внимание и на то, что, по законам рынка, в связи с
массовостью установки приборов затраты на их установку снизятся. Пока что
процедура установки водомеров измеряется суммой в 100 долларов на один
счётчик (стоимость самого прибора, аксессуаров к нему, врезки, установки,
поверки и т.д.), а их в квартире должно быть не менее двух.
Также представитель <Водоканала> отметил, что водомеры после установки
становятся собственностью владельца помещения. Последующая замена - за его
счет. Заметим, что эксплуатация счетчика свыше 5 лет, по мнению
специалистов, не целесообразна.

Теоретически установка счётчиков носит добровольный характер. Практически -
будет действовать экономический <стимулятор>: если вы не пожелали
устанавливать водомеры, расчёт с вами будет производиться по <остаточному
принципу>. А именно: из показаний общедомового прибора учёта будут вычтены
все показания по индивидуальным квартирным счётчикам. Оставшаяся сумма, за
вычетом нормативных потерь и расходов на общедомовые хозяйственные нужды
(например, мытьё лестниц, если у вас такое заведено), делится между
<отказниками>. Доказать, что на вас перекладываются сверхнормативные потери,
будет крайне сложно. Легче поставить счётчик...
Этот механизм экономического стимулирования уже был достаточно успешно
использован в прибалтийских странах.

По данным Комитета по содержанию жилищного фонда, в настоящее время из 12
101 домов государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга только 43 жилых
дома полностью оборудованы квартирными счётчиками. Всего же в городе
установлено 23 584 индивидуальных водомера. Требуется же установить на два
порядка больше...

<Есть у революции начало...>

Напомним, что в недрах ГУП <Водоканал Санкт-Петербурга> разрабатывается
несколько программ кардинального улучшения работы предприятия. В частности,
концепция перехода к 2006 году на принципиально новую систему очистки
подаваемой воды - с применением ультрафиолета. Уже в текущем году на новую
систему очистки будет переведена главная водопроводная станция. Планируется,
что в 2004 году удастся перевести Волховскую станцию, в 2005 году - Южную и
Северную. Нововведение позволит отказаться от необходимости хлорирования
воды, что сопровождается проблемами как для здоровья потребителей, так и в
ходе доставки и хранения опасного хлора.

Руководство <Водоканала> надеется, что его инициативу (переход на оплату по
квартирным счётчикам и прямые договоры с населением) поддержат и другие
<коммунальные> предприятия, прежде всего энергетики - ГУП <ТЭК> и ОАО
<Ленэнерго>, общие интересы с которыми у <Водоканала> <завязаны> на горячем
водоснабжении.

Напомним, что на заседании городского правительства в конце марта текущего
года была рассмотрена программа установки приборов учета потребления
тепловых, энергетических и водных ресурсов в жилых домах и бюджетных
организациях города. Документ, в частности, предусматривает внедрение систем
<погодного регулирования>, что позволит снизить затраты на отопление и
избежать <перетопов>.

По данным городского Комитета по энергетике и инженерному обеспечению,
установка приборов учета тепловой энергии позволила в прошлом году на
четверть сократить расходы бюджетных организаций на оплату тепла. Экономия
за год составила до 100 миллионов рублей - вот вам и источник финансирования
энергосберегающих программ, которым пользуется весь мир.

Ирина Кравцова, ИА <Росбалт>