От Сысой Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 03.11.2003 03:29:24 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Продолжаем разговор ...

Здравствуйте!

>Пока что правильнее всех делает Земсков - выкладывает фактуру, причем очень осторожно, как бы отстраненно.

Т.е. из этого следует, что, так сказать, мой "подход" неправилен, а подход Земскова правилен. Но дело-то в том, что никаких особо новых мыслей я не приводил, а лишь цитировал самого Земскова по книге "Спецпоселенцы в СССР: 1930-1960 гг." Кстати, наиболее резкие фразы, касающиеся сталинских депортаций, я из своих цитат опустил, чтобы не накалять обстановку.
Следует ли теперь признать, что вы против позиции Земскова и его стиля описания событий?

> В нынешней ситуации я бы все-таки высказался за мораторий, согласованный с самими народами. Легко протащив доктрину "репрессированных народов", демократы именно подожгли Кавказ. Это была акция антисоветская, но больнее всего ударила по самим кавказцам.

Тут я с вами совершенно согласен. Но основная проблема (корень проблемы) не в вытаскивании доктрины, а в стремлении советского руководства замолчать существовавшие проблемы. Вот эти хронически нерешаемые патологические круги и вылезли при обострении обстановки. Это как при ослаблении организма вероятность туберкулеза резко повышается.
Разве в солидарном обществе не было бы логичным, после признания ошибок, обсудить пути их исправления с людьми ("по-семейному")?

> Вы говорите, что долго не разрешали вернуться ссыльным - боялись мести. Но разве эта боязнь не разумна?

Боязнь эта разумна, когда творишь несправедливое дело. Тогда да, надо бояться, что у людей может чувство справедливости взыграть. Невинным людям не особо нравится наказание отбывать, да еще без определенного срока. Вот именно эта боязнь и показывает косвеннно, что даже после всех этих трагических событий никакого желания решить проблему по справедливости ("чтобы никому обидно не было") не было. Было желание замести следы и административное рвение выполнить указания начальства, которому стукнула моча в голову решить все одним разом безо всяких обсуждений со всеми заинтересованными сторонами (репрессии ли это или реабилитации).
Вот, например, с немцами. Выслали, война кончилась. Почему бы не сказать, что выслали их не из-за поголовного предательства, а потому как война все-таки с немцами велась. Сказать, что никто их всех предателями не считает. Помочь в возвращении на родные места (они ведь все-равно бежали, да и помощь в восстановлении разрушенного была бы не лишней) с предложением разумных компромиссов, чтобы, те люди, что жили вместо выселенных, тоже не пострадали (у них вины-то точно нет). Ведь вы сами утверждаете, что в послевоенные годы советский народ почувствовал себя гораздо более единым. Ведь логичнее следовать общему направлению к объединению, а не выделять изгоев, закладывая мины на будущее.
Да ведь сам Земсков пишет, что при всех тех несправедливостях к спецпоселенцам особо антисоветских настроений не возникало (кроме как у поляков и прибалтов). Наоборот, все с нетерпением ждали изменения своего положения после войны, т.к. люди все-таки понимали, что время военное и все могло случиться. Не было чувства мести у спецпоселенцев. Уж коли НКВД так сильна и все слои спецпоселенцев были пронизаны сетью осведомителей (по Земскову), то информация об отсутствии антисоветизма была известна. Как с этой информацией поступили?
А вот вы потом удивляетесь все время: А чего это, дескать, власть в диалог с народом не вступает? Да потому и не вступает, что нет таких традиций у сов. номенклатуры.

> Я в 1956 г. отдыхал в Крыму - в домах татар жили украинцы, переселенная туда после войны беднота. В этот момент как раз велись переговоры о возвращении татар. Как украинцы этого боялись! По ночам ходили дозорами, ожидали именно жестокой мести. А Вы, значит, просто взяли бы и всех нравственно разом вернули?

Полемический прием сей вроде описан у Поварнина (не помню как называется). Тут, конечно, ожидается, что оппонент рванет рубашку на груди и крикнет что-то подобное "Пошто?!!!" Но я этого делать не буду, потому как мне интересно с вами разговаривать.
Сергей Георгиевич, мы ведь пока с вами не обсуждали проблемы возвращения, зачем же все в кучу мешать? Вопрос (по крайней мере, с моей стороны) стоял в нескольких моментах:
а) насколько понятие вины применимо к целым народам;
б) по каким признакам разделялись классовые (хотя термин социальные мне кажется уместнее) и национальные репрессии;
в) рациональная обоснованность депортаций народов.

Вопрос о возвращении в таком ракурсе (раз несправедливо, то "все вернуть взад" без разговоров) даже не затрагивался, потому что это отдельная сложная проблема. Мое замечание по поводу продолжительности высылки относилась лишь к вопросу о рационального обоснования наказания (в частности, о неприменимости примера с японцами по отношению к советским депортациям).

Пока мы выяснили, что к случаям обоснованных (рационально) депортаций можно пока условно отнести выселения: 1) немцев (война); 2) чечено-ингушей; 3) крымских татар; 4) польских осадников (с беженцами вопрос намного сложнее). Другие случаи типа корейцев, ингерманландцев, большого кол-ва этнических "зачисток" вдоль границ не выдерживают анализа по причинно-следственным отношениям и могут быть лишь отнесены к следствию идеологических фантомов в мозгах правителей. Интересно все-таки выяснить происхождение этих фантомов.

> Насчет неадекватности некоторых депортаций. Способность центральной власти контролировать ход процессов,которые она запускала, нами сильно преувеличивается. В эти процессы всегда внедрялись посторонние интересы, и на это смотрели сквозь пальцы, как на "ошибку опыта" - и это, как ни прискорбно, было именно адекватным подходом.

Знаете, мне вышесказанное навеяло образ солидарного общества как патриархальнопй семьи, который был вами не раз использован. Только с некоторой коррекцией. Глава семьи, то ли напившись, то ли накурившись, бегает с топором за своими домочадцами с криками "Я тебя породил, я тебя и убью", и тут домочадцы разделяются на тех, кто хочет успокоить буяна (а потом и устранить залежи водки или конопли), и тех кто подзуживает и науськивает: "Вон-вон, держи, он, подлец, под печку залез, вишь палец высовывается. Давай, рубани по пальцу, чтобы не бегал, гад" (втайне теша себя надеждой, что это "белочкино" безумие можно будет направлять к свой пользе). И, хорошо, если потом после протрезвения говорят: "Ты батя того, заманал, Пить больше не будешь, а топор мы тебе дома не дадим больше", но нет говорят совсем по-другому: "Во молодец, во страху нагнал. Ну ты молоток, батя. Ну, давай еще по маленькой, вон вишь мы целый ящик еще притаранили."


С уважением