От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Сысой Ответить по почте
Дата 03.11.2003 09:10:34 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Просьба бараевские измышления мне не приписывать

>По сведениям И.Пыхалова на службе у немцев состояло на февраль 1942 года во вспомогательных частях 10887 чел. (национальность в росписи не указана). По вышеприведенному документу на сентябрь 1943 г. таких числилось 10 505 человек, опять же без указания национальности большинства.

С какой это радости она (национальность) «по моим сведениям» там не указана? Вот текст этого документа (с сокращениями)

http://www.duel.ru/199804/?4_4_1

ИЗ ДНЕВНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

11-Й АРМИИ В КРЫМУ

Совершенно секретно.

Только для командования.

Айнзатцгруппа "Д" шефа полиции безопасности СД

I. ПЛАН ПРИЗЫВА ТАТАР АРМИЕЙ

1) Передача вопросов рекрутирования татар армией в айнзатцгруппу "Д"

2.01.1942 г. в отделе разведки армии состоялось совещание, где было заявлено, что Фюрер разрешил призыв добровольцев из крымских татар. Штаб армии передал эти вопросы рекрутирования айнзатцгруппе "Д". Целью этого призыва являются: охватить крымских татар, способных служить в армии, для действия на фронтах в Крымской армии на добровольной основе, а также создать татарские роты самообороны, которые совместно с айнзатцгруппой "Д" можно будет использовать для борьбы с партизанами. Призванных в армию татар необходимо распределить по дивизиям или особым подразделениям, но маленькими подразделениями в 2 - 3 человека.

Айнзатцгруппа "Д" создает татарские роты самообороны под командованием немецких командиров. Призванные в армию татары считаются служащими вермахта. Они получают одинаковое питание и денежное содержание, как и немцы низкого ранга. Командование айнзатцгруппы "Д" принимает на себя руководство, питание и выдачу денежного содержания татарских рот самообороны через соответствующие немецкие подразделения вермахта. Посредниками вермахта действуют местные комендатуры (выдача денежного содержания), где будут дислоцироваться татарские роты. Отдел тыла армии получит соответствующие указания по вопросам обмундирования и вооружения. Обмундирование должно, по возможности, быть немецким, но без знаков отличия. Вооружение татарские роты получают только пехотное, но не автоматическое оружие. Айнзатцгруппа проводит призыв татар для армии по прилагаемому плану и одновременно создает татарские роты самообороны для борьбы с партизанами в важных районах. Дислокация и распределение призванных татар - на основании распоряжений отдела разведки армии...

II. ПРОВЕДЕНИЕ ВЕРБОВКИ И ОХВАТ КРЫМСКИХ ТАТАР

1) Включение и помощь татар

Исходя из сознания того, что быстрая и действенная вербовка и охват возможны только с помощью татар, татары из Симферополя, а также в Евпатории, Бахчисарае, Ялте, Алуште, Карасубазаре, Старом Крыму и Судаке просят создать татарские комитеты и там, где их пока нет, а также собрать совещание 3.01.1942 г. для переговоров о практическом выполнении этой акции.

3.01.1942 г. в 10.00 началось официальное первое заседание татарского комитета в Симферополе, посвященное началу вербовки татар Крыма для общей борьбы против большевизма. Совещание проводилось в зале здания, где размещается айнзатцгруппа, под руководством шефа айнзатцгруппы "Д".

Со стороны айнзатцгруппы "Д", кроме шефа СС-оберфюрера Олендорфа, принимали участие: СС-оберштурмбанфюрер Зейберт, СС-штурмбанфюрер доктор Брауне, СС-штурмбанфюрер Шульц, СС-оберштурмфюрер Шуберт и СС-унтер штурмфюрер Кек.

Со стороны татарского комитета присутствовали следующие лица: Абдурешидов - председатель, Керменчикли - зам председателя, Османов - член правления и 9 других членов: Сетулла, Девлетов, Фазиль, Хайбулла, Клеблеев, Шулик, Гафаров, Табиев и Мусафар.

Заседание открыл приветственным словом СС-оберфюрер Олендорф, в котором он с приветствовал комитет и сказал, что он рад сообщить комитету, что армия их просьбу - защищать Родину против большевизма с оружием в руках - принимает. Он имеет задачу как можно быстрее провести вербовку и охват ею крымских татар. Татары, которые готовы с оружием выступить, будут рассматриваться как военнослужащие вермахта, получат такое же снабжение продовольствием и деньгами, как и немецкие солдаты.

Присутствующие татары эти слова восприняли с восторгом и бурно аплодировали, что их просьба командованием вермахта принята и они смогут помочь убрать большевистскую систему. Присутствующий здесь мулла мусульманского объединения Симферополя взял слово и заявил, что его религия и верования требуют принять участие в этой священной борьбе совместно с немцами, ибо окончательная победа для них не только означает уничтожение советского господства, но снова дает возможность следовать их религиозным и моральным обычаям.

После того как старейший из татар Эннан Сетулла заявил, что он сам с оружием готов выступить (Сетулле больше 60 лет), слово взял председатель татарского комитета Абдурешидов и сказал буквально следующее: "Я говорю от имени комитета и татар и знаю, что татары, как народ, полностью поддерживают то, что я скажу. Достаточно только призыва немецкой армии, и татары готовы выступить все на борьбу против общего врага. Для нас это большая честь под руководством Адольфа Гитлера, крупнейшего деятеля немецкого народа, получить разрешение сражаться. То, что нам доверяют, нам придает силы, чтобы мы все без сомнения выступили под руководством немецкой армии. Наши имена можно будет позже вспоминать с честью, что мы помогали освобождать порабощенные народы".

Как представитель татарской молодежи, второй председатель татарского комитета Керменчикли заявил, что он говорит от имени татарской молодежи, которая знает, что речь идет о лучшем будущем, что нас связала судьба совместной борьбы. Затем он сказал, что он сам пережил высылку и убийство большей части его семьи и родственников: "Каждый молодой татарин идет в бой с сознанием против злейшего врага, который одновременно является врагом немецкого народа".

Эти слова, заявил представитель старшего поколения Клеблеев Мухамеджан, вдохновляют, и он, несмотря на старость, все еще чувствует себя молодым и также готов воевать, чтобы передавать свой опыт молодым.

СС-оберфюрер Олендорф сказал, что высказывания присутствующих татар говорят о том, что он говорил с мужчинами, которые понимают необходимость совместной борьбы против системы безбожников. Он верит в то, что теперь нужно перейти к практическому проведению мероприятий по вербовке и охвату татар...

III. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ ТАТАР

Вербовка татар-добровольцев практически закончена. Эти акции проводились в 203 населенных пунктах и в 5 лагерях военнопленных. Вот такие достигнуты результаты. Возможны некоторые изменения в сторону увеличения, ибо некоторые данные поступили пока по телефону... Всего 9255 татар.

IV. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕКРУТИРОВАННЫХ ТАТАР

До 29.01.1942 года армия получила в свое распоряжение 8684 татарина, которые по мере вербовки учитывались, и об этом докладывалось в отдел разведки армии.

ПРИМЕЧАНИЕ. Ввиду высадки десанта в Судаке результаты вербовки пересчитываются.

Айнзатцгруппа "Д" организовала концентрацию татар в одном месте сбора, а во многих случаях они передавались в воинские части, куда они предназначались. После их освидетельствования в воинских частях те татары, которые не подходили для службы в строевых частях, направлялись снова через айнзатцгруппу в свои деревни.

Айнзатцгруппа "Д" создала из призванного контингента добровольцев 14 татарских рот самообороны общей численностью 1632 татарина...

V. ПРИ РЕКРУТИРОВАНИИ И УЖЕ ПРИМЕНЯВШИЕСЯ В ДЕЛЕ ТАТАРСКИЕ РОТЫ

Полученные первые результаты опыта

Уже при занятии войсками Крыма татары показывали свое дружелюбие к немцам. Они считали немецкие воинские части освободителями от большевистского ига, предлагали свою помощь и выражали дружелюбие. Эти высказывания, учитывая характер татар, а также еще в то, что у них живы воспоминания о братстве по оружию в период 1917 - 1918 годов, сравниваются с лояльным поведением немецких солдат и пережитым ими советским подавлением.

До 1926 - 1927 года советы как-то считались с татарскими традициями, но после того, как сюда начали поселяться евреи, татары начали протестовать, а это вызвало подавление татарских элементов, и особенно за то, что они упорно держались своей веры, языка, своей культуры, своего уклада жизни. Их религиозная деятельность беззастенчиво подавлялась. Это все является главным основанием того, что татары, в своей широкой массе крестьянское население, были чужды большевизму, а власть имущие советские господа считали их людьми низшего сорта.

После вступления немцев они все чаще предлагали свою помощь в борьбе против партизан и Красной Армии, как "системы неверных". В Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и т. д. молились они за победу немецкого оружия, за Фюрера, посылали благодарственные письма Фюреру, а также писали письма, в которых просили разрешить им принять участие в борьбе с большевизмом.

Вербовка и создание подразделений, а также боевое применение татарских рот самообороны под командованием айнзатцгруппы "Д" дают примеры, что касается татар Крыма, считать: большинство татарского населения выражает практически готовность сражаться. Но в отдельных районах призыв к борьбе с оружием в руках не всегда находит должное понимание...

1) Опыт вербовки и охвата

... То обстоятельство, что в западной части Крыма рекрутирование в отдельных районах не давало ожидаемого успеха, объясняется следующими обстоятельствами:

а) Нежелание попасть на фронт. В связи с десантами русских население подумывает об эвакуации и бегстве.

б) В партизанских районах они согласны оставаться дома и защищать свои семьи от их набегов. Они даже не соглашаются на размещение их в казармах в рядом лежащих селах.

в) Призыв мужского населения в Красную Армию уменьшил количество мужчин, способных к призыву в армию. В горных деревнях их часто осталось 40 - 60 человек. Конечно, нельзя не учитывать и какое-то влияние большевизма. Это заметно в районе Бахчисарая, но в отдельных селах (таких, как Коккос, Фоти-Сала и Альбат) результаты вербовки были неплохие...

2) Полученный в настоящее время опыт применения татарских рот

Применение татарских рот в боевых действиях показывает, что они в основном действуют хорошо. Так, в Западном Крыму были задействованы 8-я и 9-я татарские роты Бахчисарая и Коуша и они показали себя в поиске отлично. Также и другие группы татар при айнзатцкоманде "Д" в вопросах разведки показали себя хорошо. В вопросах дисциплины и поведения на марше татарские роты вели себя хорошо. В стычках с партизанами татары действовали умело и они побеждали: много партизан уничтожено, другие бежали. Так было в районе Бахчисарая, а в районе Судака они действовали и против регулярных войск (десант). Об их боевых качествах указано также и в партизанских донесениях, где указано количество убитых и раненых...

...Настроение в татарских ротах нужно считать хорошим. Немецкие воспитатели говорят, что татары очень горды тем, что им доверяется такая служба и уделяется им внимание или во время службы, или после нее. Они гордятся, что носят немецкую форму. Татары стараются изучать немецкий язык и очень гордятся, когда могу сказать по-немецки...

Д. WF-03/10435, лл. 913-930.

Первоначально этот документ был опубликован в одном из номеров Военно-исторического журнала в начале 1990-х.

А вот опущенный в приведенной выше цитате кусок документа — собственно роспись крымских татар по месту призыва:

«1. Город Симферополь — 180 человек
2. Округ северо-восточнее Симферополя — 89
3. Южнее Симферополя — 64
4. Юго-западнее Симферополя — 89
5. Севернее Симферополя — 182
6. Район Джанкоя — 141 человек
7. Евпатории — 794
8. Зайтлер-Ички — 350
9. Сарабуса — 94
10. Биюк-Онлара — 13
11. Алушты — 728
12. Карасубазара — 1000
13. Бахчисарая — 389
14. Ялты — 350
15. Судака (ввиду высадки десанта русских данные проверяются) — 988
16. Лагерь военнопленных в Симферополе — 334
17. В Биюк-Онларе — 22
18. Джанкое — 281
19. Николаеве — 2800
20. Херсоне — 163
21. Дополнительно в Биюк-Онларе — 204
Всего 9255 человек...»
(Цит. по: Чуев С. Татарский коллаборационизм в Великой Отечественной войне // Обозреватель-Observer. 2002. №5–6. С.107)

Таким образом, исходя из этого немецкого документа на февраль 1942 на службе в германской армии находилось 9 с лишним тыс. крымских татар. Эта цифра более-менее согласуется с данными западногерманского историка И.Хоффмана, согласно которому до марта 1942 года в Крыму было навербовано из татар 6 тыс. добровольцев в 203 селениях и 4 тыс. среди военнопленных в лагерях Симферополя, Джанкоя, Херсона и Николаева (Hoffmann I. Die Ostlegionen. 1941–1943. Turkotataren, Kaikasier und Wolgafinnen im deutschen Heer. Freiburg, 1976. S.40–50). К июлю 1942 этот контингент был сведен в 8 крымско-татарских батальонов, два из которых располагались в Симферополе, остальные — в Бахчисарае, Джанкое, Ялте, Карасубазаре, Алуште, Феодосии. Кроме того, в татарских селениях были созданы роты самообороны общей численностью свыше 9 тыс. человек (Крым: прошлое и настоящее. М., 1988. С.82).

Итак, наличие 20 тыс. крымских татар на немецкой службе (причем именно крымских татар, а не лиц неизвестной национальности) можно считать достоверным.

>Сама цифра в 20 тыс. дезертиров вызвала некоторое недоверие при обсуждении на ВИФ-2. Вот список аргументов, представленных участниками дискуссии, сомневавшимися в достоверности таких данных (Г. Бараев, И.Куртуков):

>1) 20 тыс. человек - это цитаты из документов, обосновывающие необходимость депортации (как видно из контекста ссылки - она дана по работе по истории депортации). Так что на особую достоверность в этом вопросе они претендовать не могут. Надо смотреть историю 51А Саркисьяна.

>2) Как во врамя отступления 51-й армии отличали дезертиров от пропавших без вести? (Это сильный аргумент, т.к. фронт быстро рассыпался и армия фактически не управлялась)

>3) Уже сама постановка вопроса, когда число дезертировавших приравнивается к числу перешедших на службу к немцам, вызывает недоверие. В истории неизвестны другие примеры 100-процентной явки дезертиров (не пленных!) на службу к противнику. Невозможно также расписать эти 20 тысяч по тем или иным формированиям, служившим у немцев.

>4) Но и цифра в 20 тысяч дезертиров, безотносительно к их последующей судьбе, представляется весьма сомнительной. Это число невозможно подтвердить какой-либо армейской документацией, поскольку в армии учет дезертиров не был предусмотрен. По линии же органов такой документацией может быть лишь соответствующее количество заведенных дел о дезертирстве. Но и таких подтверждений нет и не было. Факт дезертирства без заведения дела установить невозможно. По армейским учетам дезертир будет проходить как пропавший без вести или отнесенный к небоевым потерям. В условиях, сложившихся в Крыму к маю 1944 года предъявление обвинения было бы обязательно связано с арестом. Но в том же письме Берия сообщает лишь о 5381 арестованном по всем категориям. Следовательно можно лишь предположительно говорить о дезертирах числом не более 5381 (да и арестовывали не только за дезертирство).

>5) Но самое главное основание, позволяющее сомневаться в том, что подсчет тех или иных категорий среди крымских татар действительно производился, - это постановление ГКО №5859сс от 2 апреля 1944 года, предрешившее проведение опреации по депортации крымских татар. Но в момент принятия данного постановления большей частью Крыма еще владели немцы (Крымская операция началась 8 апреля, до этого советские войска занимали лишь плацдармы у Керчи и Сиваша) и проведение каких-либо учетных мероприятий было невозможно. Следовательно, при принятии решения о депортации статистика выявленных дезертиров не могла быть принята во внимание, повторяю свою рекомендацию (Г.Бараев): оперировать цифрой в 20 тыс. не рекомендуется, как недостоверной.

Во-первых, согласно Кривошееву, с 20 августа по 22 ноября 1941 года 51-я Отдельная армия потеряла 32173 человека пропавшими без вести и попавшими в плен (Россия и СССР в войнах... С.376). С учетом того, что армия формировалась в Крыму, в это количество вполне могло входить 20 тыс. крымских татар. Кроме того, надо иметь в виду, что часть крымских татар, призванных в РККА еще до войны, успела сдаться немцам на других фронтах (см. ниже).

Во-вторых, вот что говорится о этих событиях в ориентировке НКВД Крымской АССР «Об организации и деятельности татарских националистов в Крыму в период немецкой оккупации 1941-1944 годах»:

«В период, когда фронт продвинулся к Крыму, среди татар призванных в Красную Армию, в результате разлогательской (так в тексте — И.П.) работы, которую вели в армии националистические и кулацкие элементы, дезертирство и сдача в плен немцам приняли массовый характер. Очевидным стал тот факт, что под действием враждебной агитации татары ждут прихода немцев и не хотят воевать. Немцы, используя сложившуюся обстановку, разбрасывали с самолетов листовки с призывом к татарам "решить наконец вопрос о их самостоятельности". Из числа татар, сдавшихся в плен на Украине и других фронтах, готовились кадры агентуры, которые забрасывались в Крым для усиления антисоветской, пораженческой и профашистской агитации. В результате части Красной Армии, укомплектованные татарами, оказались небоеспособными и специфичность условий, в которых находилась Красная Армия в Крыму, дали им возможность в подавляющем большинстве остаться дома на территории, оккупированной немцами» (ГАРФ. Ф.9478с. Оп.1с. Д.284. Л.16).

Крючкотворство в виде заведения дел о дезертирстве, о котором пишут оппоненты, было бы необходимым, если бы с дезертировавшими крымскими татарами разбирались в индивидуальном порядке, с последующим положенным по закону расстрелом или направлением в штрафные роты. А чтобы выявить тенденцию, т.е. установить массовый характер дезертирства, этого совершенно не надо. Например, как рассказал мне один ветеран, с которым я беседовал некоторое время назад, в 1941-м его отдали под трибунал за то, что из взвода, которым он командовал, дезертировало 18 крымских татар. Естественно, заводить по этому поводу 18 уголовных дел никто не стал — не до того было, однако факт был принят «органами» к сведению. А поскольку таких командиров, оставшихся без подчиненных, было более чем достаточно, отсюда можно было сделать вполне обоснованные выводы и о массовом характере дезертирства, и о том, что «части Красной Армии, укомплектованные татарами, оказались небоеспособными».

В-третьих. А собственно, зачем акцентировать внимание на том, что из РККА дезертировало именно 20 тыс. крымских татар? Предположим даже, что эти данные завышены — что это, вообще-то говоря, меняет? Разве не достаточно факта службы немцам 20 тыс. крымских татар (т.е. большинства пригодного к воинской службе мужского населения)?

Кстати, во время выселения из Крыма у населения было изъято 15990 единиц огнестрельного оружия, в том числе 716 пулеметов. Опять же, весьма согласуется с количеством служивших у немцев.

>Как известно, цифры оказывают магическое действие на слушателей, т.к. создают впечатление точности и объективности. Однако, сами по себе цифры ничего не значат, они должны входить в контекст и канву событий, быть соотнесены с другими цифрами из независимых источников, а также должно быть выяснено их (цифр) происхождение. В случае с крымскими татарами эти условия выполняются недостаточно. Происхождение цифры в 20 тыс. дезертиров неизвестно (по первичным источникам).
>Об магии цифр (особенно по отношению к крымским татарам) неплохо сказано в статье Г.Бекировой ( http://www.kirimtatar.com/Researches/stereotypes.html). Позволю привести себе цитату:

>Значительное удивление производит то, какое поистине гипнотическое воздействие оказывают на некоторых авторов цифры и статистические сведения, зафиксированные в архивных документах. По-видимому, такой пиетет связан с длительным господством позитивизма в советской исторической науке с его буквалистским отношением к тексту документа. Отрадно, что постсоветское историознание - это антропоцентристская дисциплина, обратившая свой взор на человека. При таком подходе использование статистического подхода - всего лишь один из этапов познания исторической реальности и человека в контексте исторических событий. Сегодня доказывать правомерность сталинских решений о депортации народов с помощью аргументов о якобы слишком больших цифрах дезертиров - это по меньшей мере, методологический анахронизм. Что же касается статистики, то она в принципе не бывает абсолютно точной ("вторая ложь"), а уж сталинская...
> Вот лишь один пример. По данным аннулированной ("репрессированной") переписи 1937 г. в Крымской АССР проживало 994 798 граждан. Но уже по переписи 1939 г., видимо, удовлетворившей ожидания и намерения правящих верхов, население Крыма в целом составляло 1 126 429 чел., в том числе татар 218 879 (19,4%) татар. Данные и той и другой переписи вызывают определенное сомнение, на которое указывали Р. Хаяли и др: в двухлетие между переписями население Крыма увеличилось более чем на 120000 человек, что вряд ли было реально.

Ну и почему же это «нереально»? Получаем за два года рост на 13,2%. Из них естественный прирост (из расчета 2% в год) — 4%. Остальное могло получится за счет механического прироста ввиду миграции (все-таки Крым такое место, куда стремятся переехать) плюс заниженность данных, полученных при переписи 1937 года.

> Подсчет крымскотатарского населения осложняется тем обстоятельством, что перепись 1939 года не учитывала отдельно крымскотатарское население - в качестве единицы учета был принят этноним "татары". Достоверно известно, что география расселения крымских татар к началу войны не ограничивалась территорией Крыма, поэтому открытым остается вопрос как об общей численности населения, так и о количестве мобилизованных в Красную Армию крымских татар, призванных как из Крыма, так и из других регионов. Нет точных сведений и о количестве крымских татар, эвакуировавшихся из Крыма. Мы столь подробно останавливаемся на этом сюжете, чтобы показать, насколько ненадежны исходные цифры, на которых строятся выводы иных исследователей, придерживающихся тезиса о массовом (а-то и поголовном) предательстве крымских татар и на том основании оправдывающих акт депортации.


А что, собственно, она хочет этим доказать? Предположим даже, что помимо крымских татар, живущих в Крыму, за пределами Крыма действительно жило сопоставимое с ними количество крымских татар (хотя на самом деле это не так), которых невежественные советские органы считали просто «татарами». Но ведь когда началась депортация, этих гипотетических татар никто не тронул — выселили только крымских татар из Крыма плюс мизерные контингенты крымских татар из соседних регионов. Так что разбираясь с вопросом об обоснованности выселения, надо рассматривать только поведение крымских татар из Крыма (с соответствующей статистикой). А она, как мы убедились, весьма нелицеприятна.

Кстати, вопреки мнению Бекировой, органы НКВД прекрасно разбирались, кто крымский татарин, а кто волжский. Хотя ошибки на этой почве при выселении случались, но они были в буквальном смысле единичными и затем исправлялись.