|
От
|
Фриц
|
|
К
|
Скептик
|
|
Дата
|
21.08.2003 13:35:58
|
|
Рубрики
|
Прочее; Идеология;
|
|
Об основном противоречии.
>Из Вашего сообщения непонятно, есть ли у нас эксплуатация и присвоение чужой собственности или нет. И непонятно, чем определяется, есть ли в обществе классы и классовая борьба или нет.
Общество - это сложная структура. Там много чего есть. Да, кое-где в России имеются и капиталистические отношения. И в Древнем Риме были ремесленники, нанимавшие работников. По сути, это были капиталистические предприятия. А капитализма не было. Как же так, почему? А дело в том, что в Римской империи эти предприятия не делали погоды. Да, крестьяне и ремесленники составляли большинство населения и произвлдили бОльшую часть продукции. Но почти всю эту продукцию они и потребляли. Элита жила не за их счёт, а рабским трудом.
Марксизм, основанный на диалектическом материализме, учит искать в обществе основное противоречие. Преодоление этого противоречия и есть движение этого общества, "прогресс".
Так вот: противоречие между трудом и капиталом, или, говоря точнее, между коллективным характером производства и частной формой присвоения, не в каждом обществе является основным. Основным оно является чаще всего в мирные, застойные эпохи, когда возможности грабежа ограничены и приходится довольствоваться эксплуатацией рабочих. Можно привести много примеров, начиная от Писарро и Кортеса и заканчивая Соросом, когда эффективная некапиталистическая эксплуатация имеет большое значение.
Сейчас в России противоречие между трудом и капиталом имеет явно второстепенное значение. Не только олигархи и всякие богачи, но и большинство населения живут не своим трудом, и не эксплуатацией чужого труда. А в первую очередь перераспределяя доходы от продажи за границу углеводородов и других ресурсов. А во вторую очередь - за счёт того, что было накоплено в советские времена. Даже если найдутся в России рабочие и капиталисты - и для тех и для других основной вопрос не в том, как распределить произведённое, а в том, как урвать побольше от нефтяного пирога.
Какое же противоречие сейчас в России основное?
На мой взгляд, С. Г. склоняется к тому, что это противоречие между теми, кто надеется построить в России гражданское рыночное общество на манер Европы, и теми, кто видит Россию как одну команду. Когда интересы России, или "царя", или справедливости ставятся выше личных интересов.
Я бы упростил это противоречие. Первый путь предполагает сокращение большей части производства в России как нерентабельного и то или иное решение проблемы лишнего населения. Второй путь предполагает развитие производства безотносительно рыночной рентабельности с целью максимально свободной жизни всего населения.