От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 07.08.2003 01:33:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Как выжить среди богатых? "А поумней" - говорят психологи (*+)

Как выжить среди богатых?






По утверждению психологов, это лучше всего удается умным и внешне
привлекательным

Кажется, что лето еще в разгаре. Ни детям, ни взрослым не хочется думать о
школе. Но на самом деле переход от длинных каникул к жесткой дисциплине
может оказаться болезненным как для маленького ребенка, так и для подростка.
Как помочь ребенку, что могут сделать родители? На вопросы журналистки
Светланы ПОЛЕЖАЕВОЙ отвечает психолог Вероника ГРОМОВА, много лет
проработавшая в школе.

- Если говорить о маленьком ребенке, ученике начальной школы, то желание
идти или не идти в школу зависит от множества причин. В этом возрасте дети
воспринимают учительницу как вторую маму. Если учитель действительно любит
детей, ребенок скучает по школе и хочет туда поскорее вернуться. Но, если
стоит лишь заговорить о школе, ребенок напрягается, отказывается туда идти
или даже плачет, родителям нужно серьезно задуматься. Может быть, даже
следует поменять школу или класс в поисках педагога, с которым возникнет
нужный контакт.

- А если ребенку просто страшно?

- Тут общий совет не дашь. Страхи у каждого свои, семейные могут
переплетаться со школьными... Ясно только одно: если у ребенка есть страх
перед школой, он обязательно нуждается в помощи психолога.

- А если перспектива возвращения к учебе вообще не вызывает никаких эмоций?
Если ребенку все равно...

- Это тоже не всегда повод для родительского спокойствия. Ведь равнодушие
может быть напускным. А подлинные чувства ребенка лучше всего выяснить в
игре. Поиграйте с ребенком <в школу>, и вы сразу увидите, какие эмоции она у
него вызывает. Если ребенок играет с удовольствием, смеется - тогда все в
порядке.

- Старшеклассники иногда меняют школу, переходя в 5-й или в 9-й класс. Как
помочь им войти в незнакомую обстановку?

- Только расспросами. Нужно заинтересованно расспрашивать ребенка о новой
школе, об учителях, о новых одноклассниках. Ребенок должен чувствовать, что
дома его поддерживают. Что родители готовы вникать во все мелочи и не
оставят его одного в сложной ситуации. Трудно, конечно, давать какие-то
конкретные советы, потому что все дети разные. Впрочем, все семьи и школы
тоже не похожи одна на другую.

Общее только одно: у ребенка все зависит от настроения. Если настроение
хорошее, то все получается - и учится с удовольствием, и новых друзей
заводит. Если настроение плохое, то ничего не ладится. А настроение - вещь
тонкая...

Знаменитый американский психолог Кэмбелл дал три универсальных совета для
родителей. Кэмбелл пишет, что нужно обязательно заполнять эмоциональный
резервуар ребенка, ласково глядя ему в глаза, ласково дотрагиваясь до него и
разговаривая по душам. Причем абсолютно неважно, сколько ребенку лет - 10
или 18. Нужно разговаривать с ним без всяких скидок, на равных. И обсуждать
его школьные дела всерьез.

- Когда старшеклассник поступает в престижную школу, он может попасть в
класс, где много детей состоятельных родителей. Может случиться так, что
ребенок окажется беднее их и будет ощущать себя ущербным. Как ему помочь?

- Социальное расслоение в престижных школах действительно очень заметно. В
основном проблемы соответствия уровню достатка появляются у
старшеклассников. Маленькие дети просто не замечают, дорогие вещи у их
друзей или нет. Малыши реагируют прежде всего на внешность, им важно -
симпатичный новичок или нет. На втором плане - успеваемость. Если ребенок
хорошо учится, у него быстро появятся друзья.

Другое дело - старшеклассники. Они действительно оценивают, какой у кого
мобильный телефон, кто во что одет. Новичок, который не может всего этого
продемонстрировать, первое время будет чувствовать себя плохо. Но есть
другой способ вызвать к себе уважение и интерес. Нужно быть начитанным,
эрудированным, остроумным, в конце концов - внешне привлекательным.

Если у подростка, который перешел в другую школу, возникли подобные
проблемы, нужно обязательно его выслушать и подбодрить.

- Не секрет, что наркотики уже давно <перешагнули> школьный порог. Как
научить ребенка говорить <нет>?

- В семье должна быть проведена очень жесткая профилактика. Пугайте ребенка,
показывайте страшные фотографии, рассказывайте жуткие истории! Нужно
добиться того, чтобы ребенок реагировал на наркотики со страхом и
отвращением, чтобы у него не появилось даже мысли когда-нибудь попробовать
их. Медицинские и общественные организации проводят сейчас много лекций для
родителей. Нужно обязательно их посещать и учиться разговаривать с ребенком
на такие темы.

Профилактика наркозависимости - дело семьи. Если ребенок успел попробовать
наркотики - родители со своими разговорами уже опоздали.

Вообще все базовые ценности закладывает в ребенка семья. Это иллюзия, что
школа воспитывает. Все воспитание происходит дома. А секрет воспитания очень
прост - это всего лишь разговоры по душам. И нужно находить для этого время
в своей взрослой жизни. Сегодня многие дети не имеют привычки обсуждать свои
проблемы с родителями. Только с друзьями. И порой родители даже не знают,
что происходит с их детьми. А когда спохватываются, бывает уже, увы, слишком
поздно.

Светлана Полежаева