От А. Решняк Ответить на сообщение
К А. Решняк Ответить по почте
Дата 29.04.2003 12:34:16 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Архаизация; Катастрофа; Версия для печати

Россия и Евразия перед вызовом новой идеологии - планетаризм (глобализация)

Мой ответ, спор, дисскусия на статью Сергея Георгиевича
"Россия и Евразия перед вызовом глобализации".
http://www.contr-tv.ru/article/world/2003-02-14/glabal

- уже из названия статьи хочу отметить некоторую некорректность. Глобализация - эфемерное название никак не показывающее своё отношение (соотношение) к странам и континентам (России и Евразии). Если быть точным (корректным) в терминологии, то следует название "глобализация" прикрепить к какой-либо смысловой конструкции связанной с нашими смысловыми конструкциями - Россия (страна) и Евразия (континент).

Я рассматриваю название "глобализация" в русле новой идеологии, как термин обозначающий ГЛАВНУЮ ОТЛИЧИТЕЛЬНУЮ ОСОБЕННОСТЬ новой идеологии, подчеркну именно новой и именно реальной, соответствующей текущему моменту, периоду, эпохе.
Синоним глобализации (как главная отличителная черта идеологии) является ПЛАНЕТАРИЗМ - он не так замаран и искажался СМИ и обозначает также как и глобализм - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕПЛАНЕТАРНЫХ СТРУКТУР ОБЩЕСТВА (СОЦИУМА).

Вернёмся к названию статьи. Россия и Евразия стоят перед вызовом новой идеологии.
Какие вопросы и ассоциации возникают если страна и континент стоят перед выбором принятия нового этапа развития человечества или отставания, застоя в прошлом этапе (постиндустриальном, национально-государственном можно назвать и по-другому).

т.е. в названии статьи - базовом утверждении я против игры с ярлыками-названиями, я за то, чтобы была полная ясность в конструкциях и утверждениях.

Вполне возможно СГ под слово "глобализация" может рассматривать как ЯВЛЕНИЕ в обществе, что при обозначении уже бы более прояснило его позицию к этому термину, но тем не менее термин "явление" также является слишком общим и РАЗМЫТЫМ для смысловых конструкций и утверждений.

>Главная ее идея — полное раскрытие экономики, финансовой системы и информационной сферы всех стран, которые не способны этому сопротивляться.
- главная идея планетаризма заключается в оптимальном управлении ресурсами (что включает контроль, учёт, распределение и тд), оптимальном для кого? - для всего социума, то что некоторые страны пытаются в СВОИХ ЛИЧНЫХ целях , в ущерб ВСЕМУ социуму ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ общую идею планетаризма, говорит только о том, что новая идеология не принята к рассмотрению, пониманию и РУКОВОДСТВУ и ПРИДЕРЖИВАНИЮ в мероприятиях согласно ей.
Т.е. вор в обличье муниципального служащего и настоящий муниципальный служащий - РАЗНЫЕ ФИГУРЫ. Первого надо изобличать и НАКАЗЫВАТЬ, со ВТОРЫМ СОТРУДНИЧАТЬ и ПОМОГАТЬ.
По простому - не смешивать разные понятия и категории.

>Выдвинут даже тезис об отмене суверенитета стран над их природными ресурсами.
- отмена суверенитета может производиться ТОЛЬКО и СУГУБО ДОБРОВОЛЬНО, именно поэтому, например, позиция России и Евросоюза по Ираку правильная - осуждении насильственных мер с суверенитетом Ирака и ещё неизвестно как там всё обернётся для "силовика" (США).
Отмена суверенитета над природными ресурсами возможна только после формирования планетарных институтов - ПЛАНЕТАРНОГО правительства с обязательной передачей прав распоряжения от структур государственных в планетарные структуры, с СОХРАНЕНИЕМ (и даже увеличением) материальной поддержки проживающей там части социума, но никак не истреблением или выживанием - НАСИЛИЕМ над социумом.

Т.е. если мы кретикуем этот тезис, то надо обозначать в чём и где, без отрыва от контекста. Один и тот же тезис в одном контесте может быть преступным, в другом насущно необходимым и преступно, если его не примут во внимание (не учтут).

>Глобализация — это доведенный до крайности паразитизм мирового капитализма
- явное притягивание ярлыка к отрицательным проявлениям.
Хотелось бы узнать ярлык, термин процесса строительства общих планетарных связей, для отличения двух процессов.
По мне. так глобализация НИКАК не связано с преступлениями и ошибками некоторых политиков от большого бизнеса.

>Речь идет не о стихийном явлении, а о социальном процессе
- если речь пошла о социальных процессах, то хотелось бы услышать и увидеть такой социальный процесс, который напрямую связан с НОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ современности - глобальными коммуникациями (Интернет, глобальное перемещение квалифицированных кадров в свободно выбираемую точку мира и оптимальную из сложившихся мировых обстоятельств и потребностей), возможность ознакомления со всеми известными мировыми культурными и научными ценностями (видео, медиа, опять же Интернет, компьютеры, мировой туризм).

Как называется именно ЭТОТ вышеобозначенный СОЦИАЛЬНЫЙ процесс и КАК ОН ОТРАЖЕН в идеологии?


>Разработка идей глобализма развернулась на Западе в конце 60-х годов — как открыто (Римский клуб), так и с разной степенью закрытости («Трехсторонняя комиссия» под руководством З. Бжезинского, корпорация РЭНД и др.).
- ГДЕ БЫЛИ НАШИ ИДЕОЛОГИ??? ГДЕ? Наверно сидели пили чай, учили устав КПСС, перепечатывали политику партии из предыдущих съездов в новые...короче - БОЯЛИСЬ ВЫГЛЯНУТЬ В ОКНО, В МИР.
Очень даже странно упрекать западных идеологов в их передовых разработках.
И печально видеть как мы не разделяем интересы всего социума в планетаризме от пристроившихся к планетаризму нац. интересов США, Евросоюз молодой уже начинает это различать, а у нас продолжают валять валенки как при царе горохе.

>Главный тезис: причина международных кризисов — нехватка жизненно важных ресурсов.
- небольшое добавление "при текущих технологиях использования ресурсов", что собственно является всеми признаным фактом и ничего осудительного тут НЕТ.
Совсем друое дело как кто предлагает из этой ситуации выходить, вот где копья надо ломать, а не в осуждении научного изыскания проблемы.

>Запад открыто объявил свое право распоряжения ресурсами всего мира.
Вот тут и надо брать бычка за рога, да потвёрже, пока что в этом Китай более действенен (по делам и поступкам), чем наши "деятели".

>Духовный лидер неолиберализма фон Хайек декларировал в 1984 г. необходимость изживания природных человеческих инстинктов солидаpности и состpадания.
- Если грубо, то дурак Ваш этот Хайек, если вежливо - то сидят и садятся в лужи не только наши "думатели", но и западные, тем более, что им более простительно, т.к. они в 5 раз больше думают чем наши, вон планетаризм вовремя разглядели, а у нас бревно никак из глаза не снимут.

>Утопия «золотого миллиарда» порождает растущую агрессивность — вначале в идеологии и культуре, затем в политической и военной сфере.
- правильно, полностью поддерживаю, именно УТОПИЯ. И именно такие утопии порождают возвращающую силу к естественной форме развития ПЛАНЕТАРИЗМА -к естественным формам развития человеческого социума. И это надо различать, подчёркивать и придерживаться в новой идеологии.

>Элита «золотого миллиарда» радикально и полностью рвет с идеалами Просвещения — с гуманизмом, свободой, равенством и т.д.
- как рвёт, так и шьёт, эти ошибки бьют в том числе ОБЯЗАТЕЛЬНО и САМИХ ошибающихся.

>Во-вторых, эта элита столь же радикально рвет с христианством.
- во-первых религии также имеют свои сроки существования и ухода в Историю, во-вторых появляются новые религии как в своё время повилось христианство, в-третьих помимо христианство существует ещё НЕСКОЛЬКО религий по своей значимости НЕ уступающих христианству (это даже христиане скажут), в-четвёртых вопрос перехода элит от одной религгии к другой - очень сложный вопрос в правомочности наших осуждений, в-пятых "радикальность" "разрыва" намного меньше аналогичного разрыва элиты при СССР1 или многих других исторических примеров.

>Строго говоря, это разрыв с ценностями всех мировых религий. Человечество теперь делится на два племени, в отношениях между которыми не будет места ни жалости, ни состраданию.
- не факт форме и содержанию, во-вторых как упоминал выше все эти ошибки-заскоки первопроходцев в глобализме обязательно воздадутся по мере содеянного (от церковного каждому воздастся по трудам... до бытового: кто разбудил лихо, сам и получит в ухо), вобщем не факт по форме и содержанию утверждения.

>Фразеология глобализации — «по ту сторону добра и зла», в ней нет места этике, вопросу о справедливости такого мироустройства, о солидарности людей, о праве на жизнь и т.д.
- опять же, ошибки ударят по самим ошибающимся и заставят войти в русло естественного развития. Закон дейстивия и противодействия никто не отменял.

>Уже в недалеком будущем технократическую утопию глобализации ждет крах. Уверенность в этом вытекает и из научного знания о сложных системах (а мироустройство — это большая сложная система), и из исторического опыта и наблюдений за нынешними процессами. Идея устроить мир как двойное общество «золотого миллиарда» и массы живущего за барьером рабочего быдла, есть новая версия фашизма. Из теории систем известно, что такая конструкция неустойчива. Мир — не машина, люди — не атомы идеального газа, все это движется не по законам механики.
- явное смешение двух совершенно различных категорий: техногенной сферы человека и ошибочной концепцией "золотого миллиарда". Оба понятия никак не зависят друг от друга.

>Человечество живо, пока в нем много типов хозяйства и культуры, языков и стилей.
- ПЛАНЕТАРИЗМ никак не отменяет это разнообразие, а наоборот поддерживает это многообразие самыми рациональными возможностями и средствами, с наибольшей эффективностью по сравнению с лоскутными островками цивилизаций.

>Евразия, в силу ее сложной культурной конструкции, оказалась более уязвимой для идей-вирусов, чем «чистые» культуры Азии,
- Евразия по определению включает Азию и тут надо смысл уложить более понятно, например, заменить континент Евразия на евразийскую культуру или не знаю как но варианты на большую ясность лучше поменять.

>Однако эта сложность в то же время придает евразийской цивилизации большую гибкость и принципиальную возможность ответить на самые сложные вызовы без самоизоляции и конфронтации.
- полностью согласен, только это напоминает двойную ошибку в решении задачи, после чего приходим к правильному ответу (фактически подогнанному к правильному).
К такому выводу добавил бы, что не столько отсутствие самоизоляции, сколько ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ и ПРОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ, а конфронтация - она разная бывает.

>Принять или не принять идею «золотого миллиарда» — дело морального и даже религиозного выбора, ибо это идея радикально антихристианская и антиисламская. На волне реформы в России часть интеллигенции впала в соблазн этой утопии. Она стала пропагандистом антигуманной, тоскливой и пессимистической идеологии, отвергнув светлые, интеллектуально и эстетически высокие труды мыслителей и ученых Евразии, показавших возможность неразрушительного преодоления кризиса индустриализма и такого жизнеустройства, при котором народы не эксплуатируют слабых, а соединяются в «симфонию».
- вот полностью, 100%, поная поддержка и желание офрмления "симфонии" в нормальную естественную, насущную (жизненнонеобходимую) НОВУЮ ИДЕОЛОГИЮ.

С уважением, Александр Решняк.