В это время это впервые прозвучало с экранов… а началось раньше
>Первыми о чернокожих и азиатах как о "обезьянах, которые с дерева вчера слезли" заговорили в СССР именно перестройщики и предперестройщики. Вполне интеллигентные с виду.
Не совсем так, я родился и жил в Узбекистане, а именно в Ташкенте где более половины населения (свыше 64 %) были русскоязычными, т.е. не коренными и в детстве (задолго до перестройки, т.е. по крайней мере лет за пять) мы в свей среде называли узбеков «харьками» (от слова харчок -- плевок), да и считали мы их ниже своего уровня (на этой основе было непонимание между родителями и детьми, мне попадало от бабушки за то что я как называл несколько раз публично узбечат харьками), относительная дружба между русскими детьми и узбеками была либо в школе (в основном это были европезированные узбеки, т.е. из семей местной интеллигенции), либо где русские дети жили в большем окружении узбеков (но с таким как правило не общалась русская детвора, да и было это большой редкостью).
В чем причина не знаю, но пошло это в Узбекистане с середины – конца 60-х годов (по утверждениям более старших), например, когда росли мои родители такого не было.
Могу только высказать несколько идей на этот счет:
1) Существовавшая система образования вменяла мысль либерального свойства, что русские более прогрессивный народ по сравнению с другими народами СССР. Возьмите учебники истории советского периода (70-е и 80-е годы) там эта фраза частенько встречалась. В целом это противоречит духу «империи», где каждый, сохраняя индивидуальность свое культуры подчинен некоторой общей идеи (нет ни отсталого, ни прогрессивного, есть только различные (уникальные) части целого).
2) В больше степени продолжение первого, но он усиливал эти тенденции, это в целом высокая степень миграции населения в СССР, связано это было в основном с существовавшим распределением после окончания учебных заведений (такое распределение было, но в меньших масштабах, даже после техникумов). В результате люди выраставшие в целом в различных культурных условиях, сталкивались с представителями других культур, и не всегда эти столкновения были легкими, человек порой претерпевал тяжелейший психологический шок (такой шок я лично испытал, когда из Узбекистана переехал в Россию, многое казалось по первому времени диким и не приемлемым, вдаваться в подробности не хочу, ну например приведу такой факт за 40 с лишним лет жизни в частном доме люди не удосужились провести себе водопровод в дом и выливали помой на дорогу, хотя в Ташкенте в любом частном доме был и водопровод и канализация(сливная яма), на этом фоне мне нетрудно представить какой шок был у приехавших русских при встрече с узбеками от их манеры одеваться, от плевков под ноги, от сиденья на корточках и т.д.)
3) Момент касается конца перестройки когда многие русские прожившие не одно десятилетие в национальных республиках потянулись в России, в результате очень многие возвращались назад из-за стычек с местным населением (один такой переселенец имел неосторожность взять в аренду у колхоза в Саратовской области землю и из списанной техники собрать работоспособную, так местные сожгли в итоге его трактор и дом, он с семьей назад вернулся, фактически все потеряв, позже ему удалось эмигрировать в Австралию). Вообшем получалась так от туда гнали/выдавливали, в России говорили в лицо «Думать надо было где рождатся!» (это мне говорили лично в глаза в паспортно-визовой службе РУВД). Так вот когда эти переселенцы сначала волной потекли в Россию, а потом многие назад вернули они привезли с собой много таких рассказов, представители титульных наций не дураки сразу выработали линию поведения. Кстати русские ее и подсказали фактически, когда стали переселятся не по одной-две семьи. Как у на произошло, сразу десятками семей и компактно расселяясь на новой территории. Знаю например много ташкентцев живет в Димитровграде, в Сухиничи (Курская область) уехал целый завод «Ташкентская фабрика игрушек» прихватив даже оборудование.
>Целью тогда было опорочить практику предоставления помощи развивающимся странам со стороны СССР ("кормим каких-то макак, а сами..."). Естественно, не с экрана или печатных страниц, а "между собой".
>Так что они тоже были учителями "скинхедов" (или хотя бы просто "националистов") - и теперь их возмущение выглядит очень лицемерным.
А за либералами частенько наблюдаешь одно свойство, они сначала, что то ляпнут, а потом отпираются от этого всеми возможными способами…