От Вершинин Владимир
К Кирилл Д.
Дата 13.12.2009 02:19:30
Рубрики Культура; Ссылки; Теоремы, доктрины;

"Страсти по революции"

Какие, однако, "страсти по революции" разгорелись. Но, возможно, поможет дискуссии монография "Цивилизации. Универсалии и самобытность" специалиста по теории цивилизаций академика Б.С.Ерасова, в которой читаем:

"В постсоветском "откатном" мышлении термин "революция" <...> претерпел характерные семантические изменения. Из культового и лозунгового символа этот термин превращался в смыслообразующий компонент официальной идеологии и существенный элемент общественного мировоззрения, чтобы затем в результате стремительной смысловой инверсии превратиться в критикуемую, охаиваемую и "проклятьем заклейменную" идиому. Этот термин почти исчез из научного дискурса, приобретя хулительный смысловой оттенок: "заблуждение", "доктринальное видение", "политическая авантюра", "узурпация власти", "катастрофа", "прорыв варварства", "бессмысленный бунт" и т.д. <...> Демонизация прежде столь, казалось бы, перспективных для мировой истории процессов была доведена до отказа от категории "революция" при анализе реальной истории. А советский период, ставший прямым продуктом некогда "Великой" революции, превратился в "провал истории", предмет изъятия из "нормы" исторического процесса. Степень выразительности этого экспрессионизма в идеологической публицистике можно прямо соотнести с предвзятостью авторов, озабоченных лишь совместимостью своего текста с текущей идейной инверсией. <...> Содержательный анализ революционных процессов в различных обществах вскрыл некоторые особенности их общей динамики, существующие наряду со спецификой той или иной цивилизации или политической системы. Одной из важнейших особенностей этой динамики стала "реставрация" как некоторое возвращение общества к предшествующим принципам и элементам регуляции, обеспечивавшим его устойчивость и сохранившим свое значение и после основательных перемен. В политическом плане это нередко обозначалось как "термидор", а в культурном - "возвращение к культурному наследию", "возрождение" и т.п. <...> Содержательный анализ революций с позиции теории цивилизаций мы находим у Ш.Эйзенштадта. <...> РЕВОЛЮЦИИ - ПРОДОЛЖЕНИЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕТЕРОДОКСИИ [религиоведческий термин, обозначающий течения в рамках одной конфессии, отличающиеся от ортодоксии разной степенью отхода от институционально принятых принципов и ритуалов]. Они имели место в социокультурной среде, которая сформировалась в рамках "ОСЕВЫХ" цивилизаций, и стали продолжением и завершением движений инакомыслия и ПРОТЕСТА, возникавших в различных обществах на протяжении веков. <...> Ш.Эйзенштадт прямо связывает революции с процессами модернизации обществ как в социально-политическом, так и в мировоззренческом планах, а следовательно, и с основами цивилизации нового времени".

Добавим к этому то, что все мы воспитаны одной из "осевых" цивилизаций, а ментальные реакции человека на раздражители опосредованы его прошлой культурной историей, овнутренной в его сознании.

От Temnik-2
К Вершинин Владимир (13.12.2009 02:19:30)
Дата 13.12.2009 03:00:52

Re: "Страсти по...


>Этот термин почти исчез из научного дискурса, приобретя хулительный смысловой оттенок: "заблуждение", "доктринальное видение", "политическая авантюра", "узурпация власти", "катастрофа", "прорыв варварства", "бессмысленный бунт" и т.д. <...> Демонизация прежде столь, казалось бы, перспективных для мировой истории процессов была доведена до отказа от категории "революция" при анализе реальной истории. А советский период, ставший прямым продуктом некогда "Великой" революции, превратился в "провал истории", предмет изъятия из "нормы" исторического процесса.


Нельзя все революции рассматривать скопом. В узком наиболее употребительном смысле революция - это политический переворот. Думаю, напрашивается выделение в этом понятии как минимум двух, а то и больше кластеров.

Далеко не каждая революция означает захват власти группой "антисистемщиков" (по Гумилёву), навязывающей народу нечто, требующее коренной ломки не больше ни меньше как человеческой природы.

С.В.Волков удачно высказался на примере:

"Взять, допустим, тех же модных последнее время гомосексуалистов. Кто-то их активно не любит, кому-то на них наплевать. Ну и я тоже склонен наплевать, пока ходят себе парадами, демонстрируя лишь собственное извращенство. Но представьте, что, оказавшись у власти, они бы вздумали возвести свои пристрастия в закон и заставить ВСЕХ следовать своему примеру. Могли бы такие попытки обойтись без очень и очень крутых массовых репрессий? Ответ очевиден.

Утверждение чего-то противоестественного и человеку как виду в целом не свойственного, чего никогда не бывало, неизбежно предполагает и "единственно верное учение" и массовые расстрелы. Потому и утверждение коммунизма нигде без этого не происходило. Тут существенно не то, сколько именно было убито или посажено (это дело науки), а то, что этого не могло не быть.

Надо понимать, с КЕМ имеешь дело".


Поэтому "революционизм" части дискуссантов хорошо понятен.

От Игорь С.
К Temnik-2 (13.12.2009 03:00:52)
Дата 13.12.2009 20:26:51

Инверсия смысла - большая проблема


>Поэтому "революционизм" части дискуссантов хорошо понятен.

Это повод понимать термин только так, как нравится его понимать?

В конце концов есть масса старых книг, и тот же Ленин и Маркс рассматривали мирные революции.

Инверсия смысла слов - большая проблема. Например, во времена написания известного "религия - опиум для народа" слово опиум несло смысл "лекарство, обезболивающее", да, смысл "отключающее критическое сознание" был, но ведь совсем не "наркота", "дурман" как многие сейчас думают.

Все выше написанное является моим мнением