От Кирилл Д.
К Artur
Дата 29.11.2009 04:43:32
Рубрики Культура; Ссылки; Теоремы, доктрины;

Re: Коротко о...

"Религией даосизма является вера в возможность достижения физического бессмертия и существования страны бессмертных. Бессмертие достигается высоким уровнем знания людей."
Если так, то это можно рассматривать как некий "аналог" спасения в христианстве. Но, согласитесь, слабенький аналог. Опошленный. Игра на понижение.
Но я бы назвал это утешением для атеистов. Если человек в Бога не верит, его же не заставишь силой, а какое-то утешение ему надо (кстати, Кургинян в "Исаве и Иакове" рассматривает проблему утешения, в т.ч. "слабости утешения" в философии Модерна). Так что пусть верит в это, это ему психологическая поддержка. И хотя бы ради этого следует развивать науку и добывать новые знания.

От Artur
К Кирилл Д. (29.11.2009 04:43:32)
Дата 29.11.2009 05:18:41

Re: Коротко о...

>"Религией даосизма является вера в возможность достижения физического бессмертия и существования страны бессмертных. Бессмертие достигается высоким уровнем знания людей."
>Если так, то это можно рассматривать как некий "аналог" спасения в христианстве. Но, согласитесь, слабенький аналог. Опошленный. Игра на понижение.

Бессмертие это китайская религия - другой у них нет, и тут никакого опошления нет, как и нет игры на понижение. Бессмертие и есть китайское спасение. Но оно достигается знанием, а знание всегда индикатор высокого уровня развития. Так что, хоть китайская религия и простовата, но отнюдь не лишена высокого.

>Но я бы назвал это утешением для атеистов. Если человек в Бога не верит, его же не заставишь силой, а какое-то утешение ему надо (кстати, Кургинян в "Исаве и Иакове" рассматривает проблему утешения, в т.ч. "слабости утешения" в философии Модерна). Так что пусть верит в это, это ему психологическая поддержка. И хотя бы ради этого следует развивать науку и добывать новые знания.

Бывают религии без Бога - например тот же буддизм или даосизм. Но спасение в этих религиях есть. Потому позиция Кургиняна совсем не примитивна и не антирелигиозна

Но не воспринимайте сказанное как пропаганду даосизма - вы должны понять содержание происшедшего в СССР процесса.

кстати, упор на коллективизм, во всех формах жизни это тоже мощный способ воздействия на психику, т.е это один из тех инструментов, которым должна обладать любая истинная религия. Потому учение о коммунизме в контексте марксизма есть религия на стадии её формирования.

От Кирилл Д.
К Artur (29.11.2009 05:18:41)
Дата 01.12.2009 02:39:16

Re: Коротко о...

Если Ваше понимание процесса в СССР базируется на теории Л.Н. Гумилёва, наверно, надо обсуждать теорию Л.Н. Гумилёва.
А она сильна в описательной части, а вот в объяснительной... Я бы сказал, во многом остаётся просто вопросом веры.
Ещё такой момент - в Китае даосизм или буддизм - "аналоги" христианства. И они как раз - общественно-политически пассивны. Потому было создано общественно-активное конфуцианство. Это я, в сущности, Вас же и пересказываю. Поправьте, если где перевираю.
Так вот, а конфуцианство-то как раз, никакой метафизики не содержит, вроде бы?
А тогда получается, что коммунизм должен стать не метафизическим "конкурентом" православия, а его практическим дополнением?
Напоследок. Сам Кургинян довольно скептически относится к Востоку и его метафизике. Не видит он там, насколько его можно понять, потенциала развития, а напротив - проявления тьмы (ещё раз отсылаю к "Исаву и Иакову"). А видит он свет в иудео-зороастрийском поясе (вообще его метафизика похожа на зороастризм; если бы он о "синтезе" не заговорил, бы мог подумать, что он просто зороастриец - ну и на здоровье, если так).
Так что, если он, говоря о "религиозном синтезе" и преимуществах иудео-зороастрийской "метафизической зоны" перед восточной (и то, и другое я сам читал в "Исаве и...") и, в то же время, предлагает опираться на метафизико-политический опыт Китая (как я понял с Ваших слов) - это выглядит несколько противоречиво.


От Artur
К Кирилл Д. (01.12.2009 02:39:16)
Дата 01.12.2009 05:41:44

Re: Коротко о...

>Если Ваше понимание процесса в СССР базируется на теории Л.Н. Гумилёва, наверно, надо обсуждать теорию Л.Н. Гумилёва.
>А она сильна в описательной части, а вот в объяснительной... Я бы сказал, во многом остаётся просто вопросом веры.

Не только, просто не хватает времени подробно объяснить, из-за обсуждения вашей же статьи, но я запланировал это, и если ветка о "русской цивилизации" не уйдёт в архив, я помещу сообщение там

>Ещё такой момент - в Китае даосизм или буддизм - "аналоги" христианства. И они как раз - общественно-политически пассивны. Потому было создано общественно-активное конфуцианство. Это я, в сущности, Вас же и пересказываю. Поправьте, если где перевираю.
>Так вот, а конфуцианство-то как раз, никакой метафизики не содержит, вроде бы?

Ни совсем - там мощная философия, на базе которой появилась множество общественных доктрин, и именно в вопросе развития оно не сходится с даосизмом

>А тогда получается, что коммунизм должен стать не метафизическим "конкурентом" православия, а его практическим дополнением?

Возможны варианты. Может быть и по другому, христианство может само вырости и создать свою доктрину развития, и тогда советскому проекту будет очень трудно конкурировать. Одну такую хорошо сделанную работу на форуме выставляли - поищите Молотков

>Напоследок. Сам Кургинян довольно скептически относится к Востоку и его метафизике. Не видит он там, насколько его можно понять, потенциала развития, а напротив - проявления тьмы (ещё раз отсылаю к "Исаву и Иакову"). А видит он свет в иудео-зороастрийском поясе (вообще его метафизика похожа на зороастризм; если бы он о "синтезе" не заговорил, бы мог подумать, что он просто зороастриец - ну и на здоровье, если так).

насколько я могу судить он активно использует китайские наработки в общественной жизни России, вряд ли это говорит о скепсисе

>Так что, если он, говоря о "религиозном синтезе" и преимуществах иудео-зороастрийской "метафизической зоны" перед восточной (и то, и другое я сам читал в "Исаве и...") и, в то же время, предлагает опираться на метафизико-политический опыт Китая (как я понял с Ваших слов) - это выглядит несколько противоречиво.

Думаю он там не ловит, он там спорит