От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
11.06.2004 23:49:38
|
Рубрики
|
Тексты;
|
М. Соколов. Реформирование в тучные годы (*+)
РЕФОРМИРОВАНИЕ В ТУЧНЫЕ ГОДЫ
[ 09:29 10.06.04 ]
http://www.izvestia.ru/sokolov/article146712
Важным элементом стабилизации последних лет было ставшее уже дежурным поношение предшествующего десятилетия (или даже шире - всего
исторического интервала между К.У. Черненко и В.В. Путиным). Управляемая реакция была регулярным механизмом перевода стрелок на
предшествующее царствование, а равно и регулярным заигрыванием с советской символикой и мифологией. Т. е. восстановлением (хотя бы и
декоративным) преемства с советской эпохой - ценой усиленного отмежевания от начальной постсоветской эпохи. Естественно - и от
антинародных реформ начала 90-х.
Поносить предшественников - дело обычное, тем более что вряд ли они полностью безгрешны, но всякий, у которого взор не полностью
затуманен от ненависти, должен признать, что у реформаторов начала 90-х наличествовал ряд извинительных обстоятельств. Обрушение
коммунистического государства (а с ним - и государства вообще) было столь быстрым и стремительным, что никто не знал толком, как
быть и как действовать (всезнающие люди появились позже, а на рубеже 1991-1992 гг. их не было ни видно и ни слышно), - между тем
балансирование на грани полного коллапса принуждало к скорым действиям, и когда умирающему делают экстренный массаж сердца, не
всегда заботятся о целости ребер. Объем ликвидных запасов и ресурсов, могущих как-то подпружинить шоки, был близок к нулю. В стране
быстро устанавливалось двоевластие - все реформаторские мероприятия шли на фоне усиливавшегося клинча между президентом и Верховным
Советом. Наконец, работа в пожарных условиях и при этом малочисленной, неполной командой плохо способствует методическому
разъяснению мельчайших деталей проводимых мероприятий. Работа с гражданами была близка к никакой, тогда как оппоненты правительства
с людьми работали - и весьма.
Такие объективные ограничители правительственной деятельности имели бы место в любом случае - хоть бы кабинет был составлен
исключительно из величайших гениев всех времен и народов. Тот, кто от увлечения (не-)управляемой реакцией отказывается даже слышать
о каких бы то ни было объективных трудностях того времени, имеет, конечно, на это право, однако он должен понимать, какая высокая
планка требований к действиям любого российского правительства тем самым выставляется. Поношением Ельцина и Гайдара вечно жив не
будешь. Пройдет еще немного времени, и управляемый реакционер дождется ответа: "Вы бы еще Хрущева вспомнили". Общий же принцип
"Всякая вина виновата" останется затвержен.
Но тогда совсем не поздоровится нынешней власти, так успешно преодолевающей страшное наследие Ельцина-Гайдара, - да, собственно, уже
нездоровится. Если планка задрана так, что никакие объективные трудности брать в расчет не положено, что тогда сказать о нынешнем
социальном реформаторстве Путина-Фрадкова-Зурабова, вообще не знающих тех проблем, которые стояли перед Ельциным и Гайдаром. Вместо
пустых золотовалютных резервов - проблема, как справиться с притоком валюты. Все-таки пять тучных нефтяных лет. Вместо запредельного
дефицита - устойчивый профицит. Никаких проблем с парламентом. Временной ресурс также завиден: во-первых, можно маневрировать
сроками, ибо нет необходимости работать в режиме пожарной команды, во-вторых, у правительства и администрации (где в результате
широковещательной реформы вновь оказались знакомые все лица, стало быть, с них и спрос - бачили очи, що куповали) было как минимум
три спокойных года, чтобы подготовить более или менее обдуманный план реформирования. Тем более что с общими принципами никто даже
особенно не спорит - требуют всего лишь, чтобы их конкретная проработка не была самоубийственно халтурной. Вместо того является
филькина грамота, к тоже же все время переписываемая. "На охоту ехать - собак кормить" - вот и вся формула реформирования в эпоху
тучных лет и стабильности, так приятно, а главное - сильно отличающаяся от формулы псевдореформирования в эпоху тощих лет и анархии.
В нашу эпоху рейтингов всякому должны быть знакомы хотя бы четыре действия арифметики. Но тогда имеет смысл сравнить ужасные реформы
Ельцина-Гайдара с ожидаемыми блестящими реформами Путина-Фрадкова-Зурабова. Просто берем две дроби, где в числителе - качество,
осмысленность и системность мероприятий, а в знаменателе - благоприятствующие обстоятельства, т.е. наличие жировых запасов,
политическая поддержка, свобода маневра etc. Числители примерно сопоставимы, зато знаменатели 1992 и 2004 различаются на порядки.
Если власть так хорошо реформирует в тучные годы, хотелось бы знать, что будет, когда настанут годы тощие.
МАКСИМ СОКОЛОВ