От
|
Георгий
|
К
|
Администрация (И.Т.)
|
Дата
|
12.05.2004 22:02:33
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Школа в Швеции: идеал? (*+)
http://www.ug.ru/?action=topic&toid=4561&i_id=55
Зарубежный опыт
Забота о благополучии и благосостоянии
Учителя разных стран пытаются сделать учебу для детей увлекательным процессом, когда каждый урок, каждый предмет для них становится
увлекательным путешествием в неизведанное, из которого дети возвращаются эмоционально и интеллектуально обогащенными. Похоже,
шведским учителям это во многом удалось. Каким образом?
Прежде всего они с самых первых месяцев после поступления ребенка в школу пытаются открыть в нем основные, данные ему природой
дарования. Скажем, определяют качества, свойственные будущему ученому, писателю, государственному деятелю, врачу, педагогу,
музыканту. И стараются их развивать, на них опираться умело, скажем, учитывая особенности левополушарных или правополушарных. И в
этом учителям помогают всякие дополнительные службы, и в первую очередь психологи. Большинство учеников шведских школ считают учение
радостным и интересным делом.
Школы Швеции имеют особые обязательства перед каждым учеником. Главная забота - благополучие любого ребенка. В этом заключаются
совместные действия воспитателя по внеклассной работе, главного учителя и специальной службы благополучия детей. Есть здесь и
специальные педагоги для тех ребят, которые не могут освоить программу. Они внимательно следят за тем, чтобы предотвратить всякие
попытки одних детей унизить других. Если школа небольшая, то они обращаются в специальный центр, где есть социальные педагоги и
психологи, а в большой школе есть свои такие специалисты.
В средней школе разные классы часто объединяются в единый блок, в котором один учитель работает в паре со специальным педагогом.
Кстати, в специальную группу часто входят медсестра, социальный работник, психолог и ответственные за судьбу выпускников. Шведский
закон <Об образовании> требует заботы о каждом ребенке.
Социальные работники занимаются социальными проблемами. Они беседуют <по душам> с каждым учеником или с группой или же обследуют
семью, которая считается неблагополучной. Психолог работает с детьми, которые нуждаются в психологической поддержке, ведет
наблюдение за теми, у кого есть проблемы. Кроме того, задача школьной службы состоит также в поиске возможностей устроиться на
работу конкретному ученику или продолжить учебу в другом учебном заведении.
Медики, социальные работники, психологи помогают учителям <лепить> из прекрасного природного материала настоящую личность. Нередко в
трудных ситуациях именно они подсказывают преподавателю, который, казалось, исчерпал все свои педагогические возможности и не знает,
чем ребенку помочь, найти выход, выйти на эффективное сотрудничество с детьми.
Есть в школах совет службы благосостояния. Сюда приглашают учителя или ученика, у которых есть определенные проблемы, которые можно
разрешить только здесь. Одна из задач, которую решает совет, - можно ли того или иного ребенка перевести в другой класс или в другую
школу. Все, кто работает в этой службе, и пользующиеся ее консультацией обязаны соблюдать закон секретности, который защищает
личность. Он касается также родителей и детей. Строгое соблюдение этих мер позволяет защитить ребенка. Все это позволяет учителю
дать каждому ученику полноценное образование.
Дарья ХОХЛОВА, ученица 11-го класса