— Сергей Георгиевич, как вы оцениваете современное состояние белорусского общества?
— Здесь накапливается большой потенциал, который еще не в полном объеме реализовался в благосостояние, но есть большой запас прочности. Главное отличие Беларуси от других стран СНГ в том, что у вас не было деградации. Здесь всегда думали не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. В других постсоветских странах повышение благосостояния если и было, то не носило перспективного, стабильного характера. А это быстро рвется. Вам же удалось обойти такую ситуацию благодаря здравому, я бы даже сказал, крестьянскому смыслу.
— В связи с расширением Евросоюза и НАТО какова ваша оценка перспектив такого нового соседства для нашей страны?
— Потенциальные возможности и их реализация — разные вещи. Потенциальные возможности для Беларуси увеличиваются. Появляются дополнительные возможности для развития и модернизации экономики. Но, учитывая тоталитаризм мышления Запада, который старается всякое разнообразие придушить, возможно, против этого будет сильное давление. Но не всесильны технологии этого давления! Я считаю, что если бы удалось снять конфронтацию с Западом, то были бы очень хорошие перспективы. Шансы есть, но для этого требуется творческая работа и власти, и общества. Общества в первую очередь. А белорусское общество, как и российское, не на высоте общественного вызова. Иногда малообразованный человек мыслит более здраво, чем политики и ученые. Политики, как левые, так и правые, в наших странах живут в иллюзорном мире удобных им представлений и порой не способны реально оценивать действительность. А это создает трагический раскол. Для его преодоления у Беларуси больше шансов. Здесь здравый смысл приобрел институциональную поддержку, нашел поддержку во власти. В России тоже есть здравый смысл, но, к сожалению, как явление конформистское, я бы даже сказал, катакомбное.
— Имеет ли, на ваш взгляд, реальную перспективу Союз Беларуси и России?
— В этом отношении у меня возникает двоякое чувство. С одной стороны, хочется более тесной и разнообразной интеграции. Из Беларуси к нам идут импульсы оздоровляющие. Мышление белорусов, как людей, стоящих на земле, а не витающих в облаках, оздоровляет наше сознание. С другой стороны, я боюсь, чтобы российская шизофрения не поглотила белорусский росток, еще, к сожалению, не очень сильный, если мы очень тесно сойдемся. Российский бизнес, как мы говорим, бессмысленный и беспощадный, может затоптать все перспективное и здравое. Такая же угроза — наше телевидение, если оно хлынет к вам в полном объеме. Поэтому надо не допускать разрыва — это было бы фатально, но и не допускать поглощения. Чтобы не получилось, как в Германии, когда ФРГ поглотила ГДР.
— В белорусском обществе по инициативе главы нашего государства в последнее время проходит широкая дискуссия о выработке национальной идеологии. Иногда раздаются мнения, что государственная идеология как таковая является пережитком прошлого. Каково ваше мнение на этот счет?
— Что такое идеология? Это язык, который бы верно описывал реальность. Необходимо создать такой язык и договориться на нем, что для нас важно, а что нет, что мы не принимаем. То есть переписать наши представления о добре и зле на нормальном языке. Потому что ни советский язык, ни «рыночный» нам реального представления о жизни не дали. Главной опорой здесь станут, как ни странно, люди не очень образованные, например, крестьяне, а также студенты. У научной и политической элиты сегодня, к сожалению, сознание искажено. К примеру, слово «тоталитаризм» может вызвать агрессию у профессора, который пойдет бороться с ним на баррикады, а для тракториста это — пустой звук. Сознание нынешних студентов также не испорчено. Они не были свидетелями спектакля «социализм-капитализм». Поэтому важно создать простой язык, без политических жупелов. И если, к примеру, на такой простой язык перевести претензии белорусской оппозиции к Лукашенко, то они будут выглядеть смешными и детскими. Политиканство таких деятелей — как чтение истмата в окопах. Какие «права человека», когда речь идет о жизни человека?!
— Тема вашей лекции — «Противодействие манипуляции сознанием». Для нас это актуально сегодня. В Беларусь нередко приезжают «борцы за демократию» из западных стран, которые с помощью новых технологий манипуляции сознанием пытаются воздействовать в первую очередь на молодежь. Используются и другие методы. Как же бороться с этим злом?
— Манипуляция сознанием — опасное оружие. Вот пример. Под воздействием красивых речей политиков шахтеры в ряде регионов СССР стали требовать перехода «на рыночные рельсы». Получали они тогда по 600—700 рублей. Как же можно было требовать «рыночных реформ» в дотационной сфере? Добились. Теперь они нищие. Под гипнозом политических аферистов люди сами вырыли себе могилу. Бороться с этим сложно. В первую очередь, на мой взгляд, нужно найти в обществе людей, чье сознание не замутнено современными манипуляторами, кто имеет «иммунитет» в этом отношении и может объективно мыслить. Таких людей государство должно привлечь к этой непростой борьбе.
Большего врага России и русскогонарода, чем Лука, просто нет. Лютого причем. А Сергей Георгиевич во время визита в Минск прославился тем, что обливал поносом Россию и русский народ. Сам свидетель. Это болезнь такая, как приедут из Москвы, так и начинают грязь лить на собственную Родину, а местная шпана нацисткая — вся клика Луки, аж в ладжощи хлопаете. Сидите там за Смоленском и сами себе голову морочите. Нет у России союзников! Есть желающие подкормиться, а такие как Кара- Мурза — предатели русского народа
======
Takedzo 2004-05-07 10:55:59
Я давно заметил, что у Сергея Георгиевича Кара-Мурзы с некоторых пор проявляется откровенная ненависть к современной России временами переходящая в русофобию. Тут вам и "российский шизофренизм", и "катакомбный здравый смысл", и везде деградация, только Белоруссия в шоколаде.
Неясный такой момент: мало того, что в Белоруссии не было деградации, там ещё и потенциал накапливается, оказывается, только вот незадача, — он в благосостояние никак не перерастёт, этот потенциал. Как понимать? Значит в советское время в Белоруссии было так плохо, что с накоплением потенциала и без деградации лучше не стало?
"Расщепление сознания, расщепление сознания, манипуляция, манипуляция", — а мне кажется, что от этого сайта сознание ещё сильнее расщепляется. По крайней мере тошно становится. Все материалы (почти все) навязывают мысль об ущербности нынешней России, её полной несостоятельности, несамостоятельности, отсутствии у неё будущего. Такое ощущение, что Кара-Мурза остался во времени конца 80-х — начала 90-х, до сих пор у него интеллигенция и шахтёры виноваты. До сих пор у него экономический спад, явный рост за последние несколько лет — это флуктуации, случайные. Ясное дело, что этот рост — фигня по сравнению с возможностями (и потребностями!), но не надо говорить, что его нет. Какая разница чем он обеспечен — ценами на нефть или не ценами на нефть.
========
Takedzo 2004-05-07 11:19:13
Товарищ Кара-Мурза учил, что сравнивать можно только сопоставимые вещи. Считаю, что сравнивать Россию и Белоруссию — некорректно. У Белоруссии, повторяю, нет многих "вещей". У неё нет нефти (лакомого кусочка для многих), Чечни, Чукотки, Заполярья, Байконура, Татарстана, Тузлы, Калининграда, Приморья, Севастополя, Курильских островов.
Давайте сравнивать не Белоруссию и Россию, а Белоруссию тогда и Белоруссию сейчас, Белоруссию сейчас и гипотетическую Белоруссию в составе Союзного госсударства, гипотетическую Белоруссию в составе Союзного госсударства и гипотетическую Белоруссию в составе ЕЭС. Очень интересные вещи откроются.
А по поводу Союзного государства мысль посетила — в истории нет ни одного успешного примера конфедерации (союза с несколькими центрами), они все либо превращались в федерацию, либо распадались.:)