Гость <Санкт-Петербургских ведомостей> - вице-губернатор Петербурга -
председатель комитета экономического развития, промышленной политики и
торговли Сергей ВЕТЛУГИН
Если перед Россией в обозримом будущем стоит именно такая задача, то у
Петербурга есть все возможности взять более высокую планку
На вопрос, за что отвечает комитет, возглавляемый Сергеем Ветлугиным, можно
ответить одной фразой: за все, что происходит в городе. В первую очередь,
конечно, за экономику - от оборонного заказа до уличной торговли. За
финансовое благополучие бюджета и горожан - понятно, что оно связано с
экономической ситуацией. За градостроительную концепцию, ведь она строится
на существующей и перспективной схемах размещения промышленных и бизнес-зон,
жилых массивов, транспортных потоков между ними. За городской заказ, за
взаимодействие с профсоюзами и работодателями, развитие малого бизнеса и так
далее. Конечно, в составе администрации города действует десяток профильных
комитетов - по транспорту, жилищный, по инженерному обеспечению и так далее.
Но они тратят бюджетные деньги. А комитет экономического развития
(сокращенно КЭРППиТ) помогает городу их зарабатывать, поэтому все вопросы,
вплоть до того, какую зарплату будут в этом году получать библиотекари и
сколько новых автобусов город закупит, завязаны на него. Уверены, нашим
читателям, как и нам самим, интересно получить информацию, как говорится, из
первых рук.
- Сергей Юрьевич, губернатор не раз заявлял, что через три года бюджет
Петербурга, который сейчас составляет 75,6 миллиарда рублей, должен вырасти
до 100 миллиардов. Многие воспринимают это просто как красивое заявление в
последний год полномочий...
- Тогда я скажу еще <красивее>: в принципе на этот уровень можно было бы
выйти не в 2005-м, а уже в будущем году. Но это очень жесткий экономический
вариант, избран более компромиссный путь.
- Так почему бы не проявить жесткость? 100 миллиардов того стоят.
- Если считать, что цель оправдывает средства, то да. Чтобы поднять доходы,
можно приватизировать или обанкротить пару сотен ГУПов (ГУП -
государственное унитарное предприятие. - Ред.), которые не приносят прибыли,
хотя и выполняют социальные задачи. Можно обанкротить хотя бы половину из
тех 25 процентов предприятий, акционерных обществ, которые из года в год
показывают в отчетах убытки. Их помещения будут переданы малому бизнесу,
который за такой подарок увеличит свою долю в налоговых поступлениях с
нынешних 30 до примерно 40 процентов. Можно пригласить в город мощные
иностранные компании, которые вышибут с рынка слабых местных производителей,
но зато создадут <дорогие> рабочие места и дадут нам высокие налоги.
Вообще чем жестче конкуренция, тем больше денег. Но, скажите честно, у нас
все к этому готовы? Мы до сих пор боимся вступления в ВТО, в которой состоят
в десятки раз более слабые, чем Россия, страны. Если бы руководство города
выбрало жесткий вариант, думаю, нас не поддержали бы партнеры по
трехстороннему соглашению - Федерация профсоюзов и Союз промышленников.
- Возможно, но сейчас тот же Союз промышленников очень высоко оценивает
работу вашего комитета. Даже самые <рыночные> директора предприятий говорят,
что заявление о промышленной политике города, принятое в начале нынешнего
года, - это первый внятный, четкий и устраивающий их документ на эту тему за
весь период с начала реформ.
- Тем самым союз и себя хвалит, ведь мы вместе эти 14 принципов промышленной
политики разрабатывали.
- На днях опубликованы данные опроса ведущих экономистов и хозяйственников
страны как раз на эту тему: есть ли в России промышленная политика? Две
трети ответили, что нет. Одна треть сказала, что есть - она заключается в
лоббировании сырьевых отраслей: продадим больше нефти и газа в Европу,
Турцию и Китай. Можно, за неимением лучшего, и это считать политикой, но
популярностью она явно не пользуется. Может, федеральный центр
заинтересуется петербургским опытом? В чем заключается наша политика? И как
вам удалось обойти главный рыночный постулат о невмешательстве государства в
экономику так, что в результате все довольны?
- Мы его не обходили. Государство действительно не должно командовать
экономикой, ни к чему хорошему это не приводит. В то же время отсутствие
политики - худшая политика из всех возможных. Чтобы выйти из логического
тупика, нужно просто правильно использовать термины. Считается, что
проводить политику - значит командовать. Мы подошли с другой стороны. Наши
14 принципов - это правила для нас, для госаппарата. Мы принимаем на себя
обязательства делать то, то и то. Мы работаем на экономику, а не она на нас.
Перечислять все разделы нового документа здесь, наверное, нецелесообразно.
Главное, что мы, госаппарат, устанавливаем общие правила игры и смотрим,
чтобы они соблюдались.
Конечно, когда мы свели все это в единый документ, он вызвал интерес в
Москве. Его взяли в Госдуму, в Совет Федерации. Останется ли на нем после
всех рассмотрений пометка <сделано в Петербурге>, я не тревожусь. У нас как
в <оборонке>: новую разработку отдаем рынку, но в портфеле имеем что-то еще
более современное. Пока в столице будут переваривать принципы промышленной
политики, у нас будет готов новый, еще более значимый, документ - программа
социально-экономического развития Петербурга с перспективой до 2020 года.
Если в стране все будет благополучно, она позволит именно Петербургу выйти
на европейские стандарты жизни.
- Большинство экономистов считают, что в 2025 году Россия в лучшем случае
догонит по уровню жизни Португалию.
- У Петербурга перспектива лучше и более близкая.
- У вас в запасе какое-то экономическое <ноу-хау>?
- Для России наша стратегия развития действительно новинка. Привлекая
инвесторов, развивая промышленность, мы в то же время исподволь создаем
условия для перехода к постиндустриальной экономике.
- Это очень интересно, но не будем затрагивать такие темы вскользь. У нас
еще много вопросов, как говорится, на злобу дня. К примеру, вы сказали, что
сейчас в городе для всех будут одни правила игры. Но ведь законы всегда были
для всех одинаковы.
- На бумаге - да. На самом деле в конкурентной борьбе любая компания
пытается использовать все мыслимые приемы: лоббизм, родственные и дружеские
связи, поддержку из Москвы, свою социальную специфику, оплаченный в
предвыборных кампаниях политический ресурс. Недавно имел разговор с
руководством одной крупной торговой сети. Ребята молодые, считают, что если
сумели заработать много денег, у них какой-то особый статус: никто их не
должен проверять, помещения, контракты им на блюдечке подадут. Сначала я
распорядился их проверить - и много чего контролеры нашли, потом объяснил,
что им же выгодней играть по общим правилам. Да, они не будут иметь льгот,
но зато льгот не будет и у конкурентов.
- Как увязывается промышленная политика города с политикой выселения
предприятий на городские окраины? И к чему это приведет, ведь уже сейчас
создается впечатление, что половина города не работает, а <добирается> с
работы и на работу.
- Предприятия не солдаты, строем не ходят. К каждому подходим индивидуально.
Есть, к примеру, <Красный треугольник>, который нужно было закрыть, и его
закрыли. Калоши можно делать и за пределами центра Петербурга. Теперь можно
будет привести в порядок соседние улицы, которые завод отравлял. Обуховский
завод, занимающий огромную территорию на берегу Невы, мы, напротив, сумели
спасти от банкротства. Сейчас распутываем клубок проблем, завязанных на
теплоснабжении самого предприятия и отоплении соседних микрорайонов.
Разберемся - можно будет высвободить часть территории, а остальное заставим
привести в порядок, чтобы не было ни грязных корпусов, ни покосившихся
заборов. Был на днях на старом предприятии на Петроградской стороне. Они
сами отказались от излишков территории и в освободившемся корпусе
оборудовали бизнес-центр.
Никто не посягает на экологически и финансово благополучные предприятия, но
будем добиваться как сокращения их территорий - избыток есть у всех, так и
благоустройства. Но с устаревшим станочным парком, которому нужны огромные
цехи и тысячи работающих, все равно нужно расставаться. А современные
технологии по определению малолюдны. И по финансовым показателям
предприятиям выгодней будет размещать свои новые роботизированные комплексы
в компактных новых цехах в промзонах, а не на городских площадках.
- Это учитывается в новом генеральном плане города, работа над которым
сейчас идет?
- Разумеется. Генплан должен строиться на основе программы
социально-экономического развития, все параметры архитектурным и
градостроительным службам мы выдали. В городе - и в старых, и в новых
районах - должно быть больше свободных, открытых пространств. Нужна
благоустроенная и приспособленная для отдыха береговая черта Финского залива
и рукавов Невы. Должны быть новые районы малоэтажной и смешанной застройки,
такие, чтобы люди охотно переезжали в них из перегруженного центра. Нужна
новая инженерная инфраструктура, преимущественно локальная, чтобы не тащить
через весь город трубы от ТЭЦ и очистных. Будут новые мосты и даже тоннели
под Невой - на размыве мы набрались опыта проходки, скоростной диаметр и
новая схема движения транспорта.
- Раз уж мы заговорили об исторической части города, которая находится в
довольно плачевном состоянии, - как вы оцениваете введение платы за
капитальный ремонт? Разве она решит проблему?
- Расцениваю как проявление ведомственного интереса жилищников. Провели
аппаратную игру, сделали рекламу своему новшеству. У нас был серьезный
разговор. Я спросил: господа, когда дойдет очередь до ремонта среднего
петербургского дома? Через 25 лет? Давайте заглянем в свои паспорта и
прикинем, по сколько будет нам, сегодняшним чиновникам, через этот срок?
Ответить за свои обещания мы уже не сможем. Значит, не имеем права их и
давать. Плата за капремонт, наверное, нужна. Но сначала дайте расчеты по
каждому дому: куда пойдут деньги, кто и когда их использует.
К тому же жилищники <продавили> это в обход трехсторонней комиссии, хотя мы
должны согласовывать повышение квартирных платежей с профсоюзами.
Неудивительно, что сейчас в ЗакСе начался процесс отмены этой скороспелой
новации.
- Так и обязательное введение смарт-карт для проезда на городском транспорте
тоже ни с кем не согласовывали.
- Это еще один пример торопливой инициативы и ведомственного интереса. Да,
есть программа <Электронная Россия>. Примерно к 2006 году горожане должны
получить универсальные смарт-карты - при массовом тираже они будут стоить
копейки, а не 155 рублей. На эти карты будет идти бюджетная дотация на
коммунальные платежи, будут поступать детские пособия, зачисляться
<льготные> деньги и, в том числе, этой картой можно оплачивать проезд на
всех видах транспорта. Никакого навязывания карт для пользования городским
транспортом быть не должно.
Откуда такие вещи берутся? У многих комитетов, ГУПов есть собственные
интересы. Зная, что наш комитет таких интересов не имеет (мы отвечаем за
город в целом), они пытаются пронести какие-то документы мимо нас.
От редакции. К сожалению, рамки газетной публикации не позволяют полностью
изложить беседу с нашим гостем. Говорили мы о том, почему в городе так много
аптек, в которых мало лекарств, каким будет городской пассажирский
транспорт, как и на чем будут ездить льготники, куда направится щит
<Виктория> после проходки размыва. Если у читателей газеты будут еще вопросы
к вице-губернатору С. Ветлугину, мы пригласим его на новую встречу. А пока -
последний вопрос.
- Сергей Юрьевич, не помешает ли политическая ситуация, предстоящие выборы
достижению озвученных вами достаточно амбициозных целей развития города?
- Может, только в каком-то краткосрочном плане. Мы два года работали над
анализом, а потом и планированием развития города. У нас сейчас, может быть,
одна из лучших в стране команд экономистов, мы не гадаем, а точно знаем -
каким будет город через год, три, десять лет при тех или иных условиях. Даже
с учетом возможных негативных моментов прогноз развития благоприятный. При
стабильных условиях вероятность того, что Петербург выйдет на европейский
уровень еще до того, как мы выйдем на пенсию, почти сто процентов.