От Вершинин Владимир Ответить на сообщение
К Кирилл Д. Ответить по почте
Дата 13.12.2009 02:19:30 Найти в дереве
Рубрики Культура; Ссылки; Теоремы, доктрины; Версия для печати

"Страсти по революции"

Какие, однако, "страсти по революции" разгорелись. Но, возможно, поможет дискуссии монография "Цивилизации. Универсалии и самобытность" специалиста по теории цивилизаций академика Б.С.Ерасова, в которой читаем:

"В постсоветском "откатном" мышлении термин "революция" <...> претерпел характерные семантические изменения. Из культового и лозунгового символа этот термин превращался в смыслообразующий компонент официальной идеологии и существенный элемент общественного мировоззрения, чтобы затем в результате стремительной смысловой инверсии превратиться в критикуемую, охаиваемую и "проклятьем заклейменную" идиому. Этот термин почти исчез из научного дискурса, приобретя хулительный смысловой оттенок: "заблуждение", "доктринальное видение", "политическая авантюра", "узурпация власти", "катастрофа", "прорыв варварства", "бессмысленный бунт" и т.д. <...> Демонизация прежде столь, казалось бы, перспективных для мировой истории процессов была доведена до отказа от категории "революция" при анализе реальной истории. А советский период, ставший прямым продуктом некогда "Великой" революции, превратился в "провал истории", предмет изъятия из "нормы" исторического процесса. Степень выразительности этого экспрессионизма в идеологической публицистике можно прямо соотнести с предвзятостью авторов, озабоченных лишь совместимостью своего текста с текущей идейной инверсией. <...> Содержательный анализ революционных процессов в различных обществах вскрыл некоторые особенности их общей динамики, существующие наряду со спецификой той или иной цивилизации или политической системы. Одной из важнейших особенностей этой динамики стала "реставрация" как некоторое возвращение общества к предшествующим принципам и элементам регуляции, обеспечивавшим его устойчивость и сохранившим свое значение и после основательных перемен. В политическом плане это нередко обозначалось как "термидор", а в культурном - "возвращение к культурному наследию", "возрождение" и т.п. <...> Содержательный анализ революций с позиции теории цивилизаций мы находим у Ш.Эйзенштадта. <...> РЕВОЛЮЦИИ - ПРОДОЛЖЕНИЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕТЕРОДОКСИИ [религиоведческий термин, обозначающий течения в рамках одной конфессии, отличающиеся от ортодоксии разной степенью отхода от институционально принятых принципов и ритуалов]. Они имели место в социокультурной среде, которая сформировалась в рамках "ОСЕВЫХ" цивилизаций, и стали продолжением и завершением движений инакомыслия и ПРОТЕСТА, возникавших в различных обществах на протяжении веков. <...> Ш.Эйзенштадт прямо связывает революции с процессами модернизации обществ как в социально-политическом, так и в мировоззренческом планах, а следовательно, и с основами цивилизации нового времени".

Добавим к этому то, что все мы воспитаны одной из "осевых" цивилизаций, а ментальные реакции человека на раздражители опосредованы его прошлой культурной историей, овнутренной в его сознании.