От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 24.06.2004 22:04:05 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

1. Психологические особенности русского архетипа(+)

Глава 3
Традиционные установки сознания и социального поведения русских

Понятно, что моральные и этические ценности не всегда совпадают в разных культурах. Например, известно, что русским несвойственны
такие приоритеты французской цивилизации, как уважение мастерства, хозяйственности и богатства, а также услужливая
благожелательность, улыбчивая любезность, нонконформизм, бескомпромиссность, вольнодумство, скептицизм, легкомыслие, картезианство,
любовь к здравому смыслу, фрондерство, гедонизм, откровенный индивидуализм, всеобщая приверженность к <правилам хорошего тона> и
другие качества французской ментальности [55].
Даже не читая эту книгу, можно заранее предполагать, что француза в русских неприятно поразят их неулыбчивость, недоверчивость по
отношению к <чужим>, непунктуальность, вспыльчивость, их негибкость и твердая убежденность в собственной правоте, манера есть не в
строго определенные часы, а <как придется>, отсутствие принятых в Европе <хороших манер> (например, за столом) и многое другое.
Многие реалии российской жизни будут восприняты как противоречие <здравому смыслу> европейца, от чего может появиться даже чувство
обиды и психологического дискомфорта.
С другой стороны, ведь и французам далеки и не всегда понятны многие важные для каждого русского вещи. Например, то, что в России
важнейшей ценностью для личности является <ее социальная значимость>: русскому человеку очень важно знать, насколько его признают и
уважают окружающие люди, способен ли он как-то влиять на ход дел. Французы к этому относятся гораздо спокойнее.
Для русских характерна ориентация на общественное мнение (мир, общество, государство, коллектив сотрудников), горячая жажда
справедливости, приоритет эмоциональных ценностей перед материальными, взаимопомощь, беспечность (русское <авось>, <небось> и
<как-нибудь>) и многое другое, о чем пойдет речь дальше. Таким образом, француз, привыкший решать проблему исходя из собственного
мнения, будет сбит с толку, поскольку он не в состоянии уловить сложной паутины взаимоотношений в русском коллективе и то, почему
они не всегда <стыкуются> с его решением. К тому же его неприятно поразят неритмичность и <авралы> в работе, частые <перекуры>, а
может вообще сложиться впечатление о том, что русские, эти <обломовы>, не хотят работать. Но это не всегда правда, а если и правда,
то далеко не вся.

 1. Психологические особенности русского архетипа

<Нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав>
<У каждого чина - своя причина>

Русские народные пословицы

Согласно К.Г. Юнгу, <архетип - это коллективное бессознательное, это то общественное (нормы, представления, предрассудки, мифы),
которое впечатано в сознание каждого индивида> [2]. Употребляя это слово, мы будем иметь в виду <ключ> к <коду> национального
характера. Причем среди русских людей преобладает, по выражению К.Г. Юнга, <интуитивно-чувственный психологический тип>, или как он
его еще называл, <интуитивно-этический интраверт>.
Если говорить проще, то, по объяснению самого К.Г. Юнга, такому типу людей свойственны особые способности к предчувствию, развитая
интуиция, особое чувственное восприятие жизни. Для них характерна сосредоточенность на внутренней (душевной, духовной) жизни. Ведь
не случайно основополагающими понятиями для русских служат <душа> (с этим словом в русском языке найдется множество пословиц и
поговорок), <правда> (в отличие от рассудочной <истины>) и др.
Слово <совесть> как отдельная лексема отсутствует в европейских языках, поскольку переводится словом, производным от латинского
consientia, что соответствует русскому слову - <сознание>. Исторически получилось так, что русские слова <совесть> и <сознание>
переводятся на европейские языки одним и тем же словом, что говорит о размытости смысла и неразличении этих понятий. А ведь сознание
и совесть для русского - вещи совершенно неравнозначные и неравноценные! Для русских важнейшее условие счастья - это <чистая
совесть>, на которой не лежит камнем сознание вины перед кем-то, потому что <Совесть без зубов, а грызет>. <Хоть мошна пуста, да
совесть чиста>, - говорят они себе в утешение, когда удалось преодолеть соблазн, не совершить дурного, даже потеряв что-то при этом.
Чувственное восприятие жизни русских объясняет, почему в них больше восточной иррациональности, чем западной рациональности, откуда
идет их особая страстность. Эмоции у них чаще преобладают над разумом, а страсти- над материальными интересами. При решении трудного
вопроса русский человек будет руководствоваться чаще <голосом сердца>, а не рассудком. От него трудно требовать объективности,
<разумности>, спокойного подхода к делу и жесткой логики.
Экстремизм и максимализм выражается в типичном требовании: <все или ничего>. Общеизвестен русский максимализм и экстремизм, который
в его крайней форме выражен в стихотворении А.К. Толстого:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Эта склонность к экстремизму в характере русских объясняет, почему столь многие события в истории России проявлялись в
гиперболической форме, были столь грандиозны по замыслу: например, действия Петра Великого, построившего за несколько лет столичный
город на болоте; фанатичное принятие и проведение идей марксизма; наивный энтузиазм и шпиономания при Сталине; сейчас - бессовестное
выпячивание своего богатства <новыми русскими> и т.п.
Чувственное восприятие жизни у русских выражается и в том, что они нуждаются в близких контактах, во взаимопонимании, эмоционально
зависят от своего окружения. При этом в России нет личного и семейного изоляционизма, зато есть <чувство локтя>, привычка к
публичности, ощущению себя среди <своих>.
К числу свойств русского народа принадлежит и чуткое восприятие чужих душевных состояний. Отсюда живое общение даже мало знакомых
людей друг с другом, легкость завязывания знакомства: через час людям кажется, что они знали друг друга чуть не всю жизнь.
Показательно, что англичане, американцы и французы не понимают речи собеседника при малейшей ошибке в произношении, потому что их
внимание сосредоточено на внешней стороне речи, на ее звуках. Русский человек, наоборот, обыкновенно понимает собеседника даже при
очень плохом произношении: его внимание направлено на внутренний смысл речи, который он интуитивно улавливает. Поэтому русский язык
комфортно изучать в России: никто не станет раздражаться от неправильной речи, окружающие будут стараться понимать даже то, что вы
не можете выразить.
Русским нелегко переносить сенсорный голод, отсутствие впечатлений и близких отношений между людьми. Не менее тягостна и даже
ненавистна им повседневная рутина, излишняя размеренность, <мелочность>, т.е. то, что западный человек, напротив, считает нормой и
основой жизни.
Многими отмечается, что в отношениях с другими людьми русские как-то по-детски доверчивы, тут же признают положительные свойства
любой новизны, новой идеи, новых форм и стараются перенять все новое, легко подчиняясь моде, авторитету сильного, волевого человека.
Для западных людей характерно вербально-логическое, а для русских - образное, интуитивное мышление. Западный человек действует по
своей воле и рассудку, у него гораздо меньше развита <обратная> связь с собеседником, он не делает усилий углубиться в смысл беседы:
он слышит только то, что было сказано, не пытаясь домыслить услышанное.
У русского же сначала работает воображение и интуиция, а уже потом воля и ум. Русский человек более многослоен, у него развита
способность понимать подтекст сказанного, отношение говорящего, его тайные замыслы и пр. Отсюда идет широко распространенное мнение,
будто <западные> люди как бы проще, что они более <прямые> и открытые, чем русские, потому что логично рассуждают и выражают только
то, что думают. Более того, иногда выражается даже мысль о <неискренности> и <лживости> русских. Надо сказать, что <открытость> и
<прямота> совсем иначе понимаются самими русскими. Добавим, что иногда европеец может стыдиться и даже пугаться чужой искренности,
совести и доброты как <глупости> или желания <навесить на него> свои проблемы. А русский прежде всего ждет от другого человека
именно доброты, совестливости и искренности.
Другое дело, что для них тяжело перенести свои предчувствия и эмоции в рациональную форму конкретных решений. Они долго, сложно и
глубоко думают над серьезными вопросами бытия. Но это совсем не значит, что долгие раздумья приведут их к определенным решениям или
решительным переменам в жизни. Способность мобилизовать себя для конкретной деятельности у них неразвита, находится <на уровне
ребенка>. Поэтому любая критическая ситуация, когда нужно собрать волю, проявить самостоятельность, может вызвать у русского
<детские реакции>.
В такой ситуации он более всего склонен обратиться <к старшему> - к <умному человеку>, к начальнику, к государству. Поэтому в его
сознании доминирует желание <жить в сильном государстве>, которое защитило бы его интересы или, в крайнем случае, заставило бы его
самого собраться для выживания.
На этой ментальной особенности русских построены, например, сюжеты пьес А. Чехова. Французы, например, часто указывают на трудность
в восприятии содержания этих пьес: по их мнению, в течение нескольких часов герои пьесы неимоверно страдают, много говорят, пытаются
найти выход из неприятной ситуации, в кульминации пьесы - обязательный скандал. В конце концов, герой доведен до истерики и все
зрители ждут развязки. Но нет, увы! Все остается по-прежнему.
Примерно так ведут себя герои в известном фильме Н. Михалкова <Неоконченная пьеса для механического пианино>. Казалось бы, в конце
фильма всем ясно, что герой не может дальше продолжать двойную жизнь во лжи и обмане, он не в силах пережить унижение и готов
покончить с собой... Самоубийство не получилось, герой затихает и бессильно смиряется: <Ничего нельзя изменить в этой жизни, не
стоит и пытаться>.
По такой схеме живет очень много людей в России. В сложных ситуациях русский человек импульсивен, он может сам довести себя до
отчаяния и истерики, но ему трудно решиться на что-то окончательно. При угрозе конфликта он предпочитает не бороться, а уступить.
Для него гораздо важнее сохранить <нормальные> отношения с окружающими людьми, чем вступать с ними в конфликт, даже если при этом
страдает справедливость, столь важная для него.
К характеристике русского архетипа К.Г. Юнгом (<интуитивно-этический интраверт>) следовало бы добавить еще одно общепризнанное
качество русских, а именно противоречивость. Многие русские философы и историки обращали на это качество пристальное внимание,
объясняя его, во-первых, положением России между Западом и Востоком, а во-вторых, тем, что в русской душе соединилось христианство с
особенностями языческого мироощущения, которое так и не изжито до сих пор. Можно назвать и третью причину такой противоречивости -
это сама русская история с ее вечным конфликтом между государственным могуществом и инстинктом свободолюбия народа [12].
Далее следует остановиться на жестоком, но справедливом постулате: трудно отрицать постепенное разрушение, деформацию традиционного
русского архетипа. Так, советская система усилила внешнюю противоречивость русских и способствовала этому разрушению. Выше мы уже
говорили о том, как жестоко русский характер деформировался под влиянием <квартирного вопроса>. А ведь это только один из аспектов
действительности, были и многие другие.
Система советской жизни воздействовала на черты русского характера разрушительно, и всегда в худшую сторону. Как точно отметил А.
Солженицын в книге <Россия в обвале>, <советский режим способствовал всегда подъему и успеху худших личностей>, и, добавим -
уничтожению лучших. Например, взамен традиционных моральных принципов в сознание людей насильно вбивались идеологические постулаты:
<Кто не с нами- тот против <ас>,значит он- враг народа; <Отдать свою жизнь во имя коммунизма> - это подвиг, а <В жизни всегда есть
место подвигу!> и т.п. Вот почему в 20-е годы стал возможен такой чудовищный случай в глухой сибирской деревне, когда юный пионер по
имени Павлик Морозов донес на своего отца, что он прячет хлеб от колхоза. Семья маленького предателя осталась без хлеба, а
несчастный мальчик был в отместку убит. Пропаганда сделала его национальным героем: его именем называли пионерские отряды, корабли,
улицы и т.п. О моральной стороне дела тогда редко кто задумывался...
Сама социальная структура советского общества также деформировала русских людей. Особенно негативно повлиял новый постулат
приоритета рабочего класса в обществе, вторым (менее важным идеологически) классом было объявлено крестьянство. А вот для
интеллигенции в этой структуре нашлось место только <прослойки>, как в пироге - тонкая прослойка варенья между двумя пышными
лепешками, в общем - очень скромное место. Интересами <прослойки> можно было и пренебречь: оплата труда и условия жизни у
интеллигенции были на порядок ниже, чем у рабочего класса. Фраза <Я- из рабочих!> пролетариями произносилась гордо. В бытовой жизни
к людям с интеллигентной внешностью можно обратиться снисходительно: <Эй, шляпа\> (это о не очень сообразительном, рассеянном
человеке). О мягком человеке могли сказать, что он <гнилая интеллигенция>, <А еще очки одел! Надень вторые!>. К потомственным
интеллигентам относились не только свысока, но и с подозрением, словно ожидая от них досадных сюрпризов.
Униженное положение людей умственного труда неминуемо толкало их на конформизм, услужливость и изворотливость, демонстрацию
собственной лояльности, которая в силу привычки иногда становилась личной убежденностью. Это объясняет, например, почему писатели
так ополчились в свое время на А. Солженицына: они оказались не в силах простить ему внутренней свободы духа и попытались при этом
<выслужиться> перед своим начальством.
Совершенно разрушительно на моральные устои общества действовала <номенклатура>. На практике она обозначала наличие особой системы
распределения внутри узкого круга <прикормленных> начальников, которые держались друг за друга, образуя цепь круговой поруки. Но
было бы еще полбеды, если б речь шла только об ограниченной группе лиц. В конечном итоге произошло смыкание в круговой поруке
номенклатуры с криминальными элементами (группировками), ведь у них одни и те же принципы: одни стоят над законом, а другие - вне
закона, и тем и другим <законы не писаны>. Практика круговой поруки была подхвачена массами на бытовом уровне, породила <приписки>
(завышенные цифры в отчетах), воровство, когда с работы каждый <нес> (т.е. тащил в дом) все, что могло пригодиться (отсюда слово
<несуны>). Это усилило скрытность россиян, недоверчивость к любой власти, цинизм.
На моральном здоровье россиян отрицательно отразился также уникальный, единственный в своем роде опыт массового заключения граждан в
лагеря (ГУЛАГ). Это дало массу людей с искалеченными судьбами и здоровьем (в том числе и психическим), приучило их к неизбежности
лгать и притворяться, породило особый язык, фольклор, анекдоты, своеобразную литературу, даже музыку, песни (сейчас этот песенный
жанр манерно называется <русский шансон> - с <французским> произношением в нос) и проч. У целого поколения людей выработалось особое
качество - <страх на генетическом уровне>. А это, в свою очередь, сформировало новую логику в поведении: <как бы чего не вышло> -
лучше ничего не делать. Молодежь, которая стала новым социальным лидером после краха СССР, получила от старших сограждан название -
первое <поколение непоротых> (т.е. не битых), и поэтому лишенных <страха на генетическом уровне>: они не боятся ничего, потому более
динамичны и успешны в любых действиях.
Кажется, что сильнее всего русский характер деформировала сама двойственность и лицемерие советской жизни: это колоссальный разрыв
между правящей элитой и народом; жесткое вмешательство государства в личную жизнь - и открытое беззаконие; агрессивная
государственная пропаганда - и полное равнодушие народа к политике; тотальный государственный атеизм - и скрытая религиозность;
официальная мания гигантизма - и жалкий быт бедных людей с очередями, <доставанием> самого необходимого, с поисками <левых> доходов,
с <блатом> и мелким жульничеством <несунов>, которые тащат с работы домой все, что может пригодиться. А главная двойственность
советской жизни состояла в инстинктивном желании рядового человека любым способом отделить свою личную жизнь от общественной.
Поэтому в общественных местах россиянин обычно внешне был хмур, неприветлив, строг, деловит, насторожен и равнодушен. Он внешне
демонстрировал свою лояльность, трудовой энтузиазм и т.п., а в тесном кругу <среди своих> мог стать неузнаваемым: улыбчивым,
сердечным, сентиментальным, открытым, критически воспринимающим все происходящее и т.д. Внешне это еще больше усиливало свойственную
русским противоречивость их характера.
Иностранцы, не утруждающие себя желанием заглянуть поглубже в российскую жизнь и понять причины такой непоследовательности в
поведении одного и того же человека в разных ситуациях, сделали расхожим штампом идею <двойственности>, <дихотомии>, загадочности, и
даже лицемерия и лживости русских56. Неудивительно, что к описанию русского характера так подходит образ крутых <русских горок> - с
их взлетами, падениями и неожиданными поворотами. Ибо в русском человеке можно найти практически все: склонность к национализму - и
открытость всем культурам и новым идеям; жестокость - и необыкновенную жалостливость; способность причинять страдания - и умение
глубоко сострадать чужой боли; привычку повиноваться, уважение к власти - и вольнолюбие, удальство, вплоть до анархизма; умение
самозабвенно трудиться, забыв обо всем не свете - и расслабленность, пассивность, лень, желание посозерцать, перекурить, <посидеть в
компании> и в рабочее время <излить душу> друг другу...
Все эти качества характера, которые можно найти и в европейцах (но там они как бы <смазаны> и скрыты <корсетом> цивилизации,
правилами этикета).
Результаты этнопсихологических исследований подтверждают, что в сознании русских сегодня сталкиваются противоречивые установки и
стереотипы поведения. Так, на основании опроса 305 человек, проведенного учеными в нескольких крупных городах России, были выявлены
основные типы поведенческих ориентации [57]:

1) на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость);
2) на духовные ценности (справедливость, совесть, правдивость, талантливость);
3) на власть (чинопочитание, сотворение кумиров, управляемость и т.д.);
4) на лучшее будущее (надежда на <авось>, безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т.д.);
5) на быстрое решение жизненных проблем (привычка к авралу, удальство, высокая трудоспособность, героизм и т.д.).
Рассмотрим более подробно некоторые установки в сознании русских.