От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 18.06.2004 21:05:20 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Некошерные солдаты (*+)

http://www.left.ru/2004/9/shraiman108.html

Шели Шрайман
Некошерные солдаты

http://www.homeru.com/news/mod-subjects-viewpage-pageid-123.html

Когда солдат-нееврей идет служить в израильскую армию, это не вызывает вопросов. Когда он просится в боевые войска, это тем более не
вызывает вопросов. Наша страна всегда нуждалась в героях и особенно нуждается в них сейчас. Вопросы возникают тогда, когда
солдат-нееврей погибает.
Во-первых, где его хоронить?
Во-вторых, может ли его мама на законных основаниях поселиться в стране, где он похоронен, чтобы быть поближе к могиле сына и иметь
возможность ее навещать?
У раввината всегда однозначные ответы на эти вопросы: нееврей не может быть похоронен рядом с евреями. Закон о возвращении не
распространяется на маму-нееврейку, даже если ее сын погиб, защищая Израиль.
У израильского общества на сей счет мнение другое: в ситуации военного времени, когда солдаты-неевреи рискуют жизнью, защищая
страну, безнравственно отказывать им в элементарных правах, которыми обладают другие ее граждане.
Общественное мнение - великая сила. Порой оно представляется мне в образе древнего тарана, медленно, но верно пробивающего
несокрушимую стену. Как бы то ни было, но под давлением общественного мнения удалось добиться того, что на израильских кладбищах
появились участки альтернативных захоронений, а солдат-неевреев, погибших во время несения службы, стали хоронить с теми же
воинскими почестями, что и солдат-евреев.
Однако в марте нынешнего года межминистерская комиссия умудрилась проголосовать за высылку из Израиля родителей солдат-неевреев.
Против высылки голосовали Томи Лапид и Авраам Пораз (Шинуй), за - Меир Шитрит, Цахи Ханег-би (Ликуд), Звулун Opлев (Мафдал), Бени
Аялон (Ихуд леуми). Три члена комиссии - Натан Щаранский, Ципи Ливни и Зеэв Бойм (Ликуд) на голосование не явились и мнения своего
по поводу обсуждаемого вопроса не прислали.
Едва обнародовали решение комиссии, как разразился скандал, причем протестовали не только выходцы из стран СНГ, к коим это имело
прямое отношение. Ситуация возмутила буквально всех. Поэтому правительство решило пересмотреть выводы, к которым пришла комиссия. В
результате при повторном голосовании члены комиссии утвердили решение о предоставлении статуса постоянного жителя для родителей
солдат-неевреев, которые прослужили в армии половину срока. Любопытно, что примерно в то же время институт <Геокартография> проводил
соответствующий опрос, выявляя, как граждане нашей страны относятся к проблеме депортации и экстрадиции. 84 процента израильтян
высказались против такой практики.
- Самая взрывоопасная ситуация связана с детьми из смешанных семей, которые не подпадают под действие Закона о возвращении, -
говорит Давид Эйдельман, руководитель правозащитного товарищества ("амуты") "Зеут" ("Идентификация"). - Они растут в израильском
обществе и идентифицируют себя с ним. У них нет гражданства, при этом они могут служить в израильской армии и служат. Что будет с
ними дальше? Сегодня вопрос о предоставлении им гражданского статуса может решать только министр внутренних дел в исключительном
порядке. Но ведь речь идет не о единицах, которые действительно можно отнести к исключительным случаям. Речь идет о сотнях людей.
- Получается, что ЦАХАЛ, принимая солдат-неевреев в свои ряды, проявляет большую либеральность по отношению к ним, нежели все
государственные институты?
- Да, армия не только делает из них солдат, но и занимается всеми их проблемами. Например, помогает им пройти "армейский гиюр",
облегченный. В 2003 году по соглашению между Еврейским агентством (Сохнут) и ЦАХАЛом было решено, что в течение десяти лет армейский
гиюр пройдут около 60 тысяч солдат-неевреев.
- Признает ли раввинат армейский гиюр?
- Вот тут начинаются проблемы. Мы знаем, что, проходя гиюр, человек берет на себя определенные обязательства. Если еврей по Галахе
может вести религиозный или светский образ жизни по своему выбору, то у прошедшего гиюр права выбора нет он должен стать религиозным
и соблюдать соответствующие традиции и обряды. Еврейская традиция не допускает гиюра из каких-либо практических соображений,
например ради улучшения гражданского статуса. Но с точки зрения светских людей, существующее положение тоже выглядит сомнительно.
Они задаются вопросом: почему права человека в этой стране ставятся в зависимость от того, прошел он гиюр или нет? Так что со всех
сторон идея массового гиюра не совсем правильная. Мы не имеем права ставить человека в такие условия, при которых он вынужден лгать
и принимать на себя обязательства, которые не будет выполнять. А вот история русской девушки Тани, которая прошла "армейский гиюр" и
получила письменное подтверждение об этом. Однако в раввинате того города, где она жила и куда обратилась с соответствующей
просьбой, ей заявили, что ничего не знают об "армейском гиюре" и признавать ее еврейкой не собираются. Вообще скандальных историй,
связанных с дискриминацией солдат-неевреев и их ближайших родственников, можно привести множество, эти случаи нередко попадают на
страницы газет и вызывают бурю возмущения.
- Каким вам представляется выход из существующего тупика?
- Я считаю, что государство должно взять на себя полную ответственность за тех людей, которые его защищают, вне зависимости оттого,
являются они евреями или нет. В мировой практике немало примеров того, как решают эту проблему цивилизованные страны, автоматически
предоставляющие соответствующий статус солдатам, служащим в армии данного государства, и их ближайшим родственникам. Чтобы подобное
произошло и у нас нужны соответствующие условия, общественная поддержка. И потому стратегия общественных правозащитных организаций
должна строиться на объединении единомышленников, поиске возможных союзников, а не на стремлении одержать верх над противниками и
убедить их в своей правоте. Подобная стратегия уже принесла свои плоды. В начале 1990-х годов общественные организации, средства
массовой информации подняли большой шум по поводу того, где хоронить неевреев. В результате в 1996 году был принят закон о
гражданском захоронении, на кладбищах отвели участки для альтернативных захоронений. В 1998 году Шауль Мофаз, в то время начальник
Генштаба, отдал распоряжение, чтобы солдат-неевреев на альтернативных кладбищах хоронили с воинскими почестями. Сегодня обсуждается
вопрос о возможности хоронить рядом солдат, погибших в одной боевой операции, вне зависимости от того, что кто-то из них не является
евреем. Есть вещи общечеловеческие, которые стоят выше любых предрассудков и условностей и не должны ими определяться.
<Вести-2> от 27 мая 2004 года