|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
11.06.2004 23:55:20
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Лит. газета". К. Геворгян: "Элита - это та часть народа, которая постоянно и наиболее полно выражает его душу и миссию" (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg232004/Polosy/art4_2.htm
РЕЗОНАНС
СКУЧНО БЕЗ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО!
Прочла статью Александра Мелихова (<Состязание грёз>. - <ЛГ>, ? 18, 12 - 18 мая 2004 г.) и вот о чём подумала: Общество - это, по
многим признакам, живой самовоспроизводящийся организм. Однако если бы в процессе познания этим положением нужно было ограничиться,
я бы сильно заскучала. Скучно без трансцендентального! Поэтому и из понятия <элита> я не могу изъять трансцендентальную
составляющую. Элита - это та часть народа, которая постоянно и наиболее полно выражает его душу и миссию.
Повезло, конечно, феодальному времени: аристократом достаточно было родиться, но можно было им стать за заслуги. <Золотой век>
элиты! Однако шутки - в сторону. Элита - это конкретные люди, семьи, роды. В моём понимании они представляют ту часть общества в
национальном государстве, у которой достаточно средств и времени для <досуга с достоинством> (по Цицерону) и образованности - для
широты кругозора.
Кроме того, у представителей элиты должно быть достаточно свободы, что, как следствие, развивает чувство личной чести и
национальной, и - что очень важно - общественной ответственности. Я не случайно упомянула национальное государство. В нём элита
выполняет свои функции, то есть отфильтровывает, накапливает, консервирует и передаёт от поколения к поколению некие главные смыслы
национальной культуры и является проводником в межнациональном культурном обмене.
В общем, элита - авангард и арьергард шествия по историческому пути, который, по словам Николая Чернышевского, <не тротуар Невского
проспекта; он идёт целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри>. Никогда, нигде не было и не будет
идеальной элиты, как и не может быть элиты без идеала, за который её представители готовы идти на жертвы и даже положить жизнь.
В России культура и полиэтнична, и поликонфессиональна, при этом она осуществляется в русском языковом пространстве. Отсюда на
вопрос: какая национальная идея должна быть у России, по-моему, ответ один - русская. А если кто-то захочет подменить её русским
нацизмом, то нужно будет наказать его по всей строгости, исходя из Конституции и нравственного закона.
Я не считаю, что между элитой и совестью нации стоит знак равенства. Я не считаю также, что знак равенства можно поставить между
понятиями <интеллигенция> и <аристократия духа> (тем более - элита). Само понятие интеллигента описывает столь многие человеческие
черты так неисторично, что в нём больше путаницы, чем ясности. Внятного определения интеллигенции никто мне ещё не предложил.
У интеллигенции неглубокие корни. Социальное происхождение её пёстро и неоднородно, и вообще у тех, кто себя к ней относит, нередко
встретишь своеобразный комплекс неполноценности по отношению к аристократии. Додавить из себя раба за советский период она не
успела, и новой аристократией ей стать не удалось. Она либо сервильна, либо радикально оппозиционна, а сейчас ещё и в основном бедна
и потому - несвободна, и мне представляется, не имеет ни ресурса, ни воли для делания из себя элиты. Интеллигентность к тому же
ненадёжно передаётся по наследству. Знамя интеллигенции, Антон Павлович Чехов, в беседе с молодым Иваном Буниным в ответ на слова
последнего о том, что Бунин принадлежит к вырождающейся аристократии, заметил, что быстрее всего вырождаются мужики и купцы, а на
потомственной аристократии <пахать можно>.
Напомню, что выражение <аристократия духа> возникло в контексте немецкого романтизма первой половины XIX века и неотделимо от идей
романтизма. В постсоветской России всё, что родственно романтизму, вызывает в лучшем случае недоумение. Грубо взламываются
коды-проводники к возвышенным, героическим и объединяющим мифам национальной истории. Казино <Молодая гвардия> - это дурной вкус или
попрание романтического мифа о войне?
Рядом с этим казино выглядит невинной шуткой продукт <Хрен столовый <Дядя Ваня>>. Спрашиваю вслед за князем Вяземским: <Когда же нам
запретят быть хамами и прикажут быть порядочными людьми?>
Сейчас перед нами - обществом, народом и семьёй (если мы её сохраним) - стоит задача-минимум: мы обязаны не допустить глумления над
национальными кодами, идейного развращения детей, мы должны осознать самих себя и свою сокровенную связь с Отечеством. А слепить из
головы (образованной части общества) и тела (олигархов и просто богатых людей) кентавра, может быть, и не так сложно. Мы поставим
его на ноги и заставим скакать в правильном направлении.
Каринэ ГЕВОРГЯН,
политолог, коренная москвичка