Re: Марксизм и...
Иногда удивительно, до чего люди не реалисты. Казалось бы, что исследуя развитие ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО общества, источник этого развития, движущую силу, необходимо искать в человечестве и человеке, как представителе этого общества. Но «истинные материалисты» до того, наверное, не считают человека материальным (наверное из-за его духовности), что ищут движущую силу вне человека. Но поскольку какой-либо «материальный», но неодушевленный предмет явно не годится для источника воли, приписывают движущую силу абстрактным же экономическим отношениям.
Рассмотрим логику, которую обнаружил Дмитрий Кропотов у Юрия Семенова:
Отрывок первый:
«…Иногда в качестве источника развития производительных сил называли рост потребностей. Но легко заметить, что сами потребности в большой мере появляются по мере роста производительных сил. Ю.Семенов отвечает на этот аргумент так: “Производство, создавая новые ранее не существовавшие предметы, тем самым создает и потребность в них: потребность в одежде, жилище, телевизорах и т.п“ …»
И далее описывается вульгарный вещизм, хотя нетрудно найти и потребность человека не только в обладании чем-либо и комфорте, но и потребность в любви, творчестве, общении и т.п., которые не создаются удовлетворением старых потребностей. Есть масса литературы, откуда можно это почерпнуть. Да и то, что новые потребности создаются при удовлетворении старых, не является доказательством того, что удовлетворение потребностей не есть движущая сила, причем универсальная, для любых формаций, и вечная, именно в силу их развития.
Причем несколько далее, при рассмотрении, например капитализма:
Отрывок второй и третий:
«…При рассмотрении капиталистического общества источник развития производительных сил совершенно ясен – это стремление капиталиста к получению все большей прибыли…..»
«…Однако, интересы рабочих – прямо противоположны и они вступают в борьбу за свои права, тем более ожесточенную, чем больше людей становится пролетариями, чем больше людей вовлечены в процесс капиталистического производства….»
Именно на стремления людей делается упор. Т.е. развитие, движение, смысл существования определяется именно через стремления людей удовлетворять потребности. Да у капиталиста и пролетария разные потребности. Да эти потребности обусловлены, в том числе и их принадлежностью к разным классам (экономические отношения), но и не только. Они обусловлены и воспитанием и страной проживания (культурой), и тем общим «психо-физически-духовным», наличествующим у любого человека. В конце концов, движущая сила определяется волей человека. А эта воля, для большинства нормальных людей, определяется их потребностями.
Вовочка