От Ягун Евгений
К Вершинин Владимир
Дата 15.02.2017 22:23:55
Рубрики Россия-СССР; Катастрофа; Школа; Культура;

Антисистема

Для начала о веселом:
> Как можно применять понятие «интеллектуалы» к людям, у которых округляются глаза при одном лишь упоминании: принципа У. Эшби или теорем К. Гёделя и А. Тарского?
Амбивалентно!
Интеллектуалы от Платона до Ньютона на «упоминание» этой троицы зажмурились бы – факт! …
: ))
Теперь о мрачном:
> ...Гностицизм и хилиазм — это две разновидности рождающего «утопию» БЕЗБЛАГОДАТНОГО платонизма, последовательное проведение которого ведёт к манихейству: «если мир не хочет быть таким, каким хотим его видеть МЫ, то пусть этого мира не будет вовсе».
Похоже, сколько существует человечество – столько оно попадает в сети негативного мировосприятия и мучительно вырывается из них.
Все свои века дистанцировалось от хилиазма православие, хоть и попало в лапы гностицизма по молодости.
Угодил в ловушку манихейства и потом боролся с этой ересью Августин Блаженный.
Топили в крови своих катаров «добрые католики». Даже инквизицию придумали.
Боролись с «ересью жидовствующих» русские православные.
То же – во всех мировых религиях – в буддизме, мусульманстве …
Даже язычники греки отметились, загнав старых богов в резервацию титанов.
А до них – египтяне, искоренявшие ересь Эхнатона.
Но страшнее всех ересей прошлого оказался воинственный атеизм.
Вот и Н. Бердяев мучительно размышлял о природе и последствиях утопий (см. отрывок ниже). Он тогда еще называл их романтично – утопиями …
Но самую точную маркировку дал любой (!) ереси Л.Н. Гумилев, назвав единым термином – Антисистема.
Но не желают!
Уж лучше охать, ахать, кудахтать, округлять глаза и … пытаться избавиться от Антисистемы, добровольно оставаясь в ее сетях.

От Ягун Евгений
К Ягун Евгений (15.02.2017 22:23:55)
Дата 15.02.2017 22:28:23

Н. Бердяев - Соблазн утопий

http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/032b.html

Николай Бердяев.
О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА
Опыт персоналистической философии
Г л а в а III
b) Прельщение и рабство коллективизма. Соблазн утопий. Двойственный образ социализма

В каждом человеке сохранилась мечта о совершенной и наполненной жизни, воспоминание о рае и искание Царства Божия. Во все времена человек строил разного рода утопии и стремился к реализации утопий. И вот что всего поразительнее. Утопии гораздо более осуществимы, чем это кажется. Самые крайние утопии оказывались актуальнее и в известном смысле реалистичнее, чем умеренно-разумные планы организации человеческих обществ. Средние века в христиански трансформированном виде осуществляли утопию Платона. Нет ничего утопичнее теократии, но теократические общества и теократические цивилизации были осуществлены и на Западе и на Востоке. Все большие революции доказывают, что именно радикальные утопии реализуются, более же умеренные идеологии, которые казались более реалистическими и практическими, низвергаются и не играют никакой роли. Во французской революции победили не жирондисты, а якобинцы, и они пытались осуществить утопию Руссо, совершенного, естественного и разумного порядка. В русской революции победили коммунисты, а не социал-демократы, социалисты-революционеры или просто демократы, и они пытались осуществить утопию Маркса, совершенного коммунистического строя. Когда я говорю, что утопии осуществимы, что они осуществлялись в теократиях, в якобинской демократии, в марксистском коммунизме, я не хочу сказать, что они действительно осуществлялись в наиреальнейшем смысле слова. Это осуществление было также неудачей и вело в конце концов к строю, который не соответствовал замыслу утопии. Такова вообще история. Но в утопии есть динамическая сила, она концентрирует и напрягает энергию борьбы, и в разгар борьбы идеологии не утопические оказываются слабее. Утопия всегда заключает в себе замысел целостного, тоталитарного устроения жизни. По сравнению с утопией другие теории и направления оказываются частичными и потому менее вдохновляющими. В этом притягательность утопии и в этом опасность рабства, которое она собою несет. Тоталитаризм всегда несет с собой рабство. Только тоталитаризм Царства Божия есть утверждение свободы. Тоталитаризм же в мире объективации всегда есть рабство. Объективированный мир частичен, и он не поддается целостному, тоталитарному устроению. Утопия есть извращение в человеческом сознании Царства Божия. Соблазн царства, о котором уже было говорено, есть источник утопий, утопия всегда означает монизм, монизм же в объективированном мире всегда есть рабство человека, ибо это всегда принудительный монизм. Монизм, который не будет рабством и принуждением, возможен лишь в Царстве Божием. Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным достоинством, со свободой духа и совести. Свобода духа, свобода личности предполагает дуалистический момент, различение Божьего и кесарева. Утопия же хочет уничтожить этот дуалистический момент, превратить кесарево в Божие. Такова была и теократическая утопия, и утопия священной монархии. Освобождение человека означает отрицание какой-либо священности в объективированном историческом мире. Священное есть лишь в мире существования, в мире субъективности. И истина всегда в субъективном, она всегда в меньшинстве, а не в большинстве. Но этот аристократизм истины не может быть объективирован в каком-либо аристократическом иерархическом строе, который всегда есть ложь. Аристократическая утопия не лучше всех остальных утопий и столь же порабощает. Аристократизм истины не означает какой-либо привилегии, он означает долг. Есть горькая правда в словах Герцена: «Отчего верить в Бога смешно, а верить в человечество не смешно; верить в царство небесное глупо, а верить в земные утопии умно?» Слова эти направлены против всех утопий. И вместе с тем в утопии есть правда. Человек должен стремиться к совершенству, т. е. к Царству Божию. Но в утопиях есть удушье, есть что-то эстетически отталкивающее. Когда утопии пытаются реализовать, то является мечта о несовершенной жизни, как более свободной и человечной. Это связано с тем, что утопия есть смешение кесарева и Божия, этого мира и мира иного. Утопия хочет совершенной жизни, принудительного добра, рационализации человеческой трагедии без действительного преображения человека и мира, без нового неба и новой земли. Утопия ставит проблему эсхатологическую, проблему конца.