От Берестенко М.К.
К Администрация (И.Т.)
Дата 04.02.2017 15:21:24
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты;

Re: Методы обнаружения лжи (МОЛ) – учебник


.1.
Извиняюсь перед теми, кто надеялся, заглянув сюда, увидеть названный учебник. Он пока в будущем. Но чтобы можно было увидеть его там, мы должны сегодня увидеть, кто и как может его создать.
.2.
Зачем?
Образование должно готовить детей к правильной ориентации в окружающей действительности. Чтобы они не утонули в захлестнувшей мир пучине лжи, их надо обучить методам противостояния этой напасти.
.3.
Необходимо даже несколько учебников:
- для детсадов и начальных классов;
- для средних классов;
- для выпускных классов;
- для студентов.
.4.
Так давайте же сейчас и начнём собирать заготовки для таких учебников:
- мысли самих участников;
- ссылки на походящие источники;
- отрывки из классической литературы, относящиеся к теме, басни, стихи;
- пословицы, поговорки, афоризмы;
- поучительные «репортажи» из сегодняшней жизни;
- теоретическое осмысление методов обнаружения лжи и способов противодействия ей;
- адреса подходящих иллюстраций или темы для них.
.4.
Я уже не раз писал о необходимости введения в школах такого предмета как МОЛ – методы обнаружения лжи. Не знаю, как скоро эти предложения дойдут до ответственных за образование чинов и, тем более, когда эти чины дойдут до понимания необходимости такого предмета. Но это не повод для откладывания дела в долгий ящик.
Ведь такой труд будет востребован уже на стадии разработки. Потому что есть немало школ и педагогов, которые понимают реальную жизнь и хотят дать своим питомцам правильные ориентиры в ней. Для них любой кусочек знания в этом направлении будет очень нужным подспорьем.
С другой стороны, не обязательно сидеть и корпеть над проблемой. Главное - не проходите мимо того, что жизнь подбрасывает. Собирайте и направляйте его на «сборный пункт».
Если накопится ощутимое количество материала, можно подумать о редколлегии.

От Берестенко М.К.
К Берестенко М.К. (04.02.2017 15:21:24)
Дата 18.02.2017 16:13:21

Re:О «взаимоотношениях» МАНипуляции и обМАНа

О «взаимоотношениях» МАНипуляции и обМАНа

В этой заметке хотелось бы вчерне обсудить название учебника. Почему «Методы обнаружения лжи», а не «обнаружения манипуляции»? Почему «лжи», а не более вежливо-приличного «обмана»?

.1.
Манипуляция сознанием – сравнительно свежая импортная метафора. Она – хорошая знакомая элиты, но массы с ней пока «не на короткой ноге». Школьный предмет с таким ключевым понятием будет трудным для усвоения. Но что взамен?

.2.
С.Г. Кара-Мурза много раз объясняет термин «манипуляция». Вот два примера (из книги «Краткий курс манипуляции сознанием»):
==«манипуляции в ее современном смысле как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции». ==
== «Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели — и начинает действовать по новой программе — манипуляция состоялась» ==

Обратим внимание, что «программирование мнений», «целей», «психологического состояния» и т.д. - это иносказательное упоминание гипноза. Возможно, что автор не использует слово «гипноз» из опасения быть обвинённым в ненаучном подходе. Ведь гипноз одним боком упирается в науку, а другим – в колдовство.
Но не будем углубляться в эту сторону. Тем более, что для учебника МОЛ гипноз ещё более сложный и неоднозначный, чем сама «манипуляция». Так что поиск надо продолжить.

.3.
Я вообще склоняюсь к мысли, что манипуляция сознанием – одна из разновидностей лжи. И поэтому можно предложить такое определение:
Манипуляция сознанием – ложь ради захвата или удержания власти.
Если эту мысль принять (кто согласен, кто нет – выскажитесь), то название «Методы обнаружения лжи» вроде бы оказывается к месту.
С одной стороны, оно готовит вступающих в жизнь не только к противостоянию лжи жаждущих власти, но и к любой иной лжи. А такой расширенный подход совершенно необходим.
Во-вторых, понятие ложь не требует сложных философских обоснований, оно понятно даже первокласснику.
В-третьих, понятие «ложь» легко воспринимается ещё и потому, что без объяснений очевиден его антоним – правда. Это очень помогает усвоению предмета.
Полезно также и то, что слово «ложь» короче «манипуляции сознанием» и вдобавок это слово - русское.

.4.
Возникает возражение – а зачем так невежливо-неприлично – «ложь»? Вроде бы неблагопристойно в культурном, воспитанном обществе говорить «не лги», вроде бы более культурно сказать «не обманывай».
Но главная беда в том, что слово «обман» в какой-то степени само является лживым. Оно придаёт лжи – плавному разрушителю человеческого единства оттенок чего-то терпимого, укладывающегося в нормы культурного этикета.
Между тем, лгут только врагам, неприятелям. А товарищам, приятелям по русскому обычаю говорят то, что думают.
Верен и обратный вывод: тот, кто нам врёт, рассматривает нас как врага, в лучшем случае – как свою добычу. Никакой он нам не товарищ и не приятель.
А соблюдение этикета чаще всего обязывает человека говорить не то, что думает, то есть, лицемерить, то есть, лгать.

.5.
Спросим, что означает слово «этикет» не у сегодняшней элиты, а у словаря В. Даля. Вот что он отвечает:
==«ЭТИКЕТ — франц. чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость.» ==
== «ЭТИКЕТНИЧАТЬ, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело.» ==
Как видим, «этикет» - это не дело, а «будто дело», «условная, ломливая вежливость». И где-то совсем рядом с этикетом искусственность, лицемерие и двуличность, притворство, двоедушие.
Вредность этикета станет очевидной, если мы представим, что мальчик из сказки Андерсена соблюдал этикет. Тогда до сих пор придворные восхищались бы нарядами голого короля.
И поэтому в названии обсуждаемого учебного предмета должно быть не слово «обман», а слово «ложь». Поэтому же созидатели не должны пытаться с помощью этикета сохранить дружбу со лжецами. Ложь для созидателей неприемлема, и её носители должны рассматриваться как их неприятели (от слова не принять, не приять). Толерантность ко лжи – залог её процветания лжи.

.6.
Интересно, что слова «манипуляция» и «обман» однокоренные. Их корень «ман» от латинского «манус» - рука.
Подтверждением этому является и слово «облапошить», где рука заменена на её синоним – лапу

.7. Поэт 18 века С.Я. Надсон писал:
==
«Чуть не с колыбели сердцем мы дряхлеем,
Нас томит безверье, нас грызет тоска…
Даже пожелать мы страстно не умеем,
Даже ненавидим мы исподтишка!..» ==
Отбросим же этикет, приучающий нашу молодёжь «ненавидеть исподтишка».
Постараемся сделать учебник «Методы обнаружения лжи» хорошим средством от одряхления сердца у нашей молодёжи!

От Берестенко М.К.
К Берестенко М.К. (04.02.2017 15:21:24)
Дата 13.02.2017 14:49:07

Re: Произведения С.Г. Кара-Мурзы - кладовая для учебника МОЛ


.1.
Грех не использовать для создания учебника МОЛ тот богатый материал, который содержится в книгах и статьях Сергея Георгиевича.
Поэтому просьба ко всем, читающим «Проблемы невежества», перечитывающим «Манипуляцию сознанием», «Потерянный разум» и т.д., собирать и выкладывать всё, что может быть полезным для учебника. И убедительные примеры, интересные для школьников, и элементы анализа, и теоретические предпосылки, которые могут воспринять школьники.
.2.
Легко сказать – трудно сделать. Ведь работы Сергея Георгиевича написаны академическим языком, ориентированы на философов-политологов. А их надо перевести на простой, доступный и привычный для школьников язык. Это большая работа, но она может быть выполнена быстро, если соберётся отряд добровольцев (волонтёры не желательны).
.3.
Конечно, ни в коем случае нельзя ограничиваться работами Кара-Мурзы. Например, у Михаила Задорнова наберётся целый вагон высококачественного материала. Так что не проходите мимо!
И было бы здорово, если бы кто-нибудь «соблазнил» и самого Задорнова включиться в это всенародное дело.

От geokon
К Берестенко М.К. (13.02.2017 14:49:07)
Дата 14.02.2017 05:57:06

Полезная инициатива. Но сначала надо вернуть в школу "Логику". (-)


От Берестенко М.К.
К geokon (14.02.2017 05:57:06)
Дата 14.02.2017 21:05:44

Re: Логично!


Вспомним, что в следующем году на нас «неожиданно» свалятся выборы. А почему бы по мужицкой логике не начать готовить сани летом?
Например, доносить до избирателей лозунг:
«Голосуй только за того кандидата в гаранты, кто гарантирует возвращение ″логики″ в школу».
А логика – не помеха созданию учебника МОЛ.
Между прочим, даже на губернаторских «выборах» можно обкатать этот лозунг.

От Durga
К Берестенко М.К. (14.02.2017 21:05:44)
Дата 15.02.2017 00:53:41

Re: Логично!

путин сказал, что он так и сделает :)

От Берестенко М.К.
К Durga (15.02.2017 00:53:41)
Дата 15.02.2017 01:28:26

Re: Ссылка? Когда сказал, в какой срок обещал? (-)


От self
К geokon (14.02.2017 05:57:06)
Дата 14.02.2017 07:17:30

и заодно Конституцию

как пример для разбора методами логики. Наглядно станет видна сучность режима

От Берестенко М.К.
К self (14.02.2017 07:17:30)
Дата 14.02.2017 21:17:08

Re: Рано. Надо исправить хотя бы одну букву, где «опечатка»


Я недавно писал на форуме об этом:
Берестенко М.К. Re: Заменить «а» на «е». 16.10.2016

Речь идёт о статье 35
«1. Право частной собственности охраняется законом».
Букву «а» исправляем на «е» в слове «частной».

При сохранении «опечатки» и по этой статье, и на практике получается, что закон охраняет ворованную собственность, замаскированную под частную.
Как дети это поймут?
В доступной для детей форме идея изложена в сказке «Царь Салтан и воры».
http://www.stihi.ru/avtor/berest1
Интересно, что в одной школе в начальном классе провели урок по этой сказке. Идея для большинства детей оказалась понятной.

От А.Б.
К self (14.02.2017 07:17:30)
Дата 14.02.2017 08:17:49

Re: Не боитесь так воспитать социопатов? (-)


От vld
К А.Б. (14.02.2017 08:17:49)
Дата 15.02.2017 16:15:23

а чего ж социопатов

дети должны знать не только обертку. но и подоплеку, не так ли?

От А.Б.
К vld (15.02.2017 16:15:23)
Дата 16.02.2017 18:42:28

Re: Не лучший пример для тренировки логики.

И возраст "нестабильных эмоций" - ПМСМ в это "г жизни" надо вникать попозже.

От vld
К А.Б. (16.02.2017 18:42:28)
Дата 16.02.2017 19:26:20

Re: Не лучший...

>И возраст "нестабильных эмоций" - ПМСМ в это "г жизни" надо вникать попозже.

Потом жиреешь, трусеешь и тупеешь и угасает социальный пафос. Вот сейчас общался с одним доктором наук. Ему хорошо - его лишь бы не тргали. Все по...й.

От А.Б.
К vld (16.02.2017 19:26:20)
Дата 16.02.2017 20:03:48

Re: Он вписался в конформизм.

Но это дело временное.

"гимназисты с наганами вершащие революцию" - будут похуже чем этот конформист, КМК. А вам? :)

От vld
К А.Б. (16.02.2017 20:03:48)
Дата 17.02.2017 12:26:03

Re: Он вписался...

>Но это дело временное.

>"гимназисты с наганами вершащие революцию" - будут похуже чем этот конформист, КМК. А вам? :)

Слишком обобщенно, чтобы давать ответ. В некоторые моменты без "гимназистов с наганами" (а лучше полковников на танках) не обойтись, когда дело заходит слишком далеко. Но речь не о наганах и танках пока, а о сознательной готовность потерпеть мразоту, ведущую страну если не к катастрофе, то к серьезному усугублению проблем, ценой обретения гарантированных скромных благ земных здесь сейчас и себе.
Впрочем, все это абстрактно, под "гимназистами" нет ни политической ни социальной основы, не 1917 год, когда достаточно было перевесить вывеску на Зимнем, поскольку вся страна уже была охвачена Советами.

От Ikut
К vld (17.02.2017 12:26:03)
Дата 18.02.2017 02:22:32

Понравилась формулировка насчет Революции. Это цитата или свое?

>не 1917 год, когда достаточно было перевесить вывеску на Зимнем, поскольку вся страна уже была охвачена Советами.

Емко описано.



От vld
К Ikut (18.02.2017 02:22:32)
Дата 21.02.2017 14:10:14

это свое

>>не 1917 год, когда достаточно было перевесить вывеску на Зимнем, поскольку вся страна уже была охвачена Советами.
>
>Емко описано.


но на основе общеизвестного факта, двоевластие и все такое - школьная программа.

От А.Б.
К vld (17.02.2017 12:26:03)
Дата 17.02.2017 13:06:37

Re: Я за майоров в танках. Не выше. :)

Полковник - это уже сильно подпорченая хунта. :)

Но даже они - многожды выигрышнее в сравнении с гимназистами. Тех только напалмом холокостить. :)

От vld
К А.Б. (17.02.2017 13:06:37)
Дата 17.02.2017 13:17:11

Re: Я за...

>Полковник - это уже сильно подпорченая хунта. :)

В метро давно ездии по красной ветке, там между "Фрунзенской" и "Красными воротами" ино таки е юные полковники подсаживаются, ей богу моложе моих аспрантов. Нынче полковник что раньше старлей. и звездочек столько же.

>Но даже они - многожды выигрышнее в сравнении с гимназистами. Тех только напалмом холокостить. :)

Не понял, Вы предлагаете перехолокостить все подрастаюзее поколение и таким образом самоустраниться с лика планеты в пользу тараканов и разумных грызунов (я бы поставил на дегусов или на крыс как наследников цивилизации, умные, почти всеядные, лапы ловкие, социальные отношения развиты, дегусы еще и на задниз лапах ходить могут, оставляя передние для творческой деятельности)?

От А.Б.
К vld (17.02.2017 13:17:11)
Дата 17.02.2017 13:29:21

Re: Дело не в возрасте.

>Нынче полковник что раньше старлей. и звездочек столько же.

Сколько волка ни корми - а у слона толще. А майор в деле хунты - лучше. :)

>Не понял, Вы предлагаете перехолокостить все подрастаюзее поколение

Не все. А лишь то у которых нет тормозов (ну понимания нет по понятным причинам) - и у которых ретивость в жопе превозмогает и внешние ограничители. Их много, конечно. Сегодня это видно невооруженным глазом. Но это далеко не "все подрастающее поколение".


От vld
К А.Б. (17.02.2017 13:29:21)
Дата 17.02.2017 14:34:26

Re: Дело не...

>>Нынче полковник что раньше старлей. и звездочек столько же.
>
>Сколько волка ни корми - а у слона толще. А майор в деле хунты - лучше. :)

Ну не знаю, не знаю. Я в любом случае уже устарел, да и званием до маиора не дотягивю. Хотя как из гуабицы и пулемета стрелять и танк водить и взводом полууголовников командовать еще не забыл.

>>Не понял, Вы предлагаете перехолокостить все подрастаюзее поколение
>
>Не все. А лишь то у которых нет тормозов (ну понимания нет по понятным причинам) - и у которых ретивость в жопе превозмогает и внешние ограничители. Их много, конечно. Сегодня это видно невооруженным глазом. Но это далеко не "все подрастающее поколение".

Знаете ли, как известно в природе все уравновешено и в каждой популяции есть определенный рпоцент "возмутителей спокойствия". Так вот как гвоорят многолетние эксперименты на мышах, регулярное изъятие из популяции таковых возмутителей приводит к ея угасанию. Такие дела.

От А.Б.
К vld (17.02.2017 14:34:26)
Дата 17.02.2017 15:06:52

Re: Люди не мыши.

и деструктивных возмутителей - НАДО изымать.

От vld
К А.Б. (17.02.2017 15:06:52)
Дата 17.02.2017 17:03:10

смею Вас заверить

имея возможность проводить длительные наблюдения над милыми зверющками семейства грызунов, которых натаскала в дом моя слишком увлеченная биологией дочка, я пришел к выводу. что разница не так уж велика, проактически исчезающа :)

>и деструктивных возмутителей - НАДО изымать.

Слишком общО. Когао считать "деструктивными возмутителями"? Вот у нас нынче "пакет Яровой" и "антиэкстремистский закон". при буквальном толковании в "деструктивные возмутитеи" попадает процентов 90 деподростоков и юношей/юниц от 12 до 20. Где будем границы проводить и кого в судьи наряжать?

От А.Б.
К vld (17.02.2017 17:03:10)
Дата 17.02.2017 17:19:44

Re: В удостоверении личности...

завести 2 графы - конструктивное и деструктивное. Можно с баллами.

Как только баланс пошел в деструктив - так и абгемахт. :)

От vld
К А.Б. (17.02.2017 17:19:44)
Дата 17.02.2017 18:27:54

Re: В удостоверении

>завести 2 графы - конструктивное и деструктивное. Можно с баллами.

Прям места тоталитарного диктатора.

>Как только баланс пошел в деструктив - так и абгемахт. :)

Лучше сразу в абгемахт, нафиг такая жизнь ... "Доктор, сколько я проживу - ну, если не будете выпивать, потакать себе в еде. избегать женщин, физических нагрузок, волнений прямых солнечных лучей ... доктор, лучше не надо. - Что не надо. - Жить больше не надо."

От А.Б.
К vld (17.02.2017 18:27:54)
Дата 17.02.2017 18:42:52

Re: Добрый доктор моде он.

- Доктор, я буду жить?
- А смысл?

:)

От self
К А.Б. (14.02.2017 08:17:49)
Дата 14.02.2017 15:32:19

я смелый (-)


От А.Б.
К self (14.02.2017 15:32:19)
Дата 14.02.2017 16:04:06

Re: Лучше бы в конструктиве быть смелым. (-)


От self
К А.Б. (14.02.2017 16:04:06)
Дата 14.02.2017 17:19:20

для этого нужно быть ещё и умным! много требуете, Борисыч! (-)