От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 07.11.2002 16:05:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Ну чем Г. В. не экстремист? (*/+)

http://www.friends-partners.org/partners/rpiac/nashsovr/files/file.php?y=200
2&n=9

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ

РАЗНЫЕ ЗАПИСИ
Тетрадь 1990-1994

(под ред. музыковеда Александра Белоненко, племянника Свиридова, )

"...
1961 г. Поездка в Париж (27)

Консерватория, ее кодекс (закон управления, подписанный императором
Нап<олеоном> I в Московском Кремле - жест, конечно, театральный, но
любопытный) (28) (никогда про это не слыхал!!! - Г.).

Парижская консерватория - национальное учебное завед<ение>. 8 из 12 учеников
должны быть подданными империи, Апартаменты - Керубини (29), тогдашн<ий>
директор г-н Лушер (композитор) (30). Классы-пианисты, своя школа, свое
туше, способ игры Р. Казадезюс, Корто (31), романтизм, он присутствует и в
импрессионизме Дебюсси и Равеля.
Дальнейшее движ<ение> Фр<анцузской> музыки - пестрая Шестерка (32); "музыка
эксперимента" Сати (33) - довольно посредственно (на скандал). Сама музыка
уходит ввиду малой самовитой ценности, но слава о скандале остается, увы!
Далее пестрая Шестерка. Пуленк (34) наиболее интересный из них. Влияние
Стравинского (большое), "русская педаль" (Мусоргский также). Общность у
Стр<авинского> и Мус<оргского> чисто "материальная": некоторые гармонии,
обрывки русск<ого> мелоса, "антисимфоничность", приемы развития
музык<ального> материала. Но по сути - это ничего не имеющие общего
композиторы, абсолютно. Восторженное Православие Мус<оргского> и безбожный
нигилизм Стр<авинского>, рядившегося в сутану католического ксёндза.
Представление в театре "Сара Бернар" (35). Не случайно м. б. выбранное
здание на "историческом" спектакле приезжей немецкой оперной труппы под
упр<авлением> Шерхена (36), "Арон и Моисей" Шёнберга (37), где был весь
еврейский Париж. Дамы с невероятным количеством навешанных драгоценностей и
жемчуга, солидные буржуа, дельцы, словом, владыки мира и Парижа в том числе.
Расписанный Шагалом (начинавшим входить в число "мировых" художников) <...>
потолок (вместо старого рисунка Буше), в котором преобладало желтое, как
яичный желток, пятно, символизирующее "цвет" еврейства (его знак во время
нем<ецкой> оккупации), уродливые, худосочные фигурки и фамилии оперных
композит<оров> ("знаменитых"). Потому что для евр<ея> главное - это
"знаменитость", а совсем не глубина, не содержание, не духовный смысл и
заряд искусства. Довольно много разных имен, в т. числе имя самого
художника-мазилы. Отсутствуют лишь два сверхзнаменитых: Вагнер и Верди. Они
причислены к фашистам и не удостоены внимания (38).
Спектакль очень однообразный, скучный, музыка ничем не примечательна,
особенно теперь, когда она растиражирована в сотнях тысяч копий,
принадлежащих перу последователей еврейской школы (39).
Длинная (более часа без перерыва) музыкальная (додекафоническая) клякса,
сплошной хроматический аккорд, который долго оставался звучать в ушах после
спектакля, эта мертвая музыка противна здоровой природе человеческого слуха,
она утомляет, очевидно, какие-то звуковоспринимающие нервы и раздражает их
нормальную природу.
Успех был парадный, но не большой, никакого восторга. Да и публика была
слишком чопорна и преисполнена сознания своего величия.
Спектакль в оккупированном городе в расписанном завоевателями главном театре
завоеванной страны. В другом завоеванном городе Версале, на стене
замызганного королевского дворца, прикреплена мраморная доска с надписью
золотом: "Дворец восстановлен на средства Рокфеллера", старшего, младшего
или среднего - не помню.
Французы весьма цинично относятся ко всему этому, в т. числе и к своей
истории, к своей ушедшей славе.
Во дворце поразила меня жуткая неопрятность, прямо-таки грязь. Устав от
прогулки, я хотел сесть на довольно-таки ветхий старый диван в одном из
коридоров, но был быстро остановлен сопровождающей нас переводчицей. Кстати,
все почти переводчицы франко-русские еврейки, кроме одной баронессы де
Сталь, остзейской немки из Латвии, внучки, дочери или племянницы б. министра
путей сообщ<ения> России. Об этом сама она говорила, дама весьма заносчивая,
помогавшая мне делать кое-какие покупки (очевидно, это входило в ее
обязанности) для Эльзы. И она сделала это очень хорошо, чудесный плащ
(дорогой), духи, изумительн<ая> сумка. Впрочем, сумка (роскошная) была
куплена, кажется, позже, во время другой поездки.
Театр Гиньоль (позже закрытый) (40): ужасы, отрубленные головы, харакири на
сцене. Тут меня стошнило, сказать по чести. Нечто устаревшее безумно,
"плюсквамперфектное".
Зрителей в зале было ничтожно мало.
1961 г. Робко начинавшийся тогда стриптиз. Никакого впечатления, просто
противно. Смотрели поздно, в районе Шанзелизе. Усталые бабенки, от которых
жутко несло потом, и усталые зрители - туристы, один немец-старик с женой
заснул на стуле, прочие также скучали. Сексуального подбодрения я не
получил.
Но во Франции еще было "французское", дирижеры - французы, композиторы тоже:
Дютийе, Мессиан, Лесюр, старый Орик - симпатичный (41). Видел кинокартину о
жизни Тулуза-Лотрека, с его прекрасной, стильной музыкой (42). И неважно,
что прикладной, хорошее всюду хорошо. Позднее это все исчезло. Вместо Шарля
Мюнша (43) - Баренбойм (44) абсолютно бездарный, скучный сухой "махало",
наглый до предела, в т. числе по отношению к артистам оркестра, а теперь
посадивший туда какого-то Сеню Бочкова (45) (sic!) или что-то в этом духе,
воспитанника бездарнейшего Мусина (46).
Дирижерское дело, как и скрипичное, пианистич<еское>, погибло теперь
окончательно. Штамповка - технарей, совершенно лишенных художественного
ощущения музыки.
1961 г. Цены - по теперешним временам - совершенно "божеские". Жизнь
подорожала раз в 20 с той поры. Шикарная скатерть и салфетки голландск<ого>
полотна стоила мне 110 франков. Теперь ей и цены нет. Галстуки на развале -
по франку, таких я не покупал, а приличные от 5-10 франк<ов>. За 25-40
франков первоклассные образцы, от Диора. Покупал я также в 70-х годах,
кажется в 73 или 74-м, тогда я бывал там часто, галстуки от Кардена, тогда
он входил в моду, у него были тяжелые цвета красные, бордо. Очень красивые.
Знакомство мое с Р.-М. Гофманом (47), изумительным, очень умным и
талантливым человеком. Его мысли о жизни вообще, о художественной жизни в
частности, были очень прозорливы и все оправдались. Он предсказывал скорую
духовную гибель Европы и возлагал надежды лишь на могущую распрямиться
Православную Россию. Но теперь она получила смертельный удар.
Начавшее вызревать возрождение русского племени страшно напугало <...>
мировых владык. Они грозятся теперь истребить нас уже целиком, не отдельные
сословия: дворянство, духовенство, государственное чиновничество, военную и
флотскую аристократию, аристократию духа (мыслителей, богословов,
ученых-гуманитариев, литераторов, русских учителей, врачей, инженеров),
наконец, русских крестьян - оплот и фундамент нации. Теперь она исчезнет
целиком, ибо выродилась путем марксистско<... >го воспитания, смешанных
браков и проч. Аминь! Этот процесс идет уже полным ходом.


Апрель - 12 (48).

Ожесточенная борьба за власть в Верх<овном> Совете. Некое подобие единения
все же возникает, когда дело "до петли доходит". Эту петлю на шее коренных
народов России ловко затягивает военизированное "лобби" <...>.
Все те же и оне же, как бы и не менялось ничто за эти "советские" годы. Из
"гадючьих яиц" первокоммунистов-террористов вылупились крупные гады, о
которых пророчески писал когда-то великий Булгаков (49). Популярнейшее <...>
имя теперь Егор, в насмешку над Георгием Победоносцем, "звезды"
православной, ведь глумление над церковью обратилось военным походом против
нее. Разрушаются все наши национальные институты: церковь, образование, от
которого остались одни обломки (а оно продолжает сеять ложь, смуту,
натравливает народ на народ, превращая жизнь в открытую Гражданскую войну).
Наместник Буша - юркий Миттеран для большего контакта назначает Мининделом
Франции "украинца" с фамилией Береговой, который по-французски читается и
произносится как "Берегов-уа" (буквы "ou" (оу), стоящие рядом, произносятся
как ("ya").
Внук чекиста эпохи Гражданской войны, убийцы Голикова, также носит имя
"Егор", хотя ему Егор Тимурович Г. [<...> это шаржированное прозвище совсем
не идет этому толстому, азефоподобному лицу]. Перед телевизором торчит
сутками, заявляя, что Россия погибнет без него. Тут же "консультант"
Старов<ойтова>, провоцировавшая уже кровавый Карабах.
Лица: 1) Стар<овойтова>; 2) из ленингр<адского> телевид<ения> "пятое
кровавое" колесо; "великий русский" актер Басилашвили (посредственный
лицедей, русофоб); 4) Гранин; 5) Евтуш<енко> и некий Карякин - наследующие
Достоевскому "кроткие" - на смену депутатам И. М. Москвину, Н. К. Черкасову,
С. Бондарчуку, Смоктуновскому, Ю. Яковлеву [? Забыл (Пав. I)]. Наконец, в
Верх<овном> Совете нет наших писателей. Между тем это люди, представляющие
Совесть России, а она у нее - ЕСТЬ, пока есть такие люди, как Аст<афьев>,
Бел<ов>, Залыг<ин>, Крупин, Распутин.
<....> Программа правит<ельства> Г<айда>ра, скоропалительно, аварийным путем
проводимый "геноцид", прямое истребление народов. А сам премьер-министр
прежде всего вызывает в памяти д-ра Менгеле (50), проводившего "опыты" по
различным формам массового истребления людей. Ныне этим делом занимаются
"экономисты", в т. числе полуграмотный премьер карикатурного государства,
явно временного типа, созданного именно для скороспелого массового
истребления коренного населения и прежде всего русских.
Достойный внук своего деда. Запрограммированный человечек, полуграмотный
"спецьялист" по экономике. Не только не ведая сомнений (чуждых подобным
людям по природе), но прямо-таки с библейским размахом провести истребление
целых народов.
Я с глубоким вниманием следил за деятельностью В<ерховного> С<овета>, в
котором впервые обнаружились серьезные люди, понимающие всю меру опасности,
которая возникла для нашей жизни, для самого нашего существования. Молодые
гады, вылупившиеся из "роковых яиц" марксистской идеологии, которые
торжествуют теперь при дворе нового императора, напоминающего библейских
царей <далее неразборчиво. - А. Б.>

Церковные заповеди, особенно стихиры, пророчества, не говоря уже о словах
самого Иисуса Христа, это не математические формулы и законы, они согреты
всей полнотой возвышеннейших чувств и миропредставлений помыслом Духа Божия,
они требуют соответственно - проникновенной музыкальной фразы, отражающей не
только голую мысль, пусть и высокую, но и полноту чувства, посильного для
Человека проникновения в помыслы и Тайны Духа Божия, требуют иррационального
вдохновения, бессознательного, в чем заложен более всего - творческий гений.
"Происхождение мелодии заложено в бессознательном", эта мысль знаменитого
музыканта-теоретика Эрнста Курта была мне до последнего времени неизвестна.
Я вычитал ее из статьи Ал. Серг. Белоненко - "Метаморфоз традиций" (51).
Алик - единственная надежда на то, чтобы не погибла бы моя работа, хоть
часть ее бы сохранить, оформить в записи, пусть несовершенной,
предварительной.
Связь моя с Чернушенко (52), кто бы мог помочь. <...> совсем не может этого
понять. Чудак - предлагает, что он сможет это сделать сам, как любил
говорить покойный Шостакович, "в своей манере".
В том-то и дело, что тут надобно оформить "мою" манеру, она - есть, но ее
надо понять и помочь в деталях.

16 апр.

Палач, на котором еще не засохла кровь миллионов русских людей, заявляет
себя сторонником свобод, так же как сторонниками свобод называли себя все
изверги, которые получили власть в России над ее одуревшим, ослабевшим и
обессилевшим народом.
И вот этот палач идет теперь, куда бы вы думали, в церковь Божию и стоит
перед образом Спасителя рядом с Патриархом, держа в своих навеки
окровавленных руках свечку.

1992 г., 4 мая

"Река жизни", о которой поэтически писали многие литераторы, превратилась в
грязный, зловонный и заразный океан. Чудовищное изобретение для порабощения
человечества - телевизор. Этот "ящик Пандоры" источает, не иссякая, море
лжи. Люди с ужасными лицами, на которых прямо написана продажность, особенно
омерзительны подмалеванные женщины. Их зловонные рты изрыгают непрерывное
вранье. Прожив всю свою жизнь в окружении неправды, казалось, можно бы к
этому привыкнуть, но невозможно избавиться от отвращения.
Есть, однако, люди не то чтобы приспособившиеся, но прямо-таки "назначенные"
, сотворенные для обитания в грязи; омерзительно сальный от пошлости Р<...>,
какое-то исчадие ада, таким был, надо сказать, всегда!

О Булгакове (53).

Сталин в его представлении не сатана (глыба мрака), как думают толкователи
писателя. Судя по пьесе "Батум", это скорее - Антихрист. Ведь Антихристов
много, во всяком случае несколько. А Сатана - один.
Пьеса "Батум" не раскрыта. Начальная сцена в семинарии на экзамене - ключ и
смысл этого произвед<ения>, единственно художественное место - находка. Вот
идея, которую Б<улгаков> хотел сразу показать. Остальное - уже -
подробности, малозначительные. [Отвержение Бога].
А сколько подобных сатанистов расплодилось в наши времена. Как соблазнителен
успех, торжество личности, примат якобы таланта.

1994 г., 23 ноября

Вчера вечером случайно "попал" на передачу о музыке Шнитке по 1-й секции TV.
Сделанный, как видно, за границей большой фильм, шикарно снятый как "шоу
эпохи".
Ораторы: Рождественский, Башмет (sic!), обязательный Ростропович, какой-то
русский поп типа Глеба Якунина, говоривший на фоне икон и горящих
светильников речь о "творческом гении" .
Пианист Крайнев (54), друг Нестеренко (55) и Золотова (56), кривлявшийся как
на шабаше, бивший руками по клавишам, возгласил композитора гением XXI и
XXII (!!) века. Как видно, они заняли свое "главное" место уже на века,
навечно. Музыка (кусочки) производит убогое впечатление, и сам композитор
совершенно убогий, не скрывающий, впрочем, своего счастья, целующийся со
своей супругой и пр.
Все это на фоне ежедневных "зверских" убийств, грабежей, выбрасываемых из
окон многоэтажных домов трупов удавленников и живых людей, побоищ и
расстрелов на улицах, в молодежных кафе, убийств "по заказу", "кокаинной
лихорадки" в ночных клубах (для "элиты": всевозможных лихоимцев и "воров в
законе", которые терроризировали целые города и районы быв<шего> Советского
Союза).
400 000 в Москве умирают ежегодно, статистика из газеты. Это официально.
Бомжи и др. бродяги, а также городская нищета свозятся тракторами и
зарываются в бульдозерные ямы в отдаленных районах.
Народ совершенно впал в идиотическое равнодушие, а более молодые его силы
уходят в бандитизм, который стал массовым.
Страшное, "последнее" время. Полный мрак и ужас, смерть - кругом. Общество
музыкантов, с которыми я хоть как-то общался, позорно и гнусно. На фоне
всего кошмара - погоня за деньгами, за "славой", абсолютная лживость всего,
что слышишь кругом.
<...>.

Натиск буржуазной стяжательской стихии. Небывалый, неслыханный,
подогреваемый мощнейшей силой лживой советской пропаганды, не только не
утерявшей своей силы, но и удесятерившей <устроившейся?>, сбивающей с толку
народ. Прививки разврата молодым поколениям, воспитываемым заранее как
отбросы общества.
Делец, спекулянт, политический аферист, "вор в законе" заняли командные
позиции в разгромленной стране. Идет разворовывание государства (всего, что
можно украсть), преданного своими правителями. И наконец, главным ворам
достанется сама русская земля.
Народ полууничтоженный, рабски послушный любому негодяю, утерявший какое бы
то ни было достоинство человеческое, не говоря уже о национальном
достоинстве.

Достойные

В. Веселов (57)
А. Юрлов (58)
Астафьев (неужели и потом?? - Г.)
Распутин
Залыгин
Непомн<ящий> Вал<ентин> Семенович (59)
Ольга (60) и Володя (61)
Дети (62)
Эльза (63)
Гаврилин (64)
Мать (65) - Сестра (66)

"Хотя ясти..." - соло с орк<естром> (67)

ПРИМЕЧАНИЯ:

(27) Георгий Васильевич неоднократно возвращался в своих записях к первой
поездке в Париж в 1961 году См. Тетрадь 1989-1990 (I), опубл. в кн. "Георгий
Свиридов. Музыка как судьба".
(28) Кодекс консерватории - у Стендаля (Анри Бейля) в "Воспоминаниях о
русском походе".
(29) Луиджи Мария Карло Керубини (1760-1842), композитор. По национальности
итальянец. Со дня основания Парижской консерватории в 1795 г. был одним из
инспекторов и преподавателем (с 1816 - профессор), в 1822-1841 - ее
директором.
(30) Раймон Лушёр (1899-1979), франц. композитор, с 1956 по 1962 был
директором Парижской консерватории.
(31) Робер Марсель Казадезюс (1899-1972) и Альфред Дени Корто (1877-1962) -
выдающиеся представители франц. пианистической школы.
(32) "Шестерка" ("Группа шести"), содружество франц. композиторов конца
1910-х - сер. 1930-х гг. В группу входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж.
Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Название по ассоциации с содружеством русских
композиторов "Могучая кучка", известным во Франции под именем "Группа пяти".
Идеологом "Шестерки" был поэт Ж. Кокто. На творческие установки и звуковую
эстетику группы оказал влияние композитор Э. Сати, критик муз.
импрессионизма.
(33) Эрик Сати (1866-1925), франц. композитор. Скандальную славу принесла
его музыка к эксцентричному балету "Парад", созданному совм. с Ж. Кокто и П.
Пикассо в 1917 году. Тем не менее Свиридову нравились его
музыкально-драматич. сцены "Сократ" на тексты диалогов Платона для 4 певцов
и камерн. оркестра (1920).
(34) Франсис Пуленк (1899-1963), франц. композитор. Свиридов особо тепло
отзывался о его опере "Человеческий голос" (1958) по монодраме Ж. Кокто.
(35) Театр Сары Бернар на пл. Шатле, с 1862 по 1949 г. - Театр наций, с 1949
по 1967 - театр Сары Бернар, с 1967 по 1968 - городской театр. В 1968 г.
театру возвращено имя выдающейся франц. актрисы Сары Бернар. Ныне -
муниципальный народный театр.
(36) Герман Шерхен (1891-1966), нем. дирижер, педагог, муз.-обществ.
деятель. Один из последовательных пропагандистов новой музыки и особенно
творчества А. Шенберга. Был первым исполнителем "Лунного Пьеро" и Камерной
симфонии Шенберга (1912). В 1919 г. основал в Берлине Общество современной
музыки, в 1919-1920 издавал ж. "Мелос". После войны принимал деятельное
участие в организации симф. оркестра для фестиваля совр. музыки в
Дармштадте, в 1954 г. открыл студию электронной музыки в Гравесано (Италия).
(37) Опера "Моисей и Арон" не была завершена А. Шенбергом. Впервые
прозвучала в 1954 г. на радио Гамбурга, первая постановка осуществлена в
Цюрихе в 1957 г., затем в Берлине. Берлинскую постановку и видел в Париже
Свиридов. Он неоднозначно относился к этому сочинению. С одной стороны, он
ценил его за саму идею обращения к близкой ему теме судьбы народа, тем более
в переломный момент его истории. История "исхода" евреев из Египта, тема
поклонения золотому тельцу как ложному богу были благодатными сюжетами для
музыкально-драматического воплощения. И либретто оперы Свиридов ценил. Он
прекрасно понимал, что в этом сочинении заложена очень много значащая для
него самого национально-религиозная идея. Музыка к двум первым актам
писалась Шенбергом с лета 1930 по март 1932 г. В 1933 г. Шенберг
окончательно вернулся в лоно иудаизма. О связи своих замыслов музыкального
воплощения Ветхого завета с его религиозными взглядами композитор писал сам.
В письме Альбану Бергу от 16 окт. 1933 г. есть такие строки: "Как тебе,
несомненно, известно, мое возвращение к иудейской вере состоялось уже давно,
и свидетельства тому в моем творчестве имеются даже в изданных сочинениях
<...>, а также в "Моисее и Ароне", о котором ты знаешь с 1928 года..."
(Арнольд Шенберг. Письма/Составл. и публ. Эрвина Штайна; Перевод В.
Шнитке. - Санкт-Петербург: Композитор, 2001, с. 259). С другой стороны,
Свиридов считал, что язык оперы не имеет ничего общего с подлинно
национальным еврейским музыкальным языком и что сконструированная Шенбергом
искусственная звуковая система не в состоянии раскрыть важное для народа
содержание собственно самому народу.
(38) Здесь Свиридов не совсем точен. Дело в том, что в малом, внутреннем
тондо плафона все же есть весьма условное и практически неузнаваемое
изображение Верди в виде некоей странной, болезненной фигуры в шляпе. Причем
здесь использовано в виде фона пятно желтого цвета. Иконографического
изображения (пусть условного) Вагнера действительно нет. Зато вместо самого
композитора изображены на зеленом фоне сплетенные летящие фигурки мужчины и
женщины, изображающие Тристана и Изольду. Почему-то самое большое пятно
желтого, солнечного цвета пришлось на изображение балета П. И. Чайковского
"Лебединое озеро". См.: Lassaigne Jacques. Le Plafond de L'Opera de Paris
par Marc Chagall. - Andre Sauret (editeur) - Monte Carlo, 1965. Надо
сказать, что Свиридов к раннему периоду творчества Шагала относился с
большой симпатией, видел в этом примитивизме поэтическое, трогательное,
народное.
(39) В другой тетради Свиридов называет метод композиции в двенадцати тонах,
изобретенный Шенбергом, "немецко-еврейским лере" (от нем. "lehre" - учение),
что точнее. Однако вопрос происхождения языка и стиля современного
музыкального авангарда, который критикует здесь Свиридов, на самом деле не
так прост. Во-первых, хотя додекафония стала важным компонентом для метода
композиции авангардистов, но она была не единственным источником. В
разработке той же техники "тотального сериализма", или стохастики, принимали
участие композиторы иных национальных школ и иных национальностей, например,
француз Оливье Мессиан, грек Янис Ксенакис и др. Во-вторых, деятели
музыкального авангарда довольно быстро дистанцировались от самого Шенберга.
Далеко не случайно один из видных представителей поколения послевоенного
музыкального авангарда Пьер Булез еще при жизни Шенберга написал статью
"Шенберг умер" (1946), в которой противопоставил повышенный романтический по
происхождению эмоционализм Шенберга более сдержанному рациональному языку
его ученика Антона фон Веберна, а вновь созданное Международное общество
Антона Веберна в 1952 г. возглавил Игорь Стравинский, уж совсем не
жаловавший ни Шенберга, ни евреев. В чем Свиридов прав, так это в своем
наблюдении о том, что сама техника додекафонии, открытая Шенбергом, имела
многочисленных адептов среди евреев. Достаточно вспомнить его ярых
приверженцев и последователей - Рене Лейбовица, Мильтона Беббита,
Гершковича, музыковедов Г. Штуккеншмидта, Т. Адорно и др. И, безусловно, в
условиях послевоенной жизни евреи ощущали свой моральный реванш над
побежденными, гордились всеми представителями своего народа, кто внес вклад
в мировую культуру, и усиленно пропагандировали эти достижения.
Примечательно, что свое учение о композиции сам Шенберг считал изобретением
еврейского гения и видел свою миссию сквозь призму своего религиозного
миросозерцания. Вот его собственные слова: "Ибо, как Бог избрал Израиль
народом, призванным, вопреки всем преследованиям, вопреки всем страданиям,
сохранять чистое, истинное Моисеево единобожие, так израильские музыканты
призваны явить миру пример, единственно способный пробудить наши души, чтобы
человечество могло достигнуть высот развития" (Арнольд Шенберг. Письма... с.
396).
(40) Театр Гиньоль Анатоль в парке Бютт Шомон, существ. с 1892 г. В июне
1963 г. Ролан Вагнер приобрел права на показ спектаклей. В новом статуте
театр начал свою деятельность в 1981 г.
(41) Анри Дютийе (р. 1916), Оливье Эжен Мессиан (1908-1992), музыковед, Жорж
Орик (1899-1983) - франц. композиторы. Лезюр Франсуа Лесюр (р. 1923),
композитор и музыковед, зав. муз. отд. Национальной б-ки в Париже, руковод.
Центр. секретариата Междунар. каталога муз. источников (RISM), през. Франц.
о-ва музыковедения, руковод. Центра документации Клода Дебюсси в Сен-Жермен
на Ле (en Laye).
(42) Скорее всего речь идет о фильме американского режиссера Джона Хьюстона
"Мулен Руж" (1952) с музыкой Ж. Орика. Однако я помню, как в одном из наших
разговоров Свиридов, вспоминая поездки во Францию, среди виденных в Париже
картин назвал фильм "Французский канкан" знаменитого французского режиссера
Жана Ренуара (1954), в котором тоже главным героем был Тулуз-Лотрек. Но
музыку к этому кинофильму писал композитор Жорж Ван Парис.
(43) Мюнх, Шарль Мюнш (1891-1968), франц. дирижер и скрипач.
(44) Даниэль Баренбойм (р. 1942), изр. пианист и дирижер, в 1975-1978 был
главным дирижером Парижского оркестра.
(45) Имеется в виду Семен Бычков (р. 1952), выпускник Ленинградской
консерватории по классу проф. И. А. Мусина. Возглавлял Парижский оркестр в
1988-1998 гг.
(46) Илья Александрович Мусин (1903-1999), нар. арт. РСФСР (1983), засл.
арт. БССР (1939), засл. деят. искусств Узб. ССР (1942). Свиридов нелестно
отзывается об И. А. Мусине как концертирующем дирижере. Но его
педагогическую карьеру он все же ценил. Помню, как он однажды в разговоре
сравнил Мусина с шекспировским Банко, которому ведьмы напророчили, что не он
сам, но его дети будут царствовать после Макбета... Мусин воспитал целую
плеяду известных дирижеров, таких как О. Димитриади, К. Симеонов, Ю.
Домаркас, А. Кац, Ю. Темирканов, В. Гергиев, В. Синайский и др.
(47) Ростислав Модестович Гофман (1915-1975), франц. музыковед рус.
происхождения, муз. писатель. Один из первооткрывателей музыки Свиридова на
Западе. См. его кн.: "Historie de la musique russe, des origines a nos
jours" ("История русской музыки от истоков до наших дней"), монография
(1968).
(48) 6 апреля 1992 г. открылись заседания Верховного совета депутатов РФ.
Свиридов внимательно следил за развитием внутриполитических событий.
(49) Намек на повесть М. А. Булгакова "Роковые яйца" (1925).
(50) Йозеф Менгеле (1911-1971?), нем. воен. врач, главный доктор Аушвица,
проводивший жестокие эксперименты над людьми.
(51) Книга о Свиридове... - С. 173. Эрнст Курт (1886-1946), выдающийся
швейц. музыковед-теоретик. Идеи Курта оказали влияние на русскую мысль о
музыке, в частности на взгляды выдающегося русского мыслителя о музыке -
академика Б. В. Асафьева (И. Глебова).
(52) Владислав Александрович Чернушенко (р. 1936), дирижер, муз.-общ.
деятель, худож. рук. академич. капеллы им. М. И. Глинки (с 1974), ректор
Ленингр. (затем Петерб.) консерватории (с 1980), профессор, нар. арт. СССР,
лауреат Гос. премий.
(53) М. А. Булгакову Свиридов хотел посвятить исследование. См. фрагменты из
незавершенной работы, посвященной теме "М. А. Булгаков и музыка" в кн.
"Георгий Свиридов. Музыка как судьба". Данный фрагмент посвящен пьесе М. А.
Булгакова "Батум" (1939).
(54) Владимир Всеволодович Крайнев (р. 1944), пианист, нар. арт. РСФСР
(1984), профессор, лауреат Гос. пр. СССР (1986).
(55) Евгений Евгениевич Нестеренко (р. 1938), певец (бас), солист Большого
театра СССР (РФ), нар. арт. СССР (1976), Герой Соц. Труда (1988), профессор,
лауреат Лен. пр. (1982).
(56) Андрей Андреевич Золотов (р. 1937), муз. критик, кинодраматург, засл.
деят. иск-в РСФСР (1984), лауреат Гос. пр. СССР им. А. В. Луначарского
(1964), Гос. пр. РСФСР им. бр. Васильевых (1986), пр. Москвы (1999),
профессор, академик Межд. академии творчества.
(57) Вадим Федорович Веселов (1931-1990), композитор, один из самых близких
друзей среди композиторов. См. о нем в упоминавшейся книге "Георгий
Свиридов. Музыка как судьба".
Сохранилась очень интересная переписка Свиридова с Веселовым 1970-1980-х
гг., несомненно,в своем роде документ эпохи.
(58) Александр Александрович Юрлов (1927-1973), хоровой дирижер, муз.-общ.
деятель, педагог, нар. арт. РСФСР (1970), нар. арт. Азерб. ССР (1972).
(59) Валентин Семенович Непомнящий (р. 1934), писатель, д-р филол. наук,
зав. сектором изучения жизни и творчества А. С. Пушкина и председатель
Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН, лауреат Гос. пр. РФ (2000).
(60) Имеется в виду Ольга Ивановна Доброхотова - музыковед, филолог,
комментатор муз. ред. ГТРК Телестудия "Останкино", засл. деят. иск-в Удмурт.
АССР.
(61) Имеется в виду дирижер Владимир Иванович Федосеев (р. 1932), дирижер,
нар. арт. СССР (1980), лауреат Гос. пр. СССР (1989); ныне рук. и гл. дирижер
Большого симф. оркестра им. П. И. Чайковского Министерства культуры РФ.
(62) У Г. Свиридова было двое детей. От первого брака с В. Н. Токаревой -
сын Сергей (1940-1956), от второго брака с А. Л. Корниенко - сын Георгий
(1948-1997).
(63) Эльза Густавовна Свиридова, урожд. Клазер (1925-1998), третья,
последняя жена Свиридова.
(64) Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) - рус. композитор, нар. арт.
РСФСР (1985), лауреат Гос. пр. СССР (1985).
(65) Елизавета Ивановна Свиридова, урожд. Чаплыгина (1894-1973).
(66) Тамара Васильевна Белоненко, урожд. Свиридова (1920-2002).
(67) "Хотя ясти, человече, тело Владычня..." - фрагмент незавершенного
духовного сочинения 1990-х гг. "Причастие: Для солистов, дет., жен. и смеш.
хоров в сопровожд. симф. орк". См.: Георгий Свиридов. Полный список
произведений (Нотографический справочник)/Сост. А. Белоненко. - М.; СПб.:
Национальный Свиридовский фонд, 2001, с. 51, ? 87.