От АВР87 Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К Мак Информация о пользователе
Дата 01.03.2017 21:33:03 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Игнорировать ветку Найти в дереве

Приложение 3 (компаративистское): ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ НА РУИНАХ ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА

Интересная статья в монографии товарища - ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ ФАНТАСТИКИ (написанной на основе переработанной кандидатской работы) https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Oraclight/(170301212750)_Korotkov_N.V..pdf
еще упоминание с.113-116 о космизме Ефремова

Приложение 3 (компаративистское):
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ НА РУИНАХ ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА28
…Но в мире этом есть и другие.
Их закон – честь, их пути – прямые.
Говоря тебе Слово, они смотрят в глаза.
По дорогам земли их ведёт звезда.
В час, когда люди твёрдость шага теряют,
Терпеливо и тихо они повторяют:
«Мы Свет и Любовь ни на что не меняем!»
Держись рядом с ними, будь джедаем!
Пилот. Будь джедаем
Он сквозь тьму и мрак уверенный меряет шаг,
Спешит на подмогу нам, отважен, как прежде.
Нет упрека в его глазах, и светится меч в руках,
И застилает страх светлая надежда…
Р. А. Волосков. Джедай
«Звездные войны» Дж. Лукаса и футуристическая трилогия
И. А. Ефремова («Туманность Андромеды», «Сердце змеи», «Час
Быка») на уровне общих ассоциаций, пожалуй, так или иначе срав-
нивались, сопоставлялись всегда. Взять хотя бы расхожее мнение о
том, что прототипом Дарта Вейдера послужил Дар Ветер29
. Данный
очерк является нашей попыткой продумать свои ассоциации на эту
тему до состояния более-менее стройной гипотезы.
Эпизод I. Отзвук инферно
Можно сказать, что И. А. Ефремов был апологетом и теорети-
ком общества, в котором каждый – джедай, тогда как в эпопее Дж.
Лукаса джедаи составляют закрытый рыцарско-монашеский орден,
стоящий на страже существующего порядка вещей, прежде всего
принципа неприкосновенности частной собственности (в том числе

28 Данный текст написан совместно с А. В. Ремжовым.
29 Среди прочих его высказывал и С. Б. Переслегин (как и остальные, не
приводя каких-либо ссылок и обоснований): «Весьма неожиданное влияние
“Туманность Андромеды” оказала на знаменитого американского режиссера
Дж. Лукаса: Дар Ветер – под именем Дарта Вейдера – действует в последнем
эпосе XX столетия, приобретя статус пусть иронической, но безусловно зна-
ковой, архетипической фигуры, одного из символов эпохи» [147].
137
на рабов). Характеристика войны Империи против Альянса пов-
станцев как противостояния между диктатурой и демократией
лишь затемняет суть дела. Точнее будет квалифицировать эту вой-
ну в качестве борьбы между двумя типами (стадиями) капитализ-
ма: империализмом и обществами «свободного рынка», к которым
в эпоху «войны клонов» примыкали и планетарные монархии,
схожие с земными деспотиями Древнего Востока («Свобода одного
при рабстве всех», по Гегелю). Если советский ученый в своих тео-
ретико-художественных построениях (особенно в «Часе Быка») ис-
ходит из коэволюционной парадигмы, предполагающей взаимо-
обусловленность, диалог природы и общества, то американский
режиссер стоит на позициях биологического детерминизма (воз-
можность стать джедаем зависит от количества мидихлорианов в
крови). И это симптоматично – учитывая, что философским обос-
нованием западного либерализма и неотъемлемой от него рыноч-
ной экономики выступает именно биологический детерминизм (в
частности, социал-дарвинизм, восходящий к излюбленной формуле
Гоббса: «Человек человеку – волк»).
Здесь самое время для того, чтобы сформулировать нашу ос-
новную гипотезу: мир “Star Wars” – это деградировавший мир
футуристической дилогии И. А. Ефремова, то есть мир, некогда
входивший в Великое Кольцо космических коммунистических циви-
лизаций, но по тем или иным причинам из него выпавший. В конце
концов, прошедшие с начала «космической эры» полсотни лет ско-
рее подтверждают, нежели опровергают принципиальный тезис
Федорова – Ефремова о том, что капиталистическое общество не в
состоянии покорить космос (= создать Галактическую Республи-
ку/Империю и т. п.): «Человек мог развиваться лишь в сравнитель-
но стабильных, долго существующих благоприятных условиях ок-
ружающей природы. Это не значит, что изменения совсем отсутст-
вовали, наоборот – они были даже довольно резкие, но лишь в от-
ношении человека, а не природы в целом. Катастрофы, большие
потрясения и изменения не позволили бы развиться высшему мыс-
лящему существу. Так и высшая форма общества, которая смогла
победить космос, строить звездолеты, проникнуть в бездонные
глубины пространства, смогла всё это дать только после всепла-
нетной стабилизации условий жизни человечества и уж, конечно,
без катастрофических войн капитализма» [63, c. 415]. Характерно в
связи с этим, что, открыв в 1957 году звездные врата (причем
138
именно силами некапиталистического общества), человек так и ос-
тался «топтаться на пороге».
Равно как на современной Земле высокотехнологичное воо-
ружение, разработанное индустриальными державами, сплошь и
рядом используют представители родоплеменных общественных
укладов, так и технологии, массовое внедрение которых возможно
лишь в условиях «освобожденного труда», могут затем попасть в
хватательные отростки представителей докоммунистических фор-
маций – в том числе и негуманоидных цивилизаций. Речь, разуме-
ется, не только о вооружении, но и о ЗПЛ, голографической связи и
т. п. технических чудесах, доставшихся лукасовским имперцам и
повстанцам «по наследству» от героев ефремовского мира. Идея
голографии, например, подсказана ее изобретателю Ю. Н. Денисю-
ку не кем иным, как Ефремовым, который обосновал ее в одном из
своих ранних НФ-рассказов, а позже развил в романах о коммуни-
стическом будущем: «Черно-синий СДФ (кстати, чем не прототип
R2D2? – Н. К., А. Р.). Родис вышел к центру комнаты. Под его кол-
паком загудел дальний проектор ТВФ, комната погрузилась во
мрак. Звездолетчики уселись поплотнее на диване. С противопо-
ложной стороны вспыхнул зеленый свет и зазвучали мелодичные
звуки песни о ветке ивы над горной рекой. Неясные, торопливо
двигавшиеся контуры людей вдруг обозначились резко и объемно,
будто оставшиеся в корабле перелетели сюда, в сады Цоам, и сели
рядом в этой высокой комнате дворца» («Час Быка»).
Эпизод II. Цена рая
Предложенная нами гипотеза о принципиальной совместимо-
сти мира «Звездных войн» с миром «Великого кольца» согласуется
с внутренней логикой обоих фантастических миров – учитывая,
что внутренняя логика лукасовского мира допускает искажения
официальной хронологии: информация о коммунистической эре в
истории Галактики может быть так же стерта из архивов, как из
них были удалены любые упоминания о планете Камино с выра-
щиваемой на ней армией клонов или как после распада Бесконеч-
ной Империи ракатанцев на освободившихся от гнета планетах
уничтожалась всякая информация о былом порабощении.
Начнем с И. А. Ефремова. Здесь, прежде всего, важны рассу-
ждения в «Часе Быка» о том, что «чем сложнее структура общест-
139
ва, тем легче оно может обрушиться в инферно». На бытовом язы-
ке: «Чем проще, тем надежнее», ибо меньше деталей, которые мо-
гут сломаться. Для предотвращения этой опасности в коммунисти-
ческом обществе созданы многочисленные и сложноорганизован-
ные контрольные службы: ПНОИ (Психологический Надзор), РТИ
(Решетчатая Трансформация Индивида), СЧП (Совет Чести и Пра-
ва). Однако, как неоднократно отмечает Ефремов, само их сущест-
вование, сопряженное с огромными материальными затратами,
коммунистической молодежи Эры Встретившихся Рук уже кажется
«ненужным», давно потерявшим смысл. Отсюда недалеко и до их
демонтажа, со всеми вытекающими… Конечно, опыт планеты
Торманс остудил горячие головы (надолго ли – в историческом
масштабе?), однако события могли принять совсем иной оборот в
«далекой-далекой галактике» (которая, к слову, по одной из вер-
сий, приведенных в онлайн-энциклопедии о «Звездных войнах»
«Вукипедия», является не чем иным, как Туманностью Андроме-
ды). Теоретически обоснованную грандиозную картину «прельще-
ния» планетарных коммунистических миров, давно преодолевших
внутренние социальные противоречия, превращения этих, утопи-
ческих по современным земным меркам, цивилизаций в своего ро-
да «раковые опухоли», разъедающие изнутри формирующуюся
всегалактическую утопию, дает О. Стэплдон в своем эпохальном
романе «Создатель звезд» (то есть, как говорится, прецедент име-
ется – тем более речь идет об одном из тех произведений, которые
закладывали архитектонику самого жанра НФ).
Обрушение галактического коммунизма могло начаться с од-
ной-единственной планеты, социальная система которой регресси-
ровала, скажем, в фашистский капитализм. Такой планетарный ре-
жим, высокотехнологичный и агрессивный, может подчинить себе
несколько планет, находящихся в доиндустриальной стадии разви-
тия, чтобы затем, вооружив их население бластерами и посадив на
свои звездолеты, начать покорение этими ордами уже коммуни-
стических планет. Позволим себе здесь не вполне правомерную
аналогию: так в «Ружьях Авалона» Корвин во главе обученных и
вооруженных им дикарей из отдаленной Тени чуть было не захва-
тил Подлинный Мир. Впрочем, в самом «Часе Быка» дан, по сути,
прецедент подобного развития событий – в сцене гибели коммуни-
стических сверхчеловеков под натиском первобытной орды, кото-
рую землянам не дают раскромсать моральные принципы. Нако-
140
нец, еще одно соображение. ЗПЛ фактически цементируют всё Ве-
ликое Кольцо в единую мегасистему, а к ней применим тот же вы-
шеупомянутый закон: чем сложнее система, тем проще ее обру-
шить. Всю и сразу.
Эпизод III. Стрела Аримана
Разумеется, вышесказанное вызывает закономерный вопрос:
если мир «Звездных войн» – это деградировавшая галактика Вели-
кого Кольца, то почему до сих пор в нее не вторглись поправить
дела ЗПЛ Земли или других коммунистических миров, ведь, судя
по Расширенной Вселенной ЗВ, капиталистическая вакханалия
продолжается в «далекой-далекой галактике» вот уже 25 тысяч
лет? На это можно возразить сакраментальным «а был ли маль-
чик?». Возможно, многотысячелетние родословные орденов дже-
даев и ситхов выдуманы ими подобно тому, как нацисты возводили
свою «родословную» к мифическим нибелунгам или Платон в
«Тимее» продлевал историю своих родных Афин на 10 000 лет в
прошлое, приписывая им, кроме прочего, военную победу над Ат-
лантидой?
С другой стороны, правомерно предположить, что вмеша-
тельство коммунистических миров в события «далекой-далекой
галактики» уже происходит: посредством внедрения «прогрессо-
ров» (пусть «прогрессоры» – понятие не И. А. Ефремова, а его уче-
ников и оппонентов братьев Стругацких, но в целом оно не проти-
воречит ефремовской модели коммунистического общества). И
прогрессором в таком случае вполне может оказаться император
Палпатин – один из популярнейших персонажей «Звездных войн».
В конце концов, аналогии между Темной империей и СССР прово-
дились с выхода первой же серии «Звездных войн», а параллели
методам Палпатина с его многоходовыми интригами можно найти
в прогрессорской деятельности того же Рудольфа Сикорски на Са-
ракше. Здесь можно также отметить, что попытки объяснить мили-
таристскую политику Императора рациональными мотивами (а не
иррациональными типа маниакальной жажды власти и «профес-
сиональных» диктаторских фобий) предпринимались и в рамках
традиционной трактовки созданного Лукасом мира. Например, как
отмечает Д. Злотницкий, Палпатин «знал о готовящемся вторже-
нии юужань-вонгов и собирался дать им достойный отпор» [69].
141
Но вернемся к основной линии нашего рассуждения. Парадоксаль-
ная на первый взгляд причинно-следственная связь между личной
тиранией и коммунистической демократией (понимаемой по-ефре-
мовски, а не в смысле «реального коммунизма» А. А. Зиновьева) на
самом деле имеет многочисленные историко-философские парал-
лели: от концепции Г. Маркузе об искоренении отчужденного тру-
да за счет его предельной максимизации (полной автоматизации
производства) до попытки Платона воплотить свой проект идеаль-
ного государственного устройства (описание которого в «Государ-
стве» сильно напоминает коммунистическую модель общества) в
сиракузской тирании30
.
Наконец, могут возразить, что миры Лукаса и Ефремова в
принципе онтологически несоизмеримы: прежде всего здесь подра-
зумевается Сила, на которой зиждется вселенная «Звездных войн».
Ответим на это, что с нашей «земной» реальностью удивительным
образом оказываются совместимыми самые оригинальные фанта-
стические миры – от толкиновского Средиземья до логиновского
Далайна с его многоруким богом. Так, по словам Оби Вана Кеноби,
«сила есть нечто, с чем имеет дело джедай», а учение о Силе, воз-
веденное многочисленными поклонниками «Звездных войн» в ранг
религии, называется «джедаизмом»: то есть, по сути, признается,
что учение о Силе – это «внутреннее дело» джедаев. Аналогично
можно предположить существование на одной из огромного мно-
жества обитаемых планет «далекой-далекой галактики» адептов
веры в единого Бога, который есть Любовь. Служащие доказатель-
ством Силы сверхспособности, которые демонстрируют джедаи,
такие как телекинез, ясновидение и частичная левитация, призна-
ются также и адептами земных религий, и представителями пара-
наук – только объясняются действием других сил (например, в
христианстве – стяжанием «нетварных энергий»). Использование
Силы ракатанцами в высокотехнологичной военной и прочей про-
мышленности имеет параллели с историей таких «явлений», как
эфир, теплород, животный магнетизм и другие, многие из которых
также эффективно использовались в науке и практике – пока не

30 О том, что выбор именно тирании в качестве оптимальной «кандидатки»
для трансформации в идеальное государство был отнюдь не случайным, не
обусловлен личностью Дионисия Старшего и т. п. субъективными причина-
ми, свидетельствует повтор Платоном своей попытки уже при другом дикта-
торе, Дионисии Младшем.
142
было доказано, что их не существует… Из последнего здесь можно
назвать «торсионные поля», на основе действия которых создаются
разнообразные приборы наподобие джедайских «детекторов Си-
лы». Трогательная убежденность джедаев в способности мидихло-
риан быть проводниками Силы напоминает наделение магнита ду-
шой, имевшее место в истории земной философии. Надо сказать,
что любая власть заинтересована в своей сакрализации. Еще Руссо
отмечал в связи с этим, что легендарные законодатели, как прави-
ло, отказывались от авторства законов в пользу неких богов (или
просто – Бога), тех или иных сверхъестественных сил (или, про-
должая мысль Руссо, просто – Силы). Тем больший мотив у такой
политики, если речь идет о защите мира и справедливости в целой
Галактике с ее разношерстными представителями...