Приложение 3 (компаративистское): ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ НА РУИНАХ ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА28 …Но в мире этом есть и другие. Их закон – честь, их пути – прямые. Говоря тебе Слово, они смотрят в глаза. По дорогам земли их ведёт звезда. В час, когда люди твёрдость шага теряют, Терпеливо и тихо они повторяют: «Мы Свет и Любовь ни на что не меняем!» Держись рядом с ними, будь джедаем! Пилот. Будь джедаем Он сквозь тьму и мрак уверенный меряет шаг, Спешит на подмогу нам, отважен, как прежде. Нет упрека в его глазах, и светится меч в руках, И застилает страх светлая надежда… Р. А. Волосков. Джедай «Звездные войны» Дж. Лукаса и футуристическая трилогия И. А. Ефремова («Туманность Андромеды», «Сердце змеи», «Час Быка») на уровне общих ассоциаций, пожалуй, так или иначе срав- нивались, сопоставлялись всегда. Взять хотя бы расхожее мнение о том, что прототипом Дарта Вейдера послужил Дар Ветер29 . Данный очерк является нашей попыткой продумать свои ассоциации на эту тему до состояния более-менее стройной гипотезы. Эпизод I. Отзвук инферно Можно сказать, что И. А. Ефремов был апологетом и теорети- ком общества, в котором каждый – джедай, тогда как в эпопее Дж. Лукаса джедаи составляют закрытый рыцарско-монашеский орден, стоящий на страже существующего порядка вещей, прежде всего принципа неприкосновенности частной собственности (в том числе
28 Данный текст написан совместно с А. В. Ремжовым. 29 Среди прочих его высказывал и С. Б. Переслегин (как и остальные, не приводя каких-либо ссылок и обоснований): «Весьма неожиданное влияние “Туманность Андромеды” оказала на знаменитого американского режиссера Дж. Лукаса: Дар Ветер – под именем Дарта Вейдера – действует в последнем эпосе XX столетия, приобретя статус пусть иронической, но безусловно зна- ковой, архетипической фигуры, одного из символов эпохи» [147]. 137 на рабов). Характеристика войны Империи против Альянса пов- станцев как противостояния между диктатурой и демократией лишь затемняет суть дела. Точнее будет квалифицировать эту вой- ну в качестве борьбы между двумя типами (стадиями) капитализ- ма: империализмом и обществами «свободного рынка», к которым в эпоху «войны клонов» примыкали и планетарные монархии, схожие с земными деспотиями Древнего Востока («Свобода одного при рабстве всех», по Гегелю). Если советский ученый в своих тео- ретико-художественных построениях (особенно в «Часе Быка») ис- ходит из коэволюционной парадигмы, предполагающей взаимо- обусловленность, диалог природы и общества, то американский режиссер стоит на позициях биологического детерминизма (воз- можность стать джедаем зависит от количества мидихлорианов в крови). И это симптоматично – учитывая, что философским обос- нованием западного либерализма и неотъемлемой от него рыноч- ной экономики выступает именно биологический детерминизм (в частности, социал-дарвинизм, восходящий к излюбленной формуле Гоббса: «Человек человеку – волк»). Здесь самое время для того, чтобы сформулировать нашу ос- новную гипотезу: мир “Star Wars” – это деградировавший мир футуристической дилогии И. А. Ефремова, то есть мир, некогда входивший в Великое Кольцо космических коммунистических циви- лизаций, но по тем или иным причинам из него выпавший. В конце концов, прошедшие с начала «космической эры» полсотни лет ско- рее подтверждают, нежели опровергают принципиальный тезис Федорова – Ефремова о том, что капиталистическое общество не в состоянии покорить космос (= создать Галактическую Республи- ку/Империю и т. п.): «Человек мог развиваться лишь в сравнитель- но стабильных, долго существующих благоприятных условиях ок- ружающей природы. Это не значит, что изменения совсем отсутст- вовали, наоборот – они были даже довольно резкие, но лишь в от- ношении человека, а не природы в целом. Катастрофы, большие потрясения и изменения не позволили бы развиться высшему мыс- лящему существу. Так и высшая форма общества, которая смогла победить космос, строить звездолеты, проникнуть в бездонные глубины пространства, смогла всё это дать только после всепла- нетной стабилизации условий жизни человечества и уж, конечно, без катастрофических войн капитализма» [63, c. 415]. Характерно в связи с этим, что, открыв в 1957 году звездные врата (причем 138 именно силами некапиталистического общества), человек так и ос- тался «топтаться на пороге». Равно как на современной Земле высокотехнологичное воо- ружение, разработанное индустриальными державами, сплошь и рядом используют представители родоплеменных общественных укладов, так и технологии, массовое внедрение которых возможно лишь в условиях «освобожденного труда», могут затем попасть в хватательные отростки представителей докоммунистических фор- маций – в том числе и негуманоидных цивилизаций. Речь, разуме- ется, не только о вооружении, но и о ЗПЛ, голографической связи и т. п. технических чудесах, доставшихся лукасовским имперцам и повстанцам «по наследству» от героев ефремовского мира. Идея голографии, например, подсказана ее изобретателю Ю. Н. Денисю- ку не кем иным, как Ефремовым, который обосновал ее в одном из своих ранних НФ-рассказов, а позже развил в романах о коммуни- стическом будущем: «Черно-синий СДФ (кстати, чем не прототип R2D2? – Н. К., А. Р.). Родис вышел к центру комнаты. Под его кол- паком загудел дальний проектор ТВФ, комната погрузилась во мрак. Звездолетчики уселись поплотнее на диване. С противопо- ложной стороны вспыхнул зеленый свет и зазвучали мелодичные звуки песни о ветке ивы над горной рекой. Неясные, торопливо двигавшиеся контуры людей вдруг обозначились резко и объемно, будто оставшиеся в корабле перелетели сюда, в сады Цоам, и сели рядом в этой высокой комнате дворца» («Час Быка»). Эпизод II. Цена рая Предложенная нами гипотеза о принципиальной совместимо- сти мира «Звездных войн» с миром «Великого кольца» согласуется с внутренней логикой обоих фантастических миров – учитывая, что внутренняя логика лукасовского мира допускает искажения официальной хронологии: информация о коммунистической эре в истории Галактики может быть так же стерта из архивов, как из них были удалены любые упоминания о планете Камино с выра- щиваемой на ней армией клонов или как после распада Бесконеч- ной Империи ракатанцев на освободившихся от гнета планетах уничтожалась всякая информация о былом порабощении. Начнем с И. А. Ефремова. Здесь, прежде всего, важны рассу- ждения в «Часе Быка» о том, что «чем сложнее структура общест- 139 ва, тем легче оно может обрушиться в инферно». На бытовом язы- ке: «Чем проще, тем надежнее», ибо меньше деталей, которые мо- гут сломаться. Для предотвращения этой опасности в коммунисти- ческом обществе созданы многочисленные и сложноорганизован- ные контрольные службы: ПНОИ (Психологический Надзор), РТИ (Решетчатая Трансформация Индивида), СЧП (Совет Чести и Пра- ва). Однако, как неоднократно отмечает Ефремов, само их сущест- вование, сопряженное с огромными материальными затратами, коммунистической молодежи Эры Встретившихся Рук уже кажется «ненужным», давно потерявшим смысл. Отсюда недалеко и до их демонтажа, со всеми вытекающими… Конечно, опыт планеты Торманс остудил горячие головы (надолго ли – в историческом масштабе?), однако события могли принять совсем иной оборот в «далекой-далекой галактике» (которая, к слову, по одной из вер- сий, приведенных в онлайн-энциклопедии о «Звездных войнах» «Вукипедия», является не чем иным, как Туманностью Андроме- ды). Теоретически обоснованную грандиозную картину «прельще- ния» планетарных коммунистических миров, давно преодолевших внутренние социальные противоречия, превращения этих, утопи- ческих по современным земным меркам, цивилизаций в своего ро- да «раковые опухоли», разъедающие изнутри формирующуюся всегалактическую утопию, дает О. Стэплдон в своем эпохальном романе «Создатель звезд» (то есть, как говорится, прецедент име- ется – тем более речь идет об одном из тех произведений, которые закладывали архитектонику самого жанра НФ). Обрушение галактического коммунизма могло начаться с од- ной-единственной планеты, социальная система которой регресси- ровала, скажем, в фашистский капитализм. Такой планетарный ре- жим, высокотехнологичный и агрессивный, может подчинить себе несколько планет, находящихся в доиндустриальной стадии разви- тия, чтобы затем, вооружив их население бластерами и посадив на свои звездолеты, начать покорение этими ордами уже коммуни- стических планет. Позволим себе здесь не вполне правомерную аналогию: так в «Ружьях Авалона» Корвин во главе обученных и вооруженных им дикарей из отдаленной Тени чуть было не захва- тил Подлинный Мир. Впрочем, в самом «Часе Быка» дан, по сути, прецедент подобного развития событий – в сцене гибели коммуни- стических сверхчеловеков под натиском первобытной орды, кото- рую землянам не дают раскромсать моральные принципы. Нако- 140 нец, еще одно соображение. ЗПЛ фактически цементируют всё Ве- ликое Кольцо в единую мегасистему, а к ней применим тот же вы- шеупомянутый закон: чем сложнее система, тем проще ее обру- шить. Всю и сразу. Эпизод III. Стрела Аримана Разумеется, вышесказанное вызывает закономерный вопрос: если мир «Звездных войн» – это деградировавшая галактика Вели- кого Кольца, то почему до сих пор в нее не вторглись поправить дела ЗПЛ Земли или других коммунистических миров, ведь, судя по Расширенной Вселенной ЗВ, капиталистическая вакханалия продолжается в «далекой-далекой галактике» вот уже 25 тысяч лет? На это можно возразить сакраментальным «а был ли маль- чик?». Возможно, многотысячелетние родословные орденов дже- даев и ситхов выдуманы ими подобно тому, как нацисты возводили свою «родословную» к мифическим нибелунгам или Платон в «Тимее» продлевал историю своих родных Афин на 10 000 лет в прошлое, приписывая им, кроме прочего, военную победу над Ат- лантидой? С другой стороны, правомерно предположить, что вмеша- тельство коммунистических миров в события «далекой-далекой галактики» уже происходит: посредством внедрения «прогрессо- ров» (пусть «прогрессоры» – понятие не И. А. Ефремова, а его уче- ников и оппонентов братьев Стругацких, но в целом оно не проти- воречит ефремовской модели коммунистического общества). И прогрессором в таком случае вполне может оказаться император Палпатин – один из популярнейших персонажей «Звездных войн». В конце концов, аналогии между Темной империей и СССР прово- дились с выхода первой же серии «Звездных войн», а параллели методам Палпатина с его многоходовыми интригами можно найти в прогрессорской деятельности того же Рудольфа Сикорски на Са- ракше. Здесь можно также отметить, что попытки объяснить мили- таристскую политику Императора рациональными мотивами (а не иррациональными типа маниакальной жажды власти и «профес- сиональных» диктаторских фобий) предпринимались и в рамках традиционной трактовки созданного Лукасом мира. Например, как отмечает Д. Злотницкий, Палпатин «знал о готовящемся вторже- нии юужань-вонгов и собирался дать им достойный отпор» [69]. 141 Но вернемся к основной линии нашего рассуждения. Парадоксаль- ная на первый взгляд причинно-следственная связь между личной тиранией и коммунистической демократией (понимаемой по-ефре- мовски, а не в смысле «реального коммунизма» А. А. Зиновьева) на самом деле имеет многочисленные историко-философские парал- лели: от концепции Г. Маркузе об искоренении отчужденного тру- да за счет его предельной максимизации (полной автоматизации производства) до попытки Платона воплотить свой проект идеаль- ного государственного устройства (описание которого в «Государ- стве» сильно напоминает коммунистическую модель общества) в сиракузской тирании30 . Наконец, могут возразить, что миры Лукаса и Ефремова в принципе онтологически несоизмеримы: прежде всего здесь подра- зумевается Сила, на которой зиждется вселенная «Звездных войн». Ответим на это, что с нашей «земной» реальностью удивительным образом оказываются совместимыми самые оригинальные фанта- стические миры – от толкиновского Средиземья до логиновского Далайна с его многоруким богом. Так, по словам Оби Вана Кеноби, «сила есть нечто, с чем имеет дело джедай», а учение о Силе, воз- веденное многочисленными поклонниками «Звездных войн» в ранг религии, называется «джедаизмом»: то есть, по сути, признается, что учение о Силе – это «внутреннее дело» джедаев. Аналогично можно предположить существование на одной из огромного мно- жества обитаемых планет «далекой-далекой галактики» адептов веры в единого Бога, который есть Любовь. Служащие доказатель- ством Силы сверхспособности, которые демонстрируют джедаи, такие как телекинез, ясновидение и частичная левитация, призна- ются также и адептами земных религий, и представителями пара- наук – только объясняются действием других сил (например, в христианстве – стяжанием «нетварных энергий»). Использование Силы ракатанцами в высокотехнологичной военной и прочей про- мышленности имеет параллели с историей таких «явлений», как эфир, теплород, животный магнетизм и другие, многие из которых также эффективно использовались в науке и практике – пока не
30 О том, что выбор именно тирании в качестве оптимальной «кандидатки» для трансформации в идеальное государство был отнюдь не случайным, не обусловлен личностью Дионисия Старшего и т. п. субъективными причина- ми, свидетельствует повтор Платоном своей попытки уже при другом дикта- торе, Дионисии Младшем. 142 было доказано, что их не существует… Из последнего здесь можно назвать «торсионные поля», на основе действия которых создаются разнообразные приборы наподобие джедайских «детекторов Си- лы». Трогательная убежденность джедаев в способности мидихло- риан быть проводниками Силы напоминает наделение магнита ду- шой, имевшее место в истории земной философии. Надо сказать, что любая власть заинтересована в своей сакрализации. Еще Руссо отмечал в связи с этим, что легендарные законодатели, как прави- ло, отказывались от авторства законов в пользу неких богов (или просто – Бога), тех или иных сверхъестественных сил (или, про- должая мысль Руссо, просто – Силы). Тем больший мотив у такой политики, если речь идет о защите мира и справедливости в целой Галактике с ее разношерстными представителями...