>...Гностицизм и хилиазм — это две разновидности рождающего «утопию» БЕЗБЛАГОДАТНОГО платонизма, последовательное проведение которого ведёт к манихейству: «если мир не хочет быть таким, каким хотим его видеть МЫ, то пусть этого мира не будет вовсе».
Гностицизм - да, "генетически" связан с Платоном, хилиазм - нисколько. Хилиазм по идее - это упование на приход Царства Божьего при жизни поколения живущих - "да приидет Царствие Твое, яко на небеси, так и на земли". В самом хилиазме нет никакого "возвращения", "исправления имен" или проч. язычества. Другое дело, что бывает хилиазм церковный, а бывает еретический, внецерковный.
>В своё время Н. Бердяев заметил, что проблема утопии не в том, осуществима ли она, а в том, как избежать её окончательного воплощения. Так как одно дело — утопия в головах одиноких мечтателей. И совсем другое дело, когда утопией вооружается государство, готовое не останавливаться перед самыми крайними средствами, чтобы навязать «отсталому народу» самое «передовое учение». Конечно, как показывает исторический опыт, «реванш реальности» всё равно состоится. Однако до этого государство в руках «утопистов» способно превратить общество в пустыню — и здесь что построение в России либерального общества за «500 дней» (Г. Явлинский), что построение в СССР коммунизма «за 20 лет» (Н. Хрущёв).
Утопия всегда существовала в обществах как "сверхцель", к которой надо стремится. Так, в средние века народными массами владела утопия социальной справедливости. Утопия - потому что почти что никакой справедливости в тогдашнем устройстве низы не видели. И если бы утопия ими не владела, то никаких социальных льгот и гарантий у нас бы сейчас не было. А приведенные вами примеры построения будущего "за 500 дней", "за 20 лет" - это не утопия, это глупые и пародийные сроки воплощения таковой. Сама по себе утопия часто помогает анализу общества, собственно до возникновения социология, именно утопии - социальные и литературные пытались проводить анализ существующего общества и намечать пути его изменения. В этом смысле, как интеллектуальный проект - она была в истории человечества скорее полезна, чем вредна. Суть утопии не в том, что её надо обязательно до последней буквы воплотить (это и не удается), а в том, что она задает вектор развития общества (притом, что конечная цель утопии недостижима, в процессе движения к этой конечной цели мы достигаем массу полезных промежуточных целей).