От Берестенко М.К. Послать личное сообщение Ответить на сообщение
К Берестенко М.К. Информация о пользователе Ответить по почте
Дата 18.02.2017 16:13:21 Позвать санитаров Версия для печати
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты; Игнорировать ветку Найти в дереве

Re:О «взаимоотношениях» МАНипуляции и обМАНа

О «взаимоотношениях» МАНипуляции и обМАНа

В этой заметке хотелось бы вчерне обсудить название учебника. Почему «Методы обнаружения лжи», а не «обнаружения манипуляции»? Почему «лжи», а не более вежливо-приличного «обмана»?

.1.
Манипуляция сознанием – сравнительно свежая импортная метафора. Она – хорошая знакомая элиты, но массы с ней пока «не на короткой ноге». Школьный предмет с таким ключевым понятием будет трудным для усвоения. Но что взамен?

.2.
С.Г. Кара-Мурза много раз объясняет термин «манипуляция». Вот два примера (из книги «Краткий курс манипуляции сознанием»):
==«манипуляции в ее современном смысле как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции». ==
== «Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели — и начинает действовать по новой программе — манипуляция состоялась» ==

Обратим внимание, что «программирование мнений», «целей», «психологического состояния» и т.д. - это иносказательное упоминание гипноза. Возможно, что автор не использует слово «гипноз» из опасения быть обвинённым в ненаучном подходе. Ведь гипноз одним боком упирается в науку, а другим – в колдовство.
Но не будем углубляться в эту сторону. Тем более, что для учебника МОЛ гипноз ещё более сложный и неоднозначный, чем сама «манипуляция». Так что поиск надо продолжить.

.3.
Я вообще склоняюсь к мысли, что манипуляция сознанием – одна из разновидностей лжи. И поэтому можно предложить такое определение:
Манипуляция сознанием – ложь ради захвата или удержания власти.
Если эту мысль принять (кто согласен, кто нет – выскажитесь), то название «Методы обнаружения лжи» вроде бы оказывается к месту.
С одной стороны, оно готовит вступающих в жизнь не только к противостоянию лжи жаждущих власти, но и к любой иной лжи. А такой расширенный подход совершенно необходим.
Во-вторых, понятие ложь не требует сложных философских обоснований, оно понятно даже первокласснику.
В-третьих, понятие «ложь» легко воспринимается ещё и потому, что без объяснений очевиден его антоним – правда. Это очень помогает усвоению предмета.
Полезно также и то, что слово «ложь» короче «манипуляции сознанием» и вдобавок это слово - русское.

.4.
Возникает возражение – а зачем так невежливо-неприлично – «ложь»? Вроде бы неблагопристойно в культурном, воспитанном обществе говорить «не лги», вроде бы более культурно сказать «не обманывай».
Но главная беда в том, что слово «обман» в какой-то степени само является лживым. Оно придаёт лжи – плавному разрушителю человеческого единства оттенок чего-то терпимого, укладывающегося в нормы культурного этикета.
Между тем, лгут только врагам, неприятелям. А товарищам, приятелям по русскому обычаю говорят то, что думают.
Верен и обратный вывод: тот, кто нам врёт, рассматривает нас как врага, в лучшем случае – как свою добычу. Никакой он нам не товарищ и не приятель.
А соблюдение этикета чаще всего обязывает человека говорить не то, что думает, то есть, лицемерить, то есть, лгать.

.5.
Спросим, что означает слово «этикет» не у сегодняшней элиты, а у словаря В. Даля. Вот что он отвечает:
==«ЭТИКЕТ — франц. чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость.» ==
== «ЭТИКЕТНИЧАТЬ, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело.» ==
Как видим, «этикет» - это не дело, а «будто дело», «условная, ломливая вежливость». И где-то совсем рядом с этикетом искусственность, лицемерие и двуличность, притворство, двоедушие.
Вредность этикета станет очевидной, если мы представим, что мальчик из сказки Андерсена соблюдал этикет. Тогда до сих пор придворные восхищались бы нарядами голого короля.
И поэтому в названии обсуждаемого учебного предмета должно быть не слово «обман», а слово «ложь». Поэтому же созидатели не должны пытаться с помощью этикета сохранить дружбу со лжецами. Ложь для созидателей неприемлема, и её носители должны рассматриваться как их неприятели (от слова не принять, не приять). Толерантность ко лжи – залог её процветания лжи.

.6.
Интересно, что слова «манипуляция» и «обман» однокоренные. Их корень «ман» от латинского «манус» - рука.
Подтверждением этому является и слово «облапошить», где рука заменена на её синоним – лапу

.7. Поэт 18 века С.Я. Надсон писал:
==
«Чуть не с колыбели сердцем мы дряхлеем,
Нас томит безверье, нас грызет тоска…
Даже пожелать мы страстно не умеем,
Даже ненавидим мы исподтишка!..» ==
Отбросим же этикет, приучающий нашу молодёжь «ненавидеть исподтишка».
Постараемся сделать учебник «Методы обнаружения лжи» хорошим средством от одряхления сердца у нашей молодёжи!