Сравнивать устройство власти в России и США — занятие неблагодарное: едва услышав, о чём речь, вам тут же накидают кучу аргументов — про «жуть» здесь и «прелесть» там. Многие из оппонентов — прекраснодушные инфантилы, дожившие до седых прядей, но до сих пор любующиеся на подростковый постер с глянцевой красавицей многолетней давности. И хотя та девушка уже давно не «секси», на неё продолжают глядеть с обожанием, категорично отвергая любое покушение на предмет своего вожделения. А все попытки показать им эту «бабу» сейчас и в домашней обстановке, наталкиваются на стойкое неприятие.
Лет двадцать назад я был таким же, упорно не понимая о чём и главное — зачем поёт Бутусов: «мне стали слишком малы твои тёртые джинсы» и «гуд бай Америка, где я ни буду никогда». А ведь всё точно — объехав США от берега до берега, лично я, так и не встретил идеальную страну, которую представлял.
России в этом плане легче — её никто не изображает «царством добра и справедливости». Разумеется, всё начинается с власти, которая, надо признаться, у нас частенько «даёт повод». Возникает даже определённое чувство неполноценности, когда местные «управители» сплошь с рогами, а заокеанские — чуть ли не в туалет амброзией ходят. Так вот — это неправда, и американские сенаторы не дадут мне соврать.
В России очень мало знают про данный субъект власти в США, а между тем, «Штатные старейшины» имеют право объявить войну, преодолеть вето президента, при угрозе «общественной безопасности» отменить «Хабеас корпус» (презумпцию невиновности) и т. д.
Я их назвал — «Штатными старейшинами», не только потому, что «сенат» с латыни переводится как «совет старейшин» (для неримских народов), и все они представляют определённые Штаты. Смысл «штатных старейшин» ещё и в том, что, например, Тэд Кокран от Миссисипи, или Патрик Лихи от Вермонта, сидят в Верхней палате парламента США уже по 40 лет! Тогда у нас, напомню, правил Брежнев. Поэтому «большому российскому другу» Джону Маккейну есть, куда стремиться: в Сенате он пребывает с 3 января 1987 года, «всего-то» 30 лет.
Да, но их же всех ВЫБИРАЮТ! Может «дважды», «трижды» и «четырежды» избранные — и есть лучшие люди Америки, которых менять — напрасно силы терять? Что же, очень может быть, по крайне мере, родословная у них точно отличная. Например, из свежего списка 114 парламентского созыва:
Лиза Энн Меркауски (Lisa Ann Murkowski), сенатор от штата Аляска. В верхнюю палату США попала 20 декабря 2002 года для замещения вакансии, открывшейся в связи с переходом её отца (!) Фрэнка Меркауски, из Сената на должность губернатора Аляски. Потерпела поражение во время праймериз Республиканской партии 24 августа 2010 года от более консервативного кандидата Джо Миллера. Тем не менее, участвовала в выборах и вышла победителем, хотя Миллер долго оспаривал результаты голосования.
Дайэнн Голдман Берман Файнстайн (Dianne Goldman Berman Feinstein), сенатор от Калифорнии. В это кресло она впервые попала в 1992 году, после десятилетней работы мэром Сан-Франциско (Калифорния). Дочь — Кэтрин — судья в Сан-Франциско (Калифорния).
Дэвид Альфред Пердью-младший (David Alfred Perdue), сенатор от штата Джорджия — двоюродный брат губернатора Джорджии в 2003—2011 годах Сонни Пердью III.
Сьюзан Коллинз (Susan Margaret Collins), сенатор от штата Мэн. Работала секретаршей сенатора Уильяма Коэна. В 1996 году сенатор Коэн ушёл на пенсию, и Коллинз была избрана в Сенат США, хотя до этого с треском проиграла губернаторские выборы.
Рой Дин Блант (Roy Dean Blunt), сенатор от штата Миссури. Его отец — депутат регионального собрания Миссури. Его сын — Мэтт Блант, губернатор штата Миссури в 2005—2009 годах.
Конечно, я не стану вам перечислять всю сотню Верхней палаты США, благо желающие могут сами покопаться здесь. Во-первых, слишком длинно и утомительно для чтения. Во-вторых, это же может быть и простым совпадением, что какой-нибудь Роберт Патрик «Боб» Кейси-младший, сын своего папы — губернатора Пенсильвании — построил свою карьеру именно таким образом: Главный аудитор Пенсильвании — Главный казначей Пенсильвании — Сенатор США от той же Пенсильвании?
Справедливости ради, стоит отметить, что американские «трудовые династии» не являются отличительной чертой одних лишь «старейшин». Берём выше. Навскидку многие назовут и братьев Кеннеди, когда Джон-президент назначил Роберта Генеральным прокурором США. И семейство Бушей, где были не только высшие руководители, но и «простые трудяги», вроде многолетнего губернатора Флориды — Джеба, сына 41-го президента США и младшего брата 43-го. Он, кстати, тоже метил на высшее кресло, но 21 февраля 2016 года «слился».
Чета Клинтон и так у всех сейчас на слуху, поэтому вспомним незаслуженно забытых. Знаете ли вы, что президентами США были Джон Адамс и его сын Джон Квинси Адамс? Бенджамин Харрисон являлся внуком Уильяма Харрисона? А Франклин Рузвельт кузеном Теодора Рузвельта? Если не слишком «заморачиваться» с конкретными именами, а воспользоваться статистикой — то семеро (!) из каждых десяти президентов США приходились родственниками своих предшественников по Белому Дому.
А как же «сменяемость», «протекция», «кумовство» и так далее? Да — ни как! Там другая логика. Представляете, что ответили бы мы на вопрос главы Фонда общественной политики Роджерса Уэйда, который он адресовал всем противникам политических кланов в США: «Почему сын пекаря может стать пекарем, дочь актёра — актрисой, брат адвоката — адвокатом, а сын президента, брат президента или жена президента не может стать президентом?»