Еще раз о единой религии для всех
Берестенко М.К.
ЕЩЁ РАЗ О ЕДИНОЙ РЕЛИГИИ ДЛЯ ВСЕХ
Речь идёт о Боге, которого все ощущают каким-то шестым чувством постоянно, буквально – каждый миг, хотя его никто не видел и не слышал. Но прежде я хочу извиниться перед «правильным человеком» (таков его ник), автором статьи и опроса
Возможно ли существование единой универсальной религии для всех?
Я хотел написать комментарий о том, что, на мой взгляд, очень важно, но осталось без внимания. Но вот написать кратко не выдюжил. Так что извините, что выползаю отдельно со своими мыслями.
Вкратце речь о следующем:
1. В опросе предлагается найти «то - неизвестно что». Религии без бога (или идола) не бывает. Но какой он, «единый бог» - об этом ни слова ни в статье, ни в сотнях комментариев.
2. «Правильный человек» написал:
«В то же время влиятельные западные круги выдвинули идею всемирной универсальной религии, которая нивелировала бы возникновение конфликтов на религиозной почве, являющихся настоящим бичом цивилизации ХХI века».
А это уж прямое попадание в ловушку «влиятельных западных кругов». Потому что эти круги, представляющие мир индивидуализма и конкуренции, не могут честно быть за такую религию - ведь в ней для них просто нет места.
Эти два вопроса я не раз анализировал в дискуссиях. К ним приходилось возвращаться, когда два честных и умных человека, но разной веры (например, один - в Христа, другой - в материальный мир) вместо делового обсуждения переходили на базарный тон. Вот и приходилось писать для них на эту тему - иногда полушутя, иногда почти всерьёз.
Удалось отыскать в архивах статью « А если таким образом»
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/267/267740.htm
Отрывки из неё и привожу.
* * * * *
Речь идёт о Боге, которого все ощущают каким-то шестым чувством постоянно, буквально – каждый миг, хотя его никто не видел и не слышал. По представлениям людей, он существовал всегда и везде и пребудет в будущем во веки веков. Этот Бог всемогущ, всё ему подвластно. Ни один волос на голове не упадет без его ведома. Он справедлив и неподкупен. Молитвами и славословием его не обольстишь, взятки типа посвящённых ему храмов и свечек он не принимает. Имя ему – Время, в древности – Хронос. Каждому он дарит частицу себя – жизненное время. Хронос великодушен – каждому как бы говорит: поступай с моим даром как знаешь. Но справедлив до жестокости: растранжирил мой дар – пеняй на себя, больше не получишь. Но к тем, кто бережно обращается с его даром, он добр. Дарит дополнительное жизненное время, конечно, не им самим, а их потомкам.
* * * * *
Вкратце обрисуем упомянутые типы отношений.
ВРАЖДЕБНОСТЬ.
Жизненное кредо: я могу сберечь своё время, отняв его у чужих. Для сохранения нескольких своих лет или даже дней можно отнять у другого жизнь. Тем более, для сохранения своей минуты можно
отнять у другого дни и годы.
Главное – чтоб моё не убывало. Таков подход бессовестных, начиная от людоеда до продавца, стремящегося всучить некачественный, бесполезный или даже вредный товар.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ.
Я мог бы спасти тебе жизнь, но для этого я должен потратить несколько минут своей жизни. Зачем мне это? То, что я делаю для своего блага, может обернуться огромным потерями времени для других. А мне-то какое дело? Я забочусь о себе, а остальные пусть сами ушами не хлопают.
СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.
Если я буду сохранять свою минуту за счёт твоего года, то и ты можешь поступать по отношению ко мне также. Оборачивается не очень хорошо для моего «Я». Поэтому постараюсь воздерживаться от этого. Но если я могу сделать это тайком, или если ты не в силах отплатить той же монетой, то зачем мне воздерживаться?
СОТРУДНИЧЕСТВО.
Если я делаю для тебя то, что сохраняет твоё время, то и ты делаешь для меня то же самое – мы сотрудничаем. Но если сотрудничество с тобой приносит мне мало выгоды, я буду искать тех партнёров, которые принесут мне больше выгоды. И если мой отказ от сотрудничества с тобой принесёт тебе большИе потери, то это твои проблемы, а не мои.
ДРУЖЕСТВЕННОСТЬ.
Я ценю твоё время не меньше своего, даже больше, и в соответствии с этим поступаю. А кто вне нашего круга, то это не наше дело. Не могу же я заботится обо всех. По-моему, в этом случае наличествует частичная совесть, а не вся совесть.
СОБОРНОСТЬ
предполагает жизнь по совести. Да, я считаю одинаково ценным и своё время, и время других. Но поскольку эту оценку делаю я, то, чтобы не ошибиться, должен поставить впереди время других. Иногда это очевидно. Например, для спасения жизни ребёнка я должен рискнуть своей жизнью. В случае неудачи я теряю несколько оставшихся мне лет жизни, в случае удачи ребёнку спасена целая жизнь.
* * * * *
Вопрос о роли времени в человеческих отношениях не такой уж «инновационный». Экономисты давно обнаружили закон сбережения времени (обычно говорят «экономии времени»). Но в разных обществах он действует по-разному. При капитализме – это закон сбережения личного времени. При социализме – закон сбережения общественного времени. Я уже говорил об этом, но отношение нашей элиты к этому безразличное. Между тем очевидно, что если каждый стремится сохранить свою минуту, урвав год у другого, или даже урвав всего лишь секунду, но у миллиона других, общественное жизненное время катастрофически убывает. А, значит, в такой же степени убывает и среднее личное жизненное время.
* * * *
Так что в итоге приходим к выводу, что западные и прозападные круги могут говорить о единой религии только для заманивания народов в свой глобализм.
А другого кандидата на «единого бога», помимо Времени, у нас нет.