мнение суффиев о ИГИЛ особенно интересно, т.к они и являются наиболее глубокими знатоками ислама, и его наиболее квалифицированными носителями, Е.А Торчинов считал их аналогом православных исихастов и многочисленных разновидностей йоги. Никто лучше суффиев не сумеет классифицировать то или иное явление в исламе и разобраться в тонкостях мировоззрения того или иного течения ислама.
Развивая тему появления на Ближнем Востоке явления смертников и целого террористического государства ИГИЛ, в предыдущей части мы коснулись таких причин, как американо-европейская политика, осуществляемая в интересах Израиля, которая выражается в поддержке сепаратистских движений (курды), подрывной деятельности против сильных режимов (Ирак, Ливия, Сирия), открытой агрессии (Ирак, Ливия).
Отметили также, что в целом презрительное отношение к ценностям ислама, которое намеренно демонстрируется в западных странах (датские карикатуры, Шарли Эбдо) вызывают в ответ ненависть к этим странам. В том числе и со стороны исповедующих ислам граждан этих же стран. Учитывая, что, как правило, авторы этих провокаций становятся лауреатами различных престижных премий, можно предположить, что в Европе есть силы, предположительно произраильские, которые намеренно генерируют эту ненависть, рассчитывая довести дело до столкновения цивилизаций.
В таком столкновении, учитывая соотношение сил на данный момент, арабский, и возможно, исламский мир будет либо полностью уничтожен, либо подорван настолько, что превратится в услужливого раба «золотого миллиарда» еще лет на триста.
Сразу хочу предвосхитить радостное потирание руками наших исламофобов: не лучшая судьба ожидает и православный мир – для западной протестантской этики не менее чужды и носители византийских ценностей. По большому счету между исламом и православием больше общего, чем кажется на первый взгляд, хотя бы потому, что мир ислама – такое же продолжение византийского мира, как и православие. Правда с другой обрядовостью и одним важным противоречием (в определении сущности Христа).
Теперь конспирология.
Конспирологию так усиленно и натужно осмеивают ее главные фигуранты, что в нее невольно начинаешь верить. Почему бы и нет? Верим же мы в электричество, хоть зрительно не наблюдаем никаких заряженных частиц? А Бильдербергский клуб можно наблюдать воочию. Хоть и издалека. И сколько таких клубов скрыто от посторонних глаз можно только предполагать. Кстати, из России, за все время существования клуба, там удалось побывать только Явлинскому, Шевцовой, Мордашеву и Гуриеву, что не оставляет сомнений в вышесказанном, относительно западной протестантской этики и носителей византийских ценностей.
Но почему именно сейчас возникла необходимость столкнуть арабов- мусульман с христианами и атеистами? И почему арабы оказались готовы к такому столкновению?
Тут уж не обойтись без теории пассионарности Льва Гумилева. Народ у нас образованный и представлять выдающего русского мыслителя смысла нет. Отметим лишь, что она блестяще подтвердилась в 21 веке на примере арабского мира. Как он, впрочем, и предсказывал.
Итак, что мы видели на арабском востоке весь 20 век?
Потомки храбрых воинов, великих поэтов и ученых, громадный вклад которых в астрономию, химию, алгебру, географию, медицину, как ни пытаются, не могут опровергнуть нынешние пропагандисты образа «грязного араба с бомбой», прозябали на задворках цивилизации и казалось вечно будут петь про «дела отцов», периодически получая при этом по морде от израильтян.
Но в 2006 году произошло очень важное событие: очередная израильская экзекуция Ливана, кончилась тем, что по морде получил сам Израиль. Причем не от государства, а от небольшой общественной организации ливанских арабов-шиитов - «Хезболла».
Что изменилось? Если воспользоваться теорией пассионарности Гумилева, можно предположить, что примерно в начале 80-х годов на планете произошел очередной пассионарный взрыв. Его линия пролегла через Китай, Индию, Иран, Ирак, Сирию, Ливан. Этого никто не заметил, пока не выросло первое поколение пассионариев. Аккурат к 2006-му году.
Пассионарность, по Гумилеву, непреоборимое стремление к активной деятельности, нередко ради иллюзорных целей. Причем цель для пассионария важнее собственной жизни и благополучия, важнее жизни и благополучия окружающих. Пассионарность не имеет отношения к этике, она может быть направлена как на добро, так и во зло. Вот вам и ответ относительно, и победы в открытом бою над израильтянами (добро), и появления террористов-смертников (зло).
«Эксперты» от современного потребительского общества, рассуждая о смертниках со своей колокольни, с гуриями в прекрасных райских садах и прочими потребительскими радостями, выглядят просто глупо. Нельзя этого явления объяснить и религиозным фанатизмом. Арабы были не менее религиозны в 20-м веке и также знали о гуриях, но стремления к мученической смерти не демонстрировали. Все изменилось после того, как выросло поколение, родившееся в 80-е годы.
В мирных условиях других стран линии пассионарного взрыва – Китая, Индии, Ирана, избыточная энергии направлена в экономическую активность. Это можно наблюдать на примерах китайского, индийского «экономических чудес», на Иране, сумевшем в условиях жесточайшей блокады продолжить развитие своей экономики. На арабском востоке, который с 1948 года находится в состоянии перманентной войны, она не могла быть направлена ни на что иное, как на войну.
Кроме готовности к самопожертвованию и «длинной воли» (как называл Гумилев стремление пассионария к лидерству), пассионариев еще отличает способность заражать пассионарностью других. Пассионарии могут повести за собой толпу субпассионариев или даже тихих «гармоничников». А если перед пассионариями не толпа в несколько десятков человек, а аудитория в сотни тысяч? Аудитория фейсбука или ютуба? Представьте, сколько людей можно мобилизовать. И привести в ИГИЛ.
Антисистема ИГИЛ
Вот мы и добрались до ИГИЛ. Сразу оговорюсь, рассуждаем только в рамках известного постулата, что ИГИЛ – террористическая система, а не какая-то чудовищная мистификация.
В зависимости от исторических условий пассионариями могут создаваться как новые системы, так и антисистемы. К таким антисистемам Гумилев относил иранских маздакитов, европейских катаров, болгарских богумилов, некоторые средневековые ереси.
Он определял антисистему как «системную целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос. Антисистема вырабатывает для своих членов общее мировоззрение. Для антисистемы, независимо от конкретной идеологии ее членов, существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое — ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему. Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов» (взято из Википедии, некогда искать).
Исходя из этого определения, мы можем говорить об ИГИЛ как о ярко выраженной антисистеме, которая, благодаря современным технологиям, инкорпорирует в себя людей с негативным мироощущением со всего мира, отрицает все этнические и религиозные традиции, обычные стереотипы поведения. Поэтому нет ничего удивительного, что в эту антисистему может быть вовлечена и образованная Караулова из секулярной семьи, и какой-нибудь неграмотный пастух, и сын богатого бизнесмена. Всех их объединяет общий психотип – «мироощущение, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое — ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего». Для таких людей неважны этнические стереотипы будь то стереотипы русские, арабские или племени черноногих. Произойди пассионарный толчок с образованием подобной антисистемы где-нибудь на линии Англия – Норвегия, очевидно, они отправились бы в Англию или Норвегию.
Теперь вернемся к нашей конспирологии. Знают ли те, кто провоцирует мусульман и христиан на столкновение, об описанных Гумилевым законах развития человечества? Сильно подозреваю, что знают. Очень уж не любят его околовластные ученые определенного типа. Включить цитату от доктора исторических и географических наук Льва Гумилева в диссертацию – серьезный риск не пройти ВАК. Так, во всяком случае, меня когда-то предупредил меня мой научный руководитель.
Оппоненты опровергают его в свойственной этому типу ученых манере: «бред», «глупость», «антинаучно». Что не мешает им самим же оперировать его терминологией в своих трудах. Редко кто из известных авторов рискует на него сослаться, в том числе и евразийцы, хотя вклад Гумилева в евразийскую теорию гораздо больше, чем Трубецкого, так как эмпирические выводы последнего он дополнил археологическими доказательствами. Зато слово «пассионарность» употребляют все кому ни лень, зачастую, лишь приблизительно понимая его истинный смысл.
Иногда, кажется, что Гумилев вторгся в какие-то тайные знания управления человечеством, которые простым смертным знать не положено. Во всяком случае, пассионарную энергию Ближнего Востока, которая могла переформатировать регион и покончить здесь с наследием колониализма, слишком уж профессионально удалось перенаправить в антисистему ИГИЛ.
Можно предположить, что ИГИЛ должен, по замыслу его конструкторов, просуществовать достаточно долго. Чтобы раз за разом выталкивая массы мусульман в Европу, организуя теракты и притесняя христианское население на захваченных территориях, возник мощный мировой антиисламский фронт. Вполне допускаю, что по «программе-максимум» ИГИЛу позволили бы захватить Дамаск, Багдад и Мекку. Это легимитизировало бы государство в глазах мусульман, а значит, превратило бы ИГИЛ в общеисламское явление. Потом, скорее всего, эта энергия антисистемы была бы направлена на последнюю святыню ислама – Иерусалим. И тут уж по всей этой территории от Ирана до Египта можно было бы вдарить всеми имеющимися средствами, включая ядерные израильские. Тем более, что химического на удар возмездия в арабских арсеналах уже нет.
Сценарий этого апокалипсического для арабского мира развития ситуации был нарушен Россией. В отличие от американских ВВС, совершивших за все время операции в Сирии аж 6 боевых вылетов (впервые за всю историю американских военных операций, дядя Сэм озаботился безопасностью мирных жителей), Россия начала реально уничтожать антисистему. Чем и вызвала неудовольствие некоторых сил на западе.
Теперь, если исходить из нашей конспирологической теории, стоит ожидать реализации «программы-минимум». Создатели ИГИЛ попытаются уничтожить максимальное количество пассионариев, и погрузить арабский восток в очередной сон на ближайшие 400 лет.
Однако участием России в этих событиях, очевидно, сорвутся и эти планы. Как уже упоминалось выше, пассионарный толчок породил не только ушедших в антисистему пассионариев с энергией отрицательного мироощущения. Есть и Хезболла, которую Россия не намерена включать в список террористических организаций, есть другие пассионарии, воюющие против ИГИЛ. Если этот фонд сохранится, скоро мы не узнаем Ближнего Востока. Хоть и велика опасность «перегрева» системы, о которой упоминал Гумилев, пассионарии могут перебить друг друга, не оставив даже потомства. Поэтому, чем быстрее будет покончено с ИГИЛ, тем лучше для арабского мира.
Постскриптум. Возможно, никто не мечтает прервать предсказанный Гумилевым арабский ренессанс и тем более испепелить весь арабский мир. Это ж всего лишь смешная конспирологическая теория. Что не отрицает сами приведенные факты.
Постпостскриптум. «Скоро придет в мир древнейшее учение. Меня спрашивают: «Скоро ли придет это время?» Нет, не скоро. Еще Сирия не пала! Сирия рухнет к ногам победителя, но победитель окажется не тот!» (Ванга, за много-много лет до сирийских событий).