От Artur Ответить на сообщение
К Artur
Дата 09.07.2015 03:08:30 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты; Версия для печати

Приложение. Община Византии как модель для русской общины

Довольно большая часть цитат являются интерпретациями [0], проговаривая разные аспекты работы Ф.И. Успенского.

Приведёнными ниже цитатами я постараюсь доказать следующие тезисы:

Исторически византийская община сложилась на культурной почве Византии и её принципа симфонии властей. Обязанность византийской власти поддерживать условия для реализации Церковью её уставных функций в хозяйственной практике приводила к борьбе императора с латифундистами и опоре на общины[8]. Но складывание общины в свою очередь было отражением влияния быта и общественных отношений славян, в свою очередь формируя эти отношения по общим принципам устройства империи[0]. Т.о византийская община и законодательство её регулирующее стали первой итерацией притирки религии и общественных отношений славян, выступая в качестве модели для всех государств славян[0], да и вообще для всех государств Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока, даже для мусульман[3]
Вторая итерация проходила уже в самих государствах славян, но т.к все принципы устройства общества были теми же, что и в ВИ, служившей для всех государств мира образцом, и этнический компонент был тем же самым, если возникли отличия общины данного славянского государства от византийской модели, необходимо отдельно и специально указывать на факторы приведшие к этому отличию.

А СГКМ из-за желания найти сугубо атеистические основания и объяснения всем феноменам русской истории и культуры считает что нельзя ни в коем случае сравнивать Россию с Византией - почитайте архивы форума на тему дискуссии о фильме Шевкуна "Гибель империи. Византийский урок". Эта позиция призвана защищать одна из его крупных ошибок - отделение солидаризма и хозяйственных механизмы русской общины от религии, тогда как они неразделимы.
Наука[0] говорит именно о том, что модель русской общины возникла в ВИ в виде неразрывной связь религии и хозяйственных потребностей, а потом была импортирована в русскую культурную и законодательную среду , однородную с византийской. Импорт общины это часть процесса культурного, духовного, законодательного импорта, импорта отношений власти и устройства общества ВИ - одним словом импорта наследия и опыта ВИ, самого развитого общества того времени.

Уже даже М.Хазин усвоил в чём заключается византийский стиль взаимоотношений власти с обществом, усвоенный в России. Т.е даже Хазин опираясь на исследования Лидова признаёт фундаментальное влияние Византии на Россию, а вот СГКМ всё говорит о сферическом солидаризме в хозяйственном вакууме. А ведь влияние Византии означает подчинение хозяйствования логике религии, или по крайней мере выправления хозяйствования религией, и следовательно никакого самостоятельного солидаризма и автономных правил хозяйствования в России быть не может.




>>эпоха Реформации ознаменовалась появлением протестантизма, который изменил важнейший принцип христианства - принцип только коллективного спасения при помощи Церкви, уничтожив тем самым систему поддержки пассивного большинства, открыв дорогу для манипулирования им.
>>В частности одним из проявлений этой манипуляции является принцип демократии, в условиях когда большая часть населения подвержена манипуляциям.
>
>Демократия бывает разнаяв общинах русских крестьян она большей частью была подлинная, без манипуляций.

только благодаря тому, что она является формой, отшлифованной самой культурной и развитой страной средневековья на протяжении многих столетий всей силой своей культуры - представлениями о власти, о религии, о хозяйствовании и о методе их взаимодействия.

И так как вся мощь религии в полную силу была задействована в общинной жизни, в том числе и в вопросе поддержки слабых, то и демократия в общине была полноценной. Эту мысль надо выразить ещё раз - ни какого эффективного механизма (само)управления и хозяйствования не может быть без полного использования всех культурных и духовных механизмов поддержки слабых.
По простому - демократия и успешная хозяйственная деятельность невозможна без Церкви и партии.

Партия тоже необходима, т.к как бы не была активна Церковь в общественной жизни, и как бы не имела собственного взгляда на устройство и ход вещей в общественной жизни, тем не менее хозяйственная и политическая активность в избытке имеет аспекты не попадающие под регламентацию/управление Церкви

Цитаты
--------------------------------------------------
http://wiki.ru/sites/vizantiyskaya_imperiya/id-articles-487091.html

Акад. Ф. И. Успенский[0], оказавший влияние на изучение Византии во всем мире, выска­зал справедливую мысль, что история славян в своих истоках, до образования славянских го­сударств, во многом скрывается в истории Византии. Не только в начальных стадиях история славян так тесно связана с Византией, но и в последующем их развитии сказалось ее мощное культурное влияние. Неоспоримым является также и другой факт, а именно, что сама Византия на протяжении нескольких веков оказалась под влиянием славянских «варваров», значение которого было столь велико, что породило в ее государственном развитии совершенно новые явления.
..
В VIII в. законодательство императоров-иконоборцев свидетельствует о том, что основой хозяйства Византии была свободная крестьянская община. Появление ее было также и следст­вием заселения славянами ряда областей, принадлежавших Византии, где славяне продолжали жить общиной, создавая отношения нового типа, подобно тому как их создала крестьянская марка на Западе. Так намечается одна из черт конечного результата того взаимодействия меж­ду славянами и Византией, которое имеет всемирно-историческое значение.


С.Лурье "Русская община: причины гибели" [3]

1. Крестьянская община у различных народов
Приступая к исследованию русской крестьянской общины, мы должны прежде всего отрешиться от двух крайних взглядов. С одной стороны, община не была исключительно русским явлением. Более того, большинство ее черт, таких как общинная солидарность, обычай соседской взаимопомощи и т. д., являются широко распространенными во многих странах мира. С другой стороны, общину нельзя рассматривать просто как стадиальную форму развития сельскохозяйственного коллектива, она не является архаическим пережитком (в России она возникла только в XIII-XIV веках), генезис и тенденции ее развития в разных странах различны, и можно даже высказать предположение, что часто одним словом "община" исследователи называют организации, сходные по своим внешним чертам (например, наличию земельных переделов), но абсолютно различные по своей сущности.

крестьянская община Восточного Средиземноморья и Среднего Востока по своему хозяйственному и организационному устройству сходна с русской общиной, хотя община мусульманских народов отличалась от русской по ряду социальных функций и, что главное, не была в полном смысле слова "миром".

Кроме того, уже в ХlХ веке в арабской, персидской, турецкой и курдской крестьянских общинах наблюдалась тенденция перехода к частной собственности на землю и переделы производились все реже. Например, "лишь весьма неясные сообщения свидетельствуют о существовании у курдов патрономических владений и пользования пахотной землей с посемейным распределением. <...> Как на западе, в Ираке, так и на востоке, в курдских районах северо-восточной Турции и западного Ирана, в сравнительно больших деревнях и небольших горных поселках исследователи отмечают лишь существование крестьян-собственников и крестьян-арендаторов помещичьих земель" [3, с. 58]. У народов Ближнего Востока иным являлся и генезис общины - он связан с оседанием кочевых племен на землe, и по мере отхода от кочевых традиций общинные структуры приходят все в больший упадок.

Зато в армянской общине мы наблюдаем тенденции, сходные с русскими. Она была крестьянским "миром" со всем многообразием его функций и, кроме того, имела тенденции землепользования, сходные с русской общиной, в частности усиление уравнительных механизмов.

У другого восточно-христианского народа - грузин - община была значительно менее распространена


С.Лурье "Российская государственность и русская община" - http://svlourie.narod.ru/metamorphoses/state-obsh.htm


вот отрывок из работы С.Лурье:

Община не является специфически русским явлением, как полагали многие писатели ХIХ века. Поземельные общины, по типу похожие на русскую, существовали во многих местностях Ближнего и Среднего Востока как у христианских, так и мусульманских народов. Причем у некоторых христианских народов община была "миром" практически в том же смысле слова, что и у русских. Отличительной чертой русской общины являлось ее центральное место в самоидентификации подавляющего числа членов русского общества, и, следовательно, та значительная роль, которую община играла в общественной жизни в целом.


вот отрывок из [5]:

Византия – это империя, абсолютная монархия. Но чем занимаются императоры в сфере общественной деятельности? На это в свое время обратил внимание крупный французский историк прошлого века Шарль Диль. Они занимаются тем, что защищают бедные слои общества. В Византии было два класса: класс богатых, которых называли «динаты» и класс бедных «пенитес». Когда мы читаем законы и высказывания императоров, там сквозной нитью проходит тема необходимости постоянной защиты этих мелких собственников, землепользователей, ремесленников от притеснений динатов. Это не имитация деятельности. И как это не похоже на модель, которая привычно существует у нас в сознании, что глава государства выражает интересы правящего класса, обеспечивает его управление и доминирование над обществом.

вот отрывок из [8] о том же вопросе:

Нормативные свойства христианского логоса: влияние на общество и экономику



Необходимо понять, что христианская религия, ни в коем случае не является исключительно обрядовой или чисто личной вещью. Обряд играет важную, но подчинённую роль. В первую очередь - это идеология, это представление об основных ценностях, понятиях, императивах, нормативах, образцах, предписаниях, правилах – о том, что должно быть сделано, о том, что не должно быть сделано, что хорошо, что плохо, какими должны быть общество, государство, политика, нравственность, культура – а какими нет. Более того, есть христианские нормативы относительно того, какой должна быть экономика. Существует, например, православное представление об экономике, сдерживавшее в Византии в своё время развитие латифундий, то есть единоличных землевладений, и это представление об экономическом устройстве государства, где высшая императорская власть выступала гарантом интересов мелких землевладельцев, существовало почти до конца Византийской империи (об этом подробно писал профессор Ф.И.Успенский в «Истории Византийской Империи»[0]). Императоры периодически издавали эдикты, которые ограничивали развитие феодализма в Византии, и иногда напрямую передавали земли зарвавшихся землевладельцев свободным крестьянским обществам.

В византизме большая роль уделялась свободному крестьянству. Интересна этимология русского слова «крестьянин», оно происходит от слова «христианин». На Руси говорили: «Это - известный человек, князь, это – уважаемый человек, священник, а это кто? А это мы не знаем кто, это просто христианин». Русское слово «крестьяне» – это «христиане». Обычные христиане, то есть не выдающиеся ничем люди. И вот поэтому под крестьянами изначально понимали не только тех, кто занимался трудом сельскохозяйственным, но просто православных людей, не принадлежавших к какому-то известному боярскому, дворянскому или священническому роду.

В основе византийской экономики лежало представление о необходимости таким образом устраивать экономическую систему, чтобы простые христиане, то есть христиане, не попадали в абсолютную зависимость от своих господ, чтобы отношения между людьми определялись христианскими нормами.

Наш известный византолог профессор Успенский доказал, что благодаря вышеупомянутым эдиктам в Восточно-Римской империи, то есть в Византии, феодальные отношения не получили развития. Не то, что они не развивались сами по себе - они искусственно прерывались. Если посмотреть с точки зрения современного логоса Нового времени: там не было того «прогресса», который был в католических и протестантских странах, где феодализму ничто не препятствовало в отличие от Византии, где господствовали иные социо-религиозные установки.

Таким образом, вполне можно говорить о православной экономике. С греческого языка «экономика» переводится как «домостроительство». «Домострой», это перевод на русский язык греческого слова «экономика». Экономика – это домострой, домостроительство. Это понятие используется в богословии для описания функций Трёх Лиц Пресвятой Троицы, но сейчас это слово, в качестве названия дисциплины, употребляется совершенно в другом смысле.



[0] Ф. И. Успенский "История Византийской империи. Том 3" http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-vizantijskoj-imperii-tom3-uspenskij/1_10
[1] Е.А Торчинов "Религии мира:опыт запредельного" - http://vizantarm.am/page.php?145
[2] Е.А Торчинов "Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного" - http://vizantarm.am/page.php?146

[3] С.Лурье "Русская община: причины гибели. шестая глава" - http://svlourie.narod.ru/metamorphoses/russ-obsh.htm
[4] "Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид художественного творчества" - http://polit.ru/article/2007/06/14/ierotop/
[5] "Византийский миф и европейская идентичность" - http://www.polit.ru/article/2010/04/08/byzantine/
[6] "Теория русской власти" - http://vizantarm.am/page.php?181

[7] "Восстановление суверенности во время перехода лидерства между технологическими зонами" - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/357253.htm
[8] Дугин А. "Логос и мифос.Социология глубин" - http://www.vizantarm.am/page.php?344#93
[9] "Хазин о структуре элиты и исторической традиции её формирования в России" - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/333/333701.htm