От victor belov Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.)
Дата 04.06.2015 22:28:30 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты; Версия для печати

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

О детстве, семье и школе

Одним из главных лозунгов советского общества был лозунг «Всё лучшее – детям!», который во многом успешно реализовывался на практике.
Совсем другое отношение к детям было продемонстрировано российскими властями после пришествия неолиберализма. Для новой идеологии и новой власти дети оказались лишней, ненужной, громоздкой обузой.

«Детская смертность в России в три раза выше, чем в Европе. 17 миллионов детей России (каждый третий) живут за чертой бедности. Наша страна занимает первое место в мире по числу официально зарегистрированных детей-сирот – более 530 тысяч человек. Каждый год в домах ребёнка остаётся 15 тысяч новорождённых. Более 300 тысяч рождаются вне брака. 170 тысяч родителей состоят на учёте как неблагополучные, половина из них – матери. Матери-одиночки умерщвляют 200 детей в год. 25 тысяч родителей каждый год лишаются родительских прав./…/
В больших городах скапливаются беспризорники со всей России и стран СНГ. По данным МВД, ежегодно около 60 тысяч подростков проходят через центры временной изоляции для несовершеннолетних (ЦВИНП) – бывшие приёмники-распределители. При этом 70 процентов юных арестантов не совершали никаких преступлений, то есть содержались в ЦВИНП незаконно. По логике, они должны были помещаться в учреждения социального обслуживания, но этих учреждений в России почти нет, поэтому – пожалуйста, в тюрьму».
(Газета «Совершенно секретно» № 6, июнь 2006 г).

Никто из ответственных лиц не может точно сказать, сколько заброшенных родителями и обществом беспризорных и безнадзорных детей живёт и гибнет сегодня в подвалах, канализационных колодцах и притонах огромной страны. Официальные и неофициальные цифры колеблются от миллиона до четырёх. Трудно подобрать точные слова, которыми можно и нужно назвать государство, так жестоко и безжалостно убивающее жизнь в себе самом. Ясно одно, при подобном отношении общества к собственной главной ценности – будущему своей страны – собственным детям,- никакого будущего оно не имеет, и иметь не может.

Российским правительством, начиная с 2006 года, были предприняты некоторые попытки смягчения невыносимого положения с материнством и детством в рамках государственных демографических программ, но носили они несистемный, паллиативный характер. Это подтвердили первые итоги переписи населения, проведённой в России в октябре 2010 года. Уже первые данные переписи дали удручающие результаты – убыль населения со времени проведения последней переписи 2002 года составила два с лишним миллиона человек, даже с учётом миграционного прироста. Другими словами, количество жителей России уменьшилось за 8 лет на целую страну, такую, например, как Латвия. По расчётам экспертов из Бюро переписи США к 2050 году население России сократится на 30 млн. человек. А ещё через сотню лет, на всей бывшей территории России от коренного населения не останется никаких воспоминаний.

Очевидно, критическая демографическая ситуация требует от государства проведения экстренных, всеохватных мер, которые ни в коем случае не должны ограничиваться увеличением детских пособий и открытием новых детских садиков и приютов. Нужна радикальная смена курса социальной политики и должна она проводиться не в рамках неолиберальных монетаристских ценностей-доктрин, а в рамках испытанных традиционных ценностей, тех самых, которые привнесли в древний варварский мир первые христианские общины. И первой из этих ценностей является бескорыстная, самоотверженная любовь к ближнему, ребёнку, нерушимое чувство долга оказания помощи слабым, беззащитным детям, независящее от состояния их здоровья, происхождения, формы носа и цвета кожи.

Но, к сожалению, торжествующий сегодня в стране неолиберализм уже успел глубоко запустить свои когти не только в общественное устройство, но и даже в тончайшую, сакральную сферу семейных отношений, пытаясь внедрить в традиционные семейные связи рациональные рыночные механизмы. Безбрежный разгул либерализма и толерантности дошёл и до остававшихся до последнего времени священными и неприкосновенными отношений отцов и детей. По сути дела традиционная основа семьи, до сих пор строившаяся на сложном комплексе высоких чувств взаимной любви, долга, ответственности и уважения, в наши дни принудительно меняется на примитив сделок «купи-продай». Вся сложная проблематика отношений отцов и детей сводится сегодня к простому правилу: «я тебе убираю комнату, иду в магазин, делаю уроки, а ты мне соответственно выплачиваешь 5, 10, 20 рублей, остальное тебя не касается». В системе новых либеральных ценностей традиционные формы воспитания подрастающего поколения, основанные на естественных человеческих чувствах долга, привязанности, любви, ответственности за близких, растворяются в воздухе, подменяясь примитивным преследованием корыстных эгоистических интересов индивида, ненасытной жаждой удовлетворения его потребительских инстинктов. К этому добавляется требование полной свободы самовыражения, доходящей до исступления. Культ безграничного самовыражения, вкупе с безграничной толерантностью неотвратимо и навсегда хоронят традиционные семейные связи.

Эта революционная смена ценностей происходит на наших глазах в многообразных формах, в т. ч. и под видом защиты прав несовершеннолетних. В системе традиционных ценностей ребёнок является маленьким человечком, который многому ещё должен научиться, во многом разобраться и многое постигнуть. В этом должны ему в первую очередь помогать его родители, чутко и умело используя широкий набор воспитательных средств, начиная от наказания за серьёзные проступки и кончая многообразными мерами поощрения за добрые дела. И ответственность за все действия собственных детей несут именно они, поскольку сам ребёнок до определённого возраста не является полностью сформировавшейся личностью, способной в полной мере отвечать за свои поступки.
Несмотря на это для всех очевидное положение, сегодняшние нормы западной ювенальной юстиции предусматривают такие механизмы, которые, с одной стороны, лишают родителей возможности применения хорошо зарекомендовавших себя за многие века воспитательных средств, а, с другой стороны, наделяют ребёнка правами, далеко выходящими за рамки разумной необходимости. Согласно этим нормам, родители могут быть лишены родительских прав не только за систематическое физическое насилие, но и за оказываемое ими моральное давление, под которым могут подразумеваться и обычные приёмы проведения воспитательной работы с ребёнком, подростком. Ребёнок поощряется новой системой отношений отцов и детей к написанию доносов на собственных родителей по любому поводу, будь то отказ во второй порции мороженого, в покупке новомодной модели мобильного телефона, компьютера и т. п. Нетрудно себе представить, что принятие подобных законов в России будет способствовать не укреплению семьи, а её окончательному распаду.
Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что культивирование конфронтационного, конфликтного климата в святая святых - семье, никаких иных последствий, кроме её тотального разрушения, иметь не может. Потеря же традиционного старейшего общественного института, которым является семья, и на котором всё человеческое общество до сих пор успешно строилось и существовало, неизбежно приведёт и его к полному развалу. Поэтому можно утверждать, что общество многих стран мира сегодня, благодаря подмене традиционных семейных ценностей неолиберальными, стоит на пороге самоликвидации.

Либерализм отменил любовь к ближнему, заменив её конкуренцией индивидов, и горькие плоды этой отмены уже хорошо чувствуются сегодня. Но полной ложкой вкушать их горечь придётся нашим детям, если мы будем продолжать также безучастно смотреть на угрожающие нашему обществу радикальные изменения нравственности и высоких моральных ценностей.

На наших глазах происходит коренной слом и другой важнейшей ценности, которая должна являться неотъемлемой составляющей воспитательного процесса подрастающих поколений. Мы говорим о присущем человеку с момента его рождения стремлению к творчеству, исследованию, созиданию. Соответственно душа каждого ребёнка – это душа неутомимого творца, вдохновенного созидателя, пытливого исследователя. Она способна на высочайшие творческие порывы и взлёты, её изобретательность и тяга к новым открытиям не знает пределов. И задача общества заключается в том, чтобы не дать преждевременно погаснуть этим бесценным порывам молодой души под тяжестью повседневных бытовых проблем и ненасытного желания удовлетворения только меркантильных, утилитарных интересов и потребностей. Надолго сохранив в молодом человеке жажду к творчеству, к постижению загадок природы, к созданию новых, фантастических машин и технологий, несомненно, общество выигрывает как минимум дважды. Во-первых, получая новое, лучшее качество жизни, при котором постепенно будет исчезать вредный, тяжёлый, монотонный труд, повсеместно сменяясь на интересную, захватывающую, инициативную творческую деятельность. А во-вторых, потому, что только в условиях всемерного поощрения и развития в человеческом обществе природной потребности человека в реализации своих творческих, интеллектуальных способностей, он может быть счастлив. И чем большим количеством по-настоящему счастливых людей будет располагать общество, тем благополучней и счастливей станет жизнь каждого его члена.

Казалось бы, приведённые выше слова - самоочевидная истина. Но вот что сегодня заявляет один из властных либералов России, занимавший до недавнего времени высокую должность министра образования и науки РФ.
"Пора прекращать воспитывать в российских школах и вузах человека-творца, чтобы сосредоточиться на воспитании потребителя".
Уровень интеллектуального и нравственного развития автора этого и подобных высказываний у каждого нормального человека наверняка вызовет большие сомнения. Но дело тут не только в системном противоречии, неизбежно возникающем при практической реализации этого лозунга – кто же будет, в таком случае, созидать? Неразрешимая проблема, которую заботливо уготовил России её министр образования и науки, заключается в другом. Человек, не подготовленный с детских лет к умению анализировать, творчески мыслить, не приобретший элементарных навыков созидательного труда, никогда не сможет этому научиться позже, в его дальнейшей жизни. Науке хорошо известны многочисленные примеры взращенных животными детей-маугли, которые неопровержимо доказали, что процесс воспитания человеческой личности носит необратимый характер и то, что было упущено на определённом этапе, никакими силами невозможно восстановить в дальнейшем. Министр образования собрался взращивать в России уже не поколение «пепси», а поколение детей–«полумаугли», которые способны только брать, ничего не давая взамен. Эти дети–«полумаугли», несомненно, научатся ловко вырывать из чужих рук понравившуюся им игрушку, им ничего не будет стоить оскорбить и унизить своего товарища, сверстника и даже взрослого, если тот окажется физически слабее и беззащитнее. При этом они не смогут оценить труд других людей, достижения предшествующих поколений. Наверняка они будут владеть навыками бойкого обращения с мобильным телефоном и оргтехникой, но у них будет полностью отсутствовать умение и, самое главное, желание созидать, творить, мастерить что-то полезное и нужное людям. В итоге Россия получит общество, состоящее из ничего не умеющих, ничего не знающих и ни на что не способных, кроме как на сдачу анализов и удовлетворение естественных потребностей, людей-«полумаугли».

Сегодня в российском обществе широко распространено мнение, что в наше время нет больше смысла говорить о школе в старых понятиях как об универсальном институте, совершенно необходимом каждому ребёнку для всесторонней подготовки к взрослой жизни. Действительно, продолжающая шагать семимильными шагами НТР, бурные процессы интеграции и глобализации меняют мир на глазах, оставляя всё меньше «медвежьих углов» на планете Земля. Современный человек, чтобы не отстать от жизни, должен сегодня постоянно учиться. Полученные в школе и университете базовые знания уже не могут, как раньше, успешно служить их обладателю на протяжении всей его жизни и должны постоянно обновляться. И всё же отказ от школы именно как от фундамента будущей человеческой жизни является фатальной ошибкой. Понятие «школа» имеет гораздо высшую ценность, чем часть образовательной системы государства. Безусловно, основную ответственность за становление личности будущего взрослого человека, воспитание его характера и формирование его устойчивого мировоззрения несла, несёт и впредь будет нести семья, родители, давшие жизнь этому человеку. Но немалая роль в этом процессе должна быть отведена и школе. Школа также, на равных с семьёй, обязана задавать направление развития личности ребёнка, а при необходимости и корректировать промахи воспитания, допущенные в семье.
Поэтому миссия школы, значение школьного воспитания и образования не должны сводиться к узкому, утилитарному вопросу обучения детей счёту и грамоте. Помимо того, школа - это срез общества, поэтому именно от неё во многом зависит то, насколько точно, полно и квалифицированно будет подготовлен будущий гражданин общества для полноценного и уверенного вхождения его во взрослую жизнь. И те базовые ценности, на которых это общество было основано и которыми оно руководствовалось на протяжении всей истории его существования, должны стать фундаментом школьного образования. Говоря другими словами, родители и школа должны «привить» подрастающим поколениям вакцину основополагающих ценностей русского народа. Сегодня много говорится о трудностях воспитания, о бессилии самых лучших приёмов и методик педагогики перед генетическим фактором, о решающем влиянии на воспитание подрастающего поколения среды, масс-медиа и т.д. Всё это так, но это вовсе не означает, что мы, родители и учителя, скорбно вздохнув, должны отойти в сторону и безучастно наблюдать за тем, что происходит с нашими детьми. Да, генетический фактор оказывает определённое влияние на становление личности человека. Но сто крат большее влияние на направление её развития и на её становление оказывает социальный фактор – те же родители, семья, школа, общество, среда, воспитание, образование. Это нам неопровержимо доказали многочисленные примеры с детьми-маугли. Без человеческого окружения, без общественной социальной среды, наконец, без доброй семейной атмосферы любви, согласия, взаимопонимания человек вообще невозможен. Поэтому результат воспитания будущего человека целиком и полностью зависит от общества и его базовых ценностей.

На каком же ценностном фундаменте выстраивают нынче свои жизненные приоритеты молодые русские люди? Кому сегодня в России вообще доверено решение стратегической задачи воспитания грядущих поколений? Исполнение этой важнейшей миссии в современной России полностью передано в руки всё тех же западных представителей неолиберальной идеологии, проповедующей в первую очередь, разнузданную свободу самовыражения, культ потребления и крайний эгоизм-индивидуализм, которые надёжно, как щитом, прикрываются агрессивно навязываемой этими же идеологами безграничной толерантностью. «Ешь, пей, веселись, сегодня круче, чем вчера, а завтра круче, чем сегодня!».

Искусно поощряемая, безмерно раздуваемая среди молодых людей жажда к свободе самовыражения, пламенный призыв к поиску новых, необычных ощущений и наслаждений не знают пределов и неотвратимо уводят человека в мир обманчивых, мнимых ценностей.
Да, свобода творчества, самовыражения индивида очень важна для общества. Но не меньшую важность имеет её строгое ограничение рамками устоявшихся и принятых в обществе нравственных норм. Без неукоснительного соблюдения этих, основанных на традиционных ценностях норм, безграничная свобода самовыражения и поиска наслаждений не только способна убить в человеке его душу, без которой он перестаёт быть человеком, но и неизбежно ведёт его вниз по всем известной мрачной лестнице, на последней ступеньке которой лежит шприц с лошадиной дозой морфия. Поэтому семейное, дошкольное и школьное воспитание должно быть трижды традиционно-реакционным, чтобы ни в коем случае не навредить становлению неокрепшей, хрупкой юной души, ещё не готовой ко всем трудностям, многочисленным несправедливостям, извращениям, уродствам и прочим проблемам взрослой жизни.
В каждой жизни неизбежно наступление определённого этапа, когда у молодого человека раскрываются глаза на все эти «прелести», но важно, чтобы этот этап был максимально отдалён и растянут по времени. Тогда потрясение от увиденного и услышанного будет не столь велико, и этот этап встретит уже не невинный ребёнок, но хорошо подготовленный, умеющий различать добро и зло, полностью сформированный человек, которого всегда поддержит и которому поможет в трудную минуту разочарований и сомнений огромная ценность – память счастливого детства. В детстве ребёнок должен учиться добру, любви, состраданию, справедливости, прилежанию, честности, ответственности, но не решать проблемы безопасного секса, изучать виды насилий, аморального поведения и т. п. От всех этих проблем и пороков взрослой жизни ребёнок должен быть надёжно ограждён заботой взрослых. Для успешного развития демократии в стране не должно быть политической цензуры. Но вот нравственная цензура, хотя бы в форме общественных надзорных организаций по типу Родительского совета по телевидению в США, в стране обязана быть во имя здоровья и счастья грядущих поколений. Всему своё время. Только строго придерживаясь этого правила, мы сможем сохранить в памяти нашей подрастающей смены самые тёплые и самые добрые воспоминания о детстве, которые будут поддерживать наших детей всю жизнь.

Одним из краеугольных установлений справедливо устроенного общества, основой подлинной демократии является норма, согласно которой ребёнок, родившийся в семье академика, и ребёнок, появившийся на свет в семье нищих, беспробудных пьяниц-родителей, гарантированно обеспечиваются обществом равными правами и возможностями на получение достойного образования. А в последующем эти дети должны иметь равные шансы на то, чтобы стать топ-менеджером или президентом. Если же это условие в обществе не выполняется, то цена ему - ломаный грош. Такое общество иначе, как диким не назовёшь, и никакого отношения ни к демократии, ни к справедливости оно не имеет, как бы красиво и благозвучно не именовалось.

Крепкая, надёжная связь поколений, их глубокое взаимное уважение и взаимопонимание также являются необходимой составляющей счастливого детства. Поэтому дедушки и внуки должны читать одни и те же сказки про репку и колобка, учить одни и те же стишки о мячике, о мишке с оторванной лапой, петь одни и те же песни про елочку, чтобы без слов понимать друг друга, чтобы сохранять в поколениях весь тот необходимый набор традиционных ценностей, на которых веками строилась жизнь русского народа. И в школе старшеклассники должны заботиться о «подшефных» малышах, помогать им в решении трудных задачек, в организации праздников. В школу нужно вернуть традицию ношения школьной формы: все школьники должны сидеть на уроках не в диковинных африканских нарядах, а в установленных родительским советом костюмчиках и жакетах. Стараясь поспевать за НТР, школа всё же не должна забывать, что одной из важнейших её целей является задача сохранения преемственности поколений, сбережения народных традиций. Именно крепкий союз, тесное сотрудничество семьи и школы могут и должны сделать ребёнка гармонично развитым, безупречно нравственно воспитанным и, конечно, счастливым, чтобы он на пороге своего вступления во взрослую жизнь мог радостно и благодарно сказать: «За детство счастливое наше, спасибо родная страна!».