От K Ответить на сообщение
К Вячеслав Ответить по почте
Дата 02.03.2009 08:38:17 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Культура; Версия для печати

Предъявите экскаватор, пожалуйста

> А сам фальсификационизм как и диамат уже занял место в музее истории
> мыслительных инструментариев. Впрочем, в жизни бывают случаи, когда лопата
> оказывается эффективней экскаватора и в связи с этим извлекается из музея. В
> отношении фальсификационизма это работает, когда возникают проблемы на стыках
> наук и непрофессионалы в предметных областях вынуждены проводить грубую оценку
> <чужих> теорий? ну и, разумеется, при популяризации. Да собственно и диамат
> как великолепное лекарство от всех сортов идеализмов тоже иногда бывает
> востребован. Вот только нормальные люди понимают, что от этих граблей и лопат
> отказались не потому что они плохи, а потому что экскаватор хорош.

А то как бы этот экскаватор не оказался из разряда драконов из мира фэнтези.
Судя по сегодняшнему кризису и по прогнозам западных аналитиков (наших даже
упоминать стыдно), у них не экскаватор, а магические кристаллы из мира фэнтези.
Где экскаватор? Предъявите экскаватор, пожалуйста. Или и Вас будем считать
заслуженным гражданином страны драконов.
По поводу <фальсификационизма>. Он имеет очевидную классовую природу. В
классическом варианте научность определяется - критическим подходом (в этом
антагонизм науки и религии), проверка практикой (в математике бывало, что сами
основания приходилось менять - евклидова геометрия, история определение основ
инт-диф исчисления), востребованность общественной практикой и т.д. От этих
определений, вполне четких и ясных, но, известно, откуда растущих (из <философии
практики>, как Грамши называл марксизм), автор двухтомного труда <Демократия и
ее враги> пытался всеми силами избавиться. В результате появился абкоцанный
вариант с формулировкой задом наперед (она позволяла еще и избежать социальной
ответственности ученого), в нем ученый не выполняет общественно значимую задачу
получения новых знаний, а играет в некую игру, одно из правил которой - дать
возможность другому играющему некий простор для доказательств не правоты
первого. Как пели в одной песенки про перестроечную <демократию> - <это значит,
что хочешь кричи>, т.е. можно дать человеку надсаждаться сколь угодно долго,
лишь бы у него не было реальных механизмов повлиять на ситуацию. Этого же
добивался и Поппер в своей формулировке - развести ученого и общественную
практику, что является исключительно классовой задачей - оставить прерогативу
общественной практики исключительно за правящими классами (именно этой же задаче
посвящен и солидаризм).

Люди гибнут за металл!